• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Введение в лингвистику

Статус: Курс по выбору (Античность)
Направление: 46.03.01. История
Когда читается: 2-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 92

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит студентов с основными сведениями о теоретической лингвистике. Даётся обзор основных уровней языка и соответствующих им лингвистических дисциплин. Основное внимание уделяется таким уровням языка, как фонетика (фонология и морфология). Также курс формирует навыки самостоятельного анализа научного текста, академического письма и академической речи, готовит к выполнению профессиональных обязанностей в сфере филологии.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знакомство с современными представлениями о языке как объекте научного исследования
  • знакомство с основными областями языкознания, задачами, которые ими ставятся, и методами, которые ими используются
  • знакомство с основными методами анализа фонетического, фонологического и морфологического уровня языка, а также основными теоретическими концепциями соответствующих областей лингвистики
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • в общих чертах формулировать лингвистическую и философскую программу де Соссюра.
  • восстанавливать глубинную форму слова
  • давать определение глубинной формы слова
  • давать определение грамматического значения
  • давать определение языковой норме
  • делать простейший фонологический анализ
  • делать транскрипцию с помощью IPA
  • диагностировать базовую конструкцию предложения в данном языке
  • диагностировать именную группу как аргумент или адъюнкт
  • диагностировать морфонологические операции по данной парадигме / словоизменительному гнезду
  • диагностировать тип маркирования синтаксической связи
  • доказывать существование в языке двух разных фонем
  • квалифицировать значение как грамматическое
  • квалифицировать проблему, встретившуюся им в процессе профессиональной деятельности, как лингвистическую или содержащую лингвистический компонент
  • описывать фонетические характеристики гласного звука
  • описывать фонетические характеристики согласного звука;
  • описывать фонетическую разницу между двумя похожими звуками
  • описывать фонетическую разницу между двумя похожими согласными звуками
  • определять позицию языковой единицы на линейно-синтагматическом континууме
  • определять характер границы между морфемами в данном слове
  • перечислять основные типы базовых конструкций предложения и давать им характеристики
  • представлять набор словоформ слова в виде парадигмы
  • применять основные философские критерии научного знания к распространённым сегодня учениям о связи языка и сознания
  • применять сравнительно-исторический метод к адаптированному материалу (решать простейшие задачи на реконструкцию)
  • формулировать задачи вариационной социолингвистики
  • формулировать задачи современных психо- и нейролингвистики
  • формулировать и проверять основные признаки подлежащего
  • формулировать критерии языкового родства
  • формулировать основные концепции современного синтаксиса (генеративный синтаксис; функционально-типологический синтаксис)
  • формулировать основные типологические противопоставления в семантических зонах времени, вида, модальности, эвиденциальности
  • формулировать основные типологические противопоставления в системах словоизменительных классов, падежа, числа, посессивности
  • формулировать основы сравнительно-исторического метода
  • формулировать предмет и задачи лингвистики
  • формулировать различие в предметах и задачах лингвистики и: практического изучения языков, филологии, литературоведения;
  • формулировать свойства клитик, аффиксов, субморфов, словоформ
  • формулировать фонологические характеристики некоторых семей и ареалов; семьи и ареала, которым принадлежит изучаемый язык / языки
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Что такое лингвистика?
  • Семиотика. Что такое обозначать?
  • Фонетика: гласные
  • Фонетика: согласные
  • Фонология
  • Типология фонетических систем
  • Морфемика. Типология морфем
  • Морфонология
  • Морфология: грамматическое значение
  • Морфология: грамматическая семантика именных категорий
  • Морфология: грамматическая семантика глагольных категорий
  • Синтаксис: общая проблематика. Типы морфологического маркирования синтаксической связи
  • Синтаксис: предикатно-аргументная структура
  • Синтаксис: типология базовых конструкций предложения
  • Сравнительно-историческое языкознание
  • Социолингвистика
  • Психолингвистика и нейролингвистика
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание № 1 (Фонетика и фонология)
  • неблокирующий Домашнее задание № 2 (Морфология)
  • неблокирующий Домашнее задание № 3 (синтаксис)
  • неблокирующий Контрольная работа № 1
  • неблокирующий Контрольная работа № 2
  • неблокирующий Коллоквиум
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в устной форме с использованием асинхронного прокторинга. Экзамен проводится на платформе MS Teams с использованием программы Examus (https://hse.student.examus.net). К экзамену необходимо подключиться за 5 минут до начала. На платформе Экзамус доступно тестирование системы. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Т.. Для участия в экзамене студент обязан включить камеру и микрофон, если только это не невозможно по техническим причинам. Во время экзамена студентам запрещено пользоваться чем бы то ни было, кроме собственной памяти (в том числе учебниками, собственными конспектами, сведениями из интернет-источников, посторонней помощью), а также слишком сильно волноваться. Во время экзамена студентам разрешено выходить в туалет и несильно волноваться. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается перерыв менее чем на 10 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается перерыв более чем на 10 минут. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене, в этом случае по восстановлении связи надо срочно оповестить учебный офис и преподавателя. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи. Более подробная информация будет вскоре направлена по обычным каналам связи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.1 * Домашнее задание № 1 (Фонетика и фонология) + 0.35 * Экзамен + 0.1 * Контрольная работа № 1 + 0.1 * Контрольная работа № 2 + 0.15 * Коллоквиум + 0.1 * Домашнее задание № 2 (Морфология) + 0.1 * Домашнее задание № 3 (синтаксис)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Почему языки такие разные : популярная лингвистика, Плунгян, В. А., 2010

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Общая фонетика : учебник для вузов, Кодзасов, С. В., 2001
  • Реформатский А. А. ; Сост. Реформатская М. А. - ФОНОЛОГИЯ И МОРФОНОЛОГИЯ. ИЗБРАННЫЕ РАБОТЫ. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 299с. - ISBN: 978-5-534-06244-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/fonologiya-i-morfonologiya-izbrannye-raboty-441881

Авторы

  • Ронько Роман Витальевич
  • Козлов Алексей Андреевич