2020/2021
Новые направления в исследованиях медиа
Статус:
Майнор
Кто читает:
Департамент социологии
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
3, 4 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
76
Программа дисциплины
Аннотация
Сфера исследований медиа находится в состоянии активного развития. Заключительная дисциплина майнора будет посвящена инновационным методикам. Среди них, безусловно, выделяются методы анализа больших данных и сетевого анализа, которые находят активное применение в индустрии СМИ. Цифровизация медиасреды и распространение новых технологий приводят к появлению новых направлений исследования (например, анализ трансмедийного рассказывания историй или многоэкранного медиапотребления). Особый акцент будет сделан на способах репрезентации данных, полученных в рамках медиаисследований.
Цель освоения дисциплины
- Развитие навыков междисциплинарного анализа в сфере медиа и коммуникаций.
- Формирование представлений о направлениях эмпирического использования.
Планируемые результаты обучения
- Называет основные направления развития технологий измерения аудитории.
- Проводит медиаметрический анализ.
- Называет основные жанры и игроков рынка онлайн исследований в России и за рубежом.
- Работает с системами мониторинга медиа.
- Формулирует поисковые запросы и анализирует данные.
- Перечисляет основные направления окулографических исследований в медиа.
- Работает с окулографическим оборудованием.
- Проводит сетевой анализ в сфере медиа.
- Называет основные приемы трекинга аудитории Интернета, а также направления использования его результатов в сфере медиакорммуникаций.
Содержание учебной дисциплины
- Инновационные технологии в медиаметрии.Современные тенденции развития медиаметрии, новые направления и технологии. Медиаметрия и большие данные. Медиаметрические технологии в сегментах онлайн и мобильного медиапотребления. Анализ возвращенных данных (return-path-data) в сегменте цифрового телевидения. Современные исследования наружной рекламы.
- Современный рынок онлайн исследований.Типология онлайн исследований. Количественные и качественные направления онлайн исследований в сфере медиа. Обзор международного и российского рынков онлайн исследовании: основные игроки, прогнозы и тенденции развития. Проблема стандартизации онлайн исследований.
- Мониторинговые исследования пользовательского контента.Понятие пользовательского контента (user generated content), его особенности. Разнообразие рынка мониторинга пользовательского контента. Российские и зарубежные системы для работы с пользовательским контентом. Возможности и ограничения данной группы методов.
- Окулографические исследования в медиа.Основные принципы окулографических исследований. История окулографии. Современные технологии отслеживания движения глаз. Работа с окулографическим оборудованием: настройка, сбор информации, обработка и анализ. Окулография в исследовании открытых и закрытых пространств. Окулографические исследования чтения печатных изданий, телевизионного смотрения, usability онлайн интерфейсов.
- Сетевой анализ в медиаисследованиях.Понятие социальной сети. История развития представлений о социальных сетях и их формировании. Теоретические основы сетевого анализа. Особенности и основные этапы реализации сетевых исследований. Надежность данных сетевого анализа. Разбор российских и зарубежных кейсов сетевого анализа.
- Цифровая этнография.Перспективы качественных социологических исследований онлайн. Проблемы адаптации методологических приемов взаимодействия между исследователями и респондентами в онлайн среде.
- Трекинг аудитории Интернета.Исследовательские и индустриальные задачи, решаемые посредством трекинга аудитории. Принципы трекинга Интернет-аудитории. Проблема надежности данных. Разбор примеров из практики.
Элементы контроля
- Семинары
- Домашнее задание 1Оценка за программу группового исследования, представленную в конце 3 модуля.
- Домашнее задание 2Оценка за пакет документов, представленный по результатам исследования (финальная версия про-граммы, инструментарий, базы данных и т.д.).
- Групповой проект