2020/2021
Новостная грамотность: новость как объект манипуляции
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Майнор
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
1, 2 модуль
Преподаватели:
Бурцев Юрий Аркадьевич,
Колчина Анна Сергеевна,
Новикова Анна Алексеевна,
Шомова Светлана Андреевна
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
76
Программа дисциплины
Аннотация
Журналистская новость воспринимается обычно публикой как нечто понятное и не требующее специального внимания. Между тем новость может использоваться и как метод формирования общественного мнения, и как способ манипуляции аудиторией, и как средство ведения информационной войны. Новостная грамотность (News Literacy) учит использовать навыки критического мышления для того, чтобы отличать новостной текст от рекламы и пропаганды, оценивать источники информации по степени их надежности и авторитетности, понимать разницу между фактом и мнением, отбирать качественные новости среди «информационного мусора». Курс готовит грамотного потребителя информации СМИ, из каких бы источников она ни исходила – пресса, радио, телевидение, сеть Интернет.
Цель освоения дисциплины
- Изучение основных понятий и ведущих компонентов феномена медиаграмотности и одного из его важнейших современных направлений – новостной грамотности.
- Знакомство с новостью как гносеологическим, коммуникативным и журналистским феноменом.
- Осмысление специфических характеристик новостных материалов медиа, отличающих их от материалов других типов современной журналистики, рекламы, PR, пропаганды и иных элементов информационного пространства.
- Овладение методиками оценки источников новостей.
- Освоение технологий анализа новостных материалов различных СМИ.
- Выработка навыков критического мышления по отношению к продукции современных медиа.
Планируемые результаты обучения
- Называет имена, даты, концепции медиаграмотности.
- Владеет знанием необходимого тезауруса.
- Ориентируется в ведущих механизмах формирования новостной повестки дня.
- Называет основные определения, концепции, подходы медиаграмотности.
- Выделяет специфические характеристики новостных материалов, отличающих их от материалов других типов современной журналистики, рекламы, PR, пропаганды и иных элементов информационного пространства.
- Владеет методиками атрибутирования медиатекстов.
- Различает маркеры новостных сообщений, помогающие отграничить их от иных материалов СМИ (рекламных, пропагандистских и т.д.).
- Оценивает новости применяя различные методики оценки.
- Анализирует новостные материалы различных СМИ.
- Верифицирует сообщения различных СМИ.
- Различает методики манипуляции в визуальных материалах.
- Находит элементы пропаганды в кино.
Содержание учебной дисциплины
- Новости в социуме: историческая ретроспективаИнформация как необходимая составляющая функционирования социума. Новости в примитивных обществах до появления письменности. Новости в Древнем мире. Формы официальных сообщений в Древнем Риме. Появление первых печатных новостей (Китай, VIII в.). Изобретение книгопечатания в Европе и его влияние на распространение новостей. Первые газеты в Европе, Северной Америке, России. Изобретение фотографии и её влияние на развитие новостной журналистики. Первые фоторепортажи. Скачок в скорости распространения новостей в XIX веке: изобретение телеграфа и телефона. Появление первых информационных агентств. Изобретение кинематографа и появление кинохроники как способа распространения новостей. Изобретение радио и создание массового радиовещания как следующий качественный скачок в истории распространении новостей. Появление телевидения и телевизионных новостей. Создание интернета и возникновение сетевого способа распространения новостей. Общие тенденции в истории развития новостной журналистики: переход от устной к письменной форме, возникновение печатной формы и её визуализация, рост скорости передачи новостей, переход к аудиовизуальной форме представления социальной информации, возникновение симультанного распространения массовой информации в устной, аудиовизуальной и мультимедийной формах, возникновение "гражданской журналистики" (или параллельной журналистики). Информационные революции в истории общества.
- Новости в социуме: закономерности производства, распространения и потребленияКатегории "новость" и "новизна" в социогуманитарном знании. Их сущность и типология. Понятие «нового» и возможные подходы к нему в различных научных дисциплинах.
Производство новостей СМИ в системе отношений "власть - бизнес - общество". Власть информации. Обыденность информации и проблемы в работе с нею. Распространение новостей как средство управления социальными процессами. Социально-психологические эффекты, возникающие при распространении новостей. Элементы в информационной деятельности СМИ, вызывающие негативные реакции общества. Новости в СМИ как катализатор социальных конфликтов.
Закономерности новостного медиапотребления: какие новости предпочитают зрители, слушатели, читатели. Социальные стереотипы в восприятии новостей в СМИ. Социально-демографические закономерности обращения аудиторий к новостям СМИ.
Новостная грамотность (The News Literacy) как современное направление развития медиазнания; цель, задачи и специфика курса. Комплекс проблем новостной грамотности в общей структуре вопросов медиаграмотности. - Новость в современном коммуникационном пространствеПонятие новости в мире современных медиа. Новостная журналистика и ее особенности. Разнообразие вариантов определения журналистской новости и типологические подходы к сущности понятия. Кто решает, что событие – это «новость»? Качества, делающие информацию новостью (новостные драйверы). Роль редактора в присвоении событию статуса новости. Влияние аудитории на рождение новости и ее жизненный цикл. Иные факторы, определяющие «новость» в мире современных СМИ.
- Новость и ее «соседи» по медиапространству (проблема идентификации новостного сообщения)Умение ориентироваться в информационном пространстве как важная часть новостной грамотности. Как отличить новостное сообщение от ближайших «соседей» по информационным «окрестностям»? Важнейшие маркеры, помогающие идентифицировать новость. Новость и иные типы сообщений в современных СМИ. Новость и продукция инфотейнмент. Новость и реклама. Новость и пропаганда. Новость и сообщения Паблик Рилейшнз. Новость и «сырая» информация (непроверенные сообщения сайтов сети Интернет, информация блогов и т.д.). Что делает журналиста журналистом, а информацию – новостью?
- Новостные драйверы: что делает информацию новостью?Факторы, определяющие новость. Понятие новостного драйвера. Основные новостные драйверы, превращающие информацию в новость (участие в событии известных людей, важность для публики, наличие конфликта, эксклюзивность информации, приближенность во времеи и пространстве и т.д.)
- Новость «в окружении» рекламы, пропаганды, PR, «сырой» информацииВиды современного медиатекста. Новостной журналистский текст и его принципиальные отличия от других текстов современных медиа. Понятие и разновидности пропагандистского текста. Понятие и разновидности рекламного текста. Понятие и разновидности PR-текста. Приемы идентификации новостного текста в современных медиа.
- Журналистика новостей и журналистика мненийПонятие «журналистики мнений». Основные характеристики, отличающие журналистику мнений, и маркеры, позволяющие идентифицировать ее сообщения. Каким условиям должно отвечать «мнение», чтобы оставаться в рамках качественной журналистики? Критерии, отличающие данные типы сообщений: цели, система доказательств, эмоции, тональность сообщения и т.д. Журналистика мнений vs новостной журналистики: «плюсы» и «минусы». Методы качественной интерпретации, анализа и идентификации материалов СМИ, относящихся к журналистике мнений.
- Сбалансированные и честные новости: профессиональный миф или объективная реальность?Проблема сбалансированности информации в новостном сообщении. Сбалансированность и честность сообщения: различные подходы к дефиниции понятий. Влияние сознательных и подсознательных предубеждений на степень сбалансированности и честности новостного материала. Предубеждения (предвзятость) аудитории, предубеждения СМИ, предубеждения журналиста: возможно ли их избежать и реально ли обнаружить в тексте сообщения? Возможные методы оценки уровня сбалансированности журналистского материала.
- Власть изображения эмоций: анализ аудиовизуальных текстовСила визуального образа. Визуальный образ новости и его возможности. Матрица деконструкции аудиальных и визуальных текстов. Факторы, способные понизить степень достоверности аудиовизуального сообщения. Как воздействует на потребителя изображение? Лучшие фото- и видеорепортажи. Развлечения и «сценарии жизни». Эмоция как инструмент манипуляции. Методы манипулирования аудиовизуальным контентом современных медиа.
- Методики оценки источников информацииПонятие источника информации. Виды источников информации в журналистском сообщении. Признаки качественной работы с источниками в новостном материале (независимость, множественность, информированность и другие характеристики источников новости). Способы оценки и интерпретации качества источников информации в новостном сообщении (методика «I’M VAIN»). Специфика применения методики к оценке источников информации разных видов.
- Фейк или не фейк? Проблема верификации новостных сообщений современных СМИПравда как философская категория и понятие теории журналистики. Этические кодексы журналиста о правдивости информации. «Что не проверено – то наврано»: почему иногда журналисты нарушают законы тщательной проверки информации. Понятие фейка и сложности его вывления. Факторы, затрудняющие проверку информации. Виды доказательств, подтверждающие правдивость и достоверность журналистского сообщения (прямые и непрямые доказательства, степень незаинтересованности источника и т.д.). В поисках истины: этапы процесса верификации новостного материала.
- Способы анализа, декодирования и деконструкции новостных сообщений современных СМИ. Методы деконструкции сообщений печатных СМИНовостная грамотность как ключ к качественной интерпретации и оценке новостных сообщений СМИ. Контекст, в котором живет новость. Схема анализа новостного материала. Основные этапы деконструкции новости. Специфика применения методики деконструкции к новостям различных СМИ.
Специфика работы со схемой деконструкции новостей применительно к сообщениям печатных СМИ. Оценка содержания и структуры новостного материала, его контекста, качества источников информации, степени сбалансированности материала, и иные способы оценки новости. Анализ материалов печатных СМИ. - Особенности анализа и деконструкции радиосообщенийСпецифика работы со схемой деконструкции новостей применительно к радиосообщениям. Плюсы и минусы радио как источника информации. Радио как вторичная речевая культура; его дополнительные возможности воздействия на аудиторию и влияние этих возможностей на эффективность новостных сообщений. Оценка содержания и структуры новостного материала радио, его контекста, качества источников информации, степени сбалансированности материала и иные способы оценки новости. Анализ новостных радиоматериалов.
- Методы деконструкции телевизионных новостных материаловПлюсы и минусы телевидения как источника новостной информации. Специфика телевизионных новостей. Оценка содержания и структуры новостного телевизионного материала, его контекста, качества источников информации, степени сбалансированности материала и иные способы оценки новости. Анализ новостных сообщений телевидения.
- Специфика деконструкции сообщений новых медиаПроблема достоверности информации в новых медиа. Кризис аутентичности и феномен анонимности источников новости в блогосфере, социальных сетях и т.д. Проблемы надежности, информированности, авторитетности, незаинтересованности источников новостей в Интернете. Специфика применения модели деконструкции новостей к сообщениям сети Интернет. Анализ новостных материалов социальных медиа.
- Кино и медиаграмотность. Как кино используется в пропаганде?Кинематограф в современном медиапространстве. Специфика документального кино. Манипулятивные возможности образа в документальном кинематографе. Методы воздействия на зрителя. Что такое нарративы и как они связаны с образами повседневной реальности, образом будущего и идеологией? Пропагандистские возможности документального кино.
- Что такое «власть информации» и кому нужна «свобода слова»?Подходы к пониманию свободы слова и свободы СМИ. Как «свобода слова» связана с основными правами человека?
Власть информации: почему из-за информации люди готовы убивать и рисковать жизнью?
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.2 * Домашние задания + 0.3 * Контрольная работа или Тест + 0.1 * Посещаемость + 0.3 * Проект + 0.1 * Семинары
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Власть коммуникации, Кастельс (Кастеллс), М., 2017
Рекомендуемая дополнительная литература
- Вирен Г. - Современные медиа: Приемы информационных войн: учебное пособие для студентов вузов - Издательство "Аспект Пресс" - 2017 - 128с. - ISBN: 978-5-7567-0824-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/97232
- Калмыков, А.А. Интернет-журналистика: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 021400 «Журналистика» / А.А. Калмыков, Л.А. Коханова. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 383 с. — (Серия «Медиаобразование»). - ISBN 978-5-238-00771-0. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028746