• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2021/2022

Научно-исследовательский семинар

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс обязательный (Germanica: история и современность)
Направление: 41.04.01. Зарубежное регионоведение
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Germanica: история и современность
Язык: русский
Кредиты: 8
Контактные часы: 112

Программа дисциплины

Аннотация

Задача НИС — развитие важнейших практических навыков, необходимых для исследовательской работы с немецкоязычным материалом, и освоение междисциплинарного исследовательского инструментария для его осмысления. В рамках первого курса НИС включает в себя 4 тематических модуля, посвященные историческому изучению повседневной жизни немцев, социальным и диалектным особенностям современной немецкой языковой среды, роли религиозного и конфессионального фактора в истории и культуре немецкоязычных стран и проблематике взаимосвязи немецкой литературы и
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство с основными концепциями и современными подходами к изучению немецкой литературы и ее роли в формировании национальных особенностей культуры
  • Формирование профессиональных навыков критического анализа художественного текста в социокультурном контексте Германии
  • Ознакомление с основополагающими историческими событиями и процессами в немецкой истории XVI – XX вв, важнейшими социальными группами, характерными для соответствующих исторических эпох, значением религии в жизни людей, изменяющимися ролями мужчин и женщин, историческими трансформациями семьи
  • Освоение методологии исследования истории повседневности, ознакомление с ее методологической спецификой и отличиями от других исследовательских методов в гуманитарных науках, ее преимуществами и недостатками
  • Овладение ключевыми исследовательскими компетенциями, прежде всего методами критического чтения и анализа исторических источников
  • Овладение понятийным аппаратом исследований по социальной и культурной истории религий и знанием основных процессов и явлений в этой области применительно к странам немецкоязычного ареала
  • Освоение процедуры и приобретение навыков анализа текстуальных и изобразительных источников, фиксации, корректного истолкования и использования полученных результатов в самостоятельном исследовании
  • Формирование профессиональных навыков критического восприятия и анализа исторических текстов разных жанров и эпох, описывающих внутри- и межконфессиональные отношения
  • Ознакомление со сложной и многообразной ситуацией употребления немецкого языка сегодня в различных социальных и диалектных группах
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • объясняет суть проблемы немецкого литературного модерна и его связь с зарождением современных национальных теорий ХХ в.
  • • владеет методологическим инструментарием исследований истории повседневности;
  • • владеет навыками критического чтения и анализа исторических источников;
  • • Владеет навыками работы с научной литературой по социолингвистике и диалектологии
  • • Выявляет и комментирует релевантную информацию в изучаемых произведениях.
  • • Дает определение ключевым понятиям изучаемого курса (религия, конфессия, деноминация, секта, религиозное течение, ересь, религиозная община, ересь, церковь, межрелигиозный/межконфессиональный конфликт, религиозная война, веротерпимость, религиозная политика, миссионерство, политическая инструментализация религии и т.д.).
  • • знает важнейшие эпохи и ключевые события немецкой истории нового и новейшего времени;
  • • знает определяющие признаки основных исторических процессов (индустриализация, формирование современной семьи, трансформация взаимоотношений полов и т. п.);
  • • знает творчество основных авторов и их ключевые произведения, предусмотренные программой дисциплины;
  • • Использует результаты самостоятельного исследования источников в реконструкции исторических процессов и событий.
  • • корректно встраивает литературные факты, события и процессы конкретной эпохи в современный социокультурный, философский и историко-политический контекст Германии;
  • • Объясняет принципы реконструкции религиозной ситуации в исторических контекстах и ее роль в исторических исследованиях.
  • • Объясняет роль религиозного фактора в создании интерпретируемых исторических источников.
  • • описывает специфику немецкого барокко и пути формирования внутри литературного поля первых нормативных поэтик и теорий национальной культуры;
  • • ориентируется в современных подходах к изучению немецкой литературы и ее роли в формировании национальных особенностей культуры;
  • • показывает важность литературы немецкого просвещения и веймарского классицизма, романтизма и бидермейера как ключевых эпох для немецкого национального и культурного самоопределения;
  • • Различает характерные признаки вероучений и религиозных споров в исторических источниках.
  • • самостоятельно характеризует литературные эпохи Германии:
  • • самостоятельно характеризует немецкий литературный канон ХХ века и описывает тенденции развития немецкого модернизма и постмодернизма;
  • • умеет выделить и охарактеризовать важнейшие социальные группы, действующие в различные эпохи новой и новейшей истории;
  • • Умеет на основе произношения строить языковой портрет немецкоговорящего индивидуума, определять его социальный статус, образование, по возможности, место рождения, а также принадлежность к языковым меньшинствам, использующим немецкий язык.
  • • Умеет на слух различать диалектные особенности севера и юга.
  • • Устанавливает диалектные и социолектные особенности на материале печатных текстов
  • • Характеризует значение «топосов» конфессиональной окрашенности для понимания исторического источника и описываемых в нем процессов и явлений.
  • • Характеризует направленность (полемическую, миссионерскую, нормативную и проч.) предложенных исторических источников.
  • • Характеризует цель, задачи и методы социальной и культурной истории религий как исследовательской и учебной дисциплины.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Немецкая литература и национальный миф.
  • Раздел 2. Повседневная жизнь немцев в XVI – XX вв. как предмет исторического изучения.
  • Раздел 3. Религиозный фактор в истории немецкоязычных стран
  • Раздел 4. Социальные и диалектные особенности современной немецкой языковой среды.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Участие в дискуссии на семинарах (1 модуль)
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Реферат
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Участие в дискуссии на семинарах (2 модуль)
  • неблокирующий Участие в дискуссии на семинарах (3 модуль)
  • неблокирующий Участие в дискуссии на семинарах (4 модуль)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.5 * Участие в дискуссии на семинарах (1 модуль) + 0.5 * Эссе
  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.125 * Реферат + 0.5 * 2021/2022 учебный год 2 модуль + 0.125 * Эссе + 0.125 * Участие в дискуссии на семинарах (1 модуль) + 0.125 * Экзамен
  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Beutin, W. (2013). Deutsche Literaturgeschichte : Von den Anfängen bis zur Gegenwart (Vol. Achte, aktualisierte und erweiterte Auflage). Stuttgart: J.B. Metzler. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1416667
  • Boyle, N. (2008). German Literature: A Very Short Introduction. Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=218091
  • Davis, B. J. (2000). Home Fires Burning : Food, Politics, and Everyday Life in World War I Berlin. The University of North Carolina Press.
  • Артамошкина, Л. Е. (2015). История Немецкой Литературы В Контексте Западноевропейской Культуры.
  • Германская история, Патрушев, А. И., 2003
  • Избранное. Протестантская этика и дух капитализма, Вебер, М., 2013
  • Повседневная жизнь при социализме : немецкие и российские подходы, , 2015
  • Социолингвистика и социология языка : хрестоматия, , 2012
  • Фадеева, Т. (2012). 2012.02.028. Людтке А. История Повседневности В Германии. Новые Подходы К Изучению Труда, Войны И Власти / Под Общ. Ред. Журавлева С.В.; Пер. С Англ. И Нем. - М.: Росспэн; Герман. Ист. Ин-Т В Москве, 2010. - 271 С. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.92B3009E
  • Хозяйственная этика мировых религий : опыты сравнительной социологии религии. Конфуцианство и дао..., Вебер, М., 2017

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Bernd Roeck. (2015). Lebenswelt und Kultur des Bürgertums in der Frühen Neuzeit: Vol. 2., um einen Nachtrag erw. Aufl. De Gruyter Oldenbourg.
  • Der Stoff, aus dem Konflikte sind : Debatten um das Kopftuch in Deutschland, Österreich und der Schweiz. (2009). transcript Verlag. https://doi.org/10.25595/1091
  • Havva Engin, Mathias Rohe, Mouhanad Khorchide, Ümer Öszoy, & Hansjörg Schmid. (2016). Handbuch Christentum und Islam in Deutschland : Erfahrungen, Grundlagen und Perspektven im Zusammenleben. Verlag Herder.
  • Saul, N. (2002). Philosophy and German Literature, 1700–1990. Cambridge University Press.
  • Sozialgeschichte, Alltagsgeschichte, Mikro-Historie : eine Diskussion. (n.d.).
  • Ulbrich, C. (1999). Shulamit und Margarete : Macht, Geschlecht und Religion in einer ländlichen Gesellschaft des 18. Jahrhunderts /.
  • Александров, О. А. (2012). Зарубежная немецкая диалектология: от прошлого к современности.
  • Немецкая литература 1990-х годов. Ситуация «поворота» : монография / Д.А. Чугунов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 258 с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/monography_5c1753d4874ec8.71062955. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/954456

Авторы

  • Лагутина Ирина Николаевна
  • Левинсон Кирилл Алексеевич
  • Байссвенгер Мартин Эрвин -