Бакалавриат
2021/2022
Цифровая грамотность
Статус:
Курс обязательный (Юриспруденция: частное право)
Направление:
40.03.01. Юриспруденция
Где читается:
Факультет права
Когда читается:
2-й курс, 4 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Онлайн-часы:
50
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Боженова Валерия Алексановна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
20
Программа дисциплины
Аннотация
Данная дисциплина представляет собой адаптацию общеуниверситетского курса “Цифровая грамотность” для студентов образовательных программ бакалавриата “Юриспруденция” и “Юриспруденция: частное право” и направлена на формирование базовых компетенций в области работы с данными. В курсе рассматриваются основные вопросы, необходимые для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов сети Интернет. Отдельное внимание в курсе уделено вопросам, касающимся применения методов и алгоритмов анализа данных в юриспруденции (LegalTech). Специализированная часть курса посвящена этическим и правовым вопросам развития цифровых технологий, включая вопросы защиты персональных данных и охраны интеллектуальной собственности в цифровой среде.
Цель освоения дисциплины
- Целью освоения дисциплины «Цифровая грамотность» является овладение студентами принципами и методами использования цифровых технологий в профессиональной деятельности. Студенты, обучающиеся по направлению "Юриспруденция", должны понимать, какие существуют возможности использования цифровых технологий в юриспруденции, научиться формулировать задачи, которые могут быть решены с использованием цифровых технологий, а также осознавать правовые вызовы и видеть тенденции развития права в цифровую эпоху
Планируемые результаты обучения
- В результате освоения дисциплины студент должен: иметь представление о данных и возможностях использования цифровых технологий в юриспруденции; иметь представление о механизмах работы информационного поиска, рекомендательных систем; уметь: анализировать результаты квантитативного анализа; использовать открытые ресурсы со структурированными данными; владеть навыками практической работы с данными и решения прикладных задач анализа и визуализации данных;
- Называет переходные адаптеры для подключения несовместимых устройств
- Объясняет типы построения структуры презентации и ситуации их применения
- Описывает основные способы структурирования информации на слайде
- Определяет версию операционной системы, установленную на компьютере
- Применяет конвертацию файлов из одного формата в другой
- Применяет основные горячие клавиши для работы в Power Point
- Применяет средства Power Point для создания выбранного типа инфографики/схемы, а также дизайна построенного графика
- Создает различные визуальные элементы - таблицы, графики, схемы и пр.
- Создает слайды, а также применяет следующие навыки: копировать, копировать стиль, менять фон слайда, дублировать форматирование, сохранять и экспортировать слайды в разных форматах
- Сравнивает разные типы визуализации данных и применяет выбранный тип для решения поставленной задачи
- Сравнивает форматы для изображений и звука и применяет наиболее подходящий
- Студенты изучают что такое данные. Какие бывают типы данных. Доступ к данным. Этические вопросы и лицензии. Открытые данные. Большие данные. Сравнение подходов анализа в доцифровую эпоху и нынешнюю (data-driven и question-driven). Работа с данными: машинное обучение. Работа с данными: нейронные сети и искусственный интеллект (что это такое)
- Умеет осуществлять базовую визуализацию данных
- Умеет получать библиографическую ссылку из Google Scolar
- Умеет правильно оформлять источники литературы
- Умеет проводить первичную обработку и анализ данных
- Умеет создавать агрегированные таблицы
- Умеет создавать коллекции библиографических описаний и статей, добавлять материал в Zotero через браузер, проводник или вручную, создавать библиографические списки в несколько кликов
- Учащиеся изучат браузер и сервисы Google. Узнают как правильно искать информацию
- Учащиеся изучат виды угроз: вирусы, фишинг, уязвимость устройств. Защита от вирусов: антивирусы, осторожность при скачивании файлов. Пароли: надежность и правила предосторожности. Банковские данные. Спам и навязчивая реклама
- Учащиеся изучат программы MS Word, Google Drive, Google Docs
Содержание учебной дисциплины
- Основы работы с данными: данные, большие данные, машинное обучение
- Современные тенденции развития цифровых технологий и их влияние на юридическую сферу
- Компьютерная безопасность (Безопасность в сети)
- Интернет и поиск
- Основы создания презентаций
- Медиаграмотность
- Базовые текстовые технологии.
- Работа с табличными данными
- Компьютерная грамотность
- Использование информационных технологий при написании исследовательских работ
- Юридические аспекты информационных технологий
- Интернет-грамотность
Элементы контроля
- Активность на семинарах
- Оценка за онлайн-курсКурс "Цифровая грамотность" размещен на внутренней платформе НИУ ВШЭ [URL: online.hse.ru].
- Проектная работа
- Экзамен
- Домашнее заданиеСтуденты должны выполнить домашнее задание, посвящённое анализу судебной практики в Excel, на платформе Онлайн-образования в НИУ ВШЭ (https://online.hse.ru/).
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 4 модуль0.3 * Экзамен + 0.15 * Оценка за онлайн-курс + 0.25 * Проектная работа + 0.2 * Активность на семинарах + 0.1 * Домашнее задание
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Галактика Интернет : размышления об Интернете, бизнесе и обществе, Кастельс (Кастеллс), М., 2004
- Горелов Н. А., Кораблева О. Н. - РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА: ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 241с. - ISBN: 978-5-534-10039-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/razvitie-informacionnogo-obschestva-cifrovaya-ekonomika-429156
- Проектирование информационных систем : курс лекций: учеб. пособие для вузов, Грекул В. И., Денищенко Г. Н., 2005
- Свобода слова в Интернете: конституционно-правовой аспект, Щербович, А. А., 2013
- Сетевой фактор. Интернет и общество. Взгляд, Мирошников, Б. Н., 2012
- Современная компьютерная безопасность. Теоретические основы. Практические аспекты : учеб. пособие для вузов, Щербаков, А. Ю., 2009
- Теоретические основы электротехники. Интернет-тестирование. : учеб.пособие, Бутырина, П.А., 2012
Рекомендуемая дополнительная литература
- Алгоритмы интеллектуального Интернета, Марманис, Х., 2011
- Безопасность платежей в интернете, Голдовский, И., 2001
- Введение в Интернет-образование : учеб. пособие, Андреев, А. А., 2003
- Интеллектуальная собственность в сети "Интернет", Бабкин, С. А., 2005
- Интернет в общественной жизни, , 2006
- Интернет и право, Серго, А. Г., 2003
- Интернет: инфраструктура информационного общества, Курицкий, А. Б., 1999
- Компьютерные сети : многоуровневая архитектура Интернета, Куроуз, Дж. Ф., 2004
- Кувшинская Ю. М., Зевахина Н. А., Ахапкина Я. Э., Гордиенко Е. И. ; Под ред. Кувшинской Ю.М. - АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПИСЬМО. ОТ ИССЛЕДОВАНИЯ К ТЕКСТУ. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 284с. - ISBN: 978-5-534-08297-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/akademicheskoe-pismo-ot-issledovaniya-k-tekstu-424762
- Курс выживания интернет-компании, Барроу, К., 2001
- Осуществление субъективных гражданских прав с использованием сети Интернет, Дмитрик, Н. А., 2006
- Практикум по созданию интернет - проектов. Ч.1: Основы языка программирования JavaScript, Гасанов, Э. В., 2012
- Психология Интернет-коммуникации, Белинская, Е. П., 2013
- Пусть говорят Ваши пальцы : Онлайновая реклама в интернете, Харрис, Г., 2002
- Разработка Web-сайтов в Microsoft Visual Studio и их размещение в сети Интернет : Учеб. пособие, Керов, Л.А., 2011
- Телевидение и Интернет Франции на пути к информационному обществу, Кирия, И. В., 2005
- Техника и технология СМИ : печать, радио, телевидение, Интернет : учебник для вузов, Тулупов, В. В., 2008