• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Мозг и психика

Статус: Майнор
Когда читается: 3, 4 модуль
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 24

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления «Психология» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Мозг и психика». Программа разработана в соответствии с: · Оригинальным образовательным стандартом НИУ ВШЭ по направлению «Психология»; · Образовательной программой «Психология». В качестве лекционного материала частично используется онлайн курс "Мозг и психика" (размещен на платформе "Открытое образование" https://openedu.ru/course/hse/BRAPS/ автор О.О. Зинченко, программу реализует НИУ ВШЭ)
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знать о соотношении психических процессов и работы мозга, психофизиологии основных психических процессов и функций
  • Знать историю развития нейронауки в контексте развития когнитивных наук
  • Знать основные методы психофизиологического исследования.
  • Уметь анализировать опубликованные научные статьи в сфере нейронаук и когнитивной психофизиологии
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • анализирует представления о локализации психических функций в 18-20 вв.,
  • сравнивает символьный, модульный, нейросетевой подходы в когнитивной науке
  • Знает области применения прямых и непрямых, инвазивных и неинвазивных методов изучения мозга
  • Знает строение мозга человека (основные структуры и функции)
  • Знает представления о психофизической и психофизиологической проблеме
  • Знает основные философские подходы к решению психофизической и психофизиологической проблем
  • Знает строение сенсорных систем
  • Знает принципы работы зрительной системы человека
  • Знает основные механизмы ощущения и восприятия
  • Знает строение мозговых систем внимания
  • Анализирует теории внимания
  • Знает структуры мозга, обеспечивающие работу памяти
  • Знает виды и функции памяти
  • Знает основные мозговые системы, отвечающие за эмоции
  • Знает виды и функции эмоций
  • Знает исторические представления о теориях сна
  • Знает виды и функции сна, виды и функции сновидений
  • Знает виды и функции мышления
  • Знает мозговые механизмы мышления
  • Анализирует представления о структурной и функциональной асимметрии мозга
  • Знает базовые представления о межполушарной асимметрии и межполушарном взаимодействии для высших психических функций
  • Знает основные представления об эмпатии, ментализации, "модели психического" и их мозговых механизмах
  • Знает мозговые основы системы "социального мозга"
  • Знает представления об организации движений и их мозговые основы
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в когнитивную науку и нейронауку.
    Развитие представлений о локализации психических функций в 18-20 веках. Исследования мозга и поведения в России и СССР: представления И.П. Павлова, условный и безусловный рефлексы и их мозговая организация. Классическая функциональная система П.К. Анохина и системная психофизиология. Кризис бихевиоризма и появление когнитивной науки. Связь психики и мозга в когнитивной психологии: символьный подход, модульный подход, нейросетевой подход. Полемика о роли нейрофизиологических данных для психологии.
  • Методы нейронаук
    Аппаратные методы исследования в когнитивной нейронауке: инвазивные и неинвазивные, прямые и непрямые (ФПГ, КГР, ЭЭГ, ВП, регистрация активности отдельных нейронов, окулография, БОС; ТМС, фМРТ, МЭГ). Метод вычитания в психологии и нейронауках: возникновение, обоснование, критика. Двойная диссоциация: возникновение метода, обоснование, критика. Нервная система (НС): нейроны и их взаимодействие, центральная и периферическая НС, структуры головного мозга, вегетативная НС.
  • Мозг и психика. Современное состояние психофизической и психофизиологической проблемы. Психофизиология сознания
    Постановка психофизической проблемы в XVII веке. Взгляды Декарта, Спинозы, Лейбница и Гоббса. Современные представления о психофизической проблеме. Поиск коррелятов сознания
  • Восприятие
    Общие принципы работы сенсорных систем. Строение сенсорных систем. Строение зрительной системы: обработка информации на уровне сетчатки, ЛКТ и в первичной зрительной коре. Работа зрительной системы: подсистемы "что" и "где". Осознание зрительной информации. Механизмы цветового зрения. Онтогенез зрительной системы. Специализация нейронов зрительной системы: классические подход; "зрение" в рамках системной психофизиологии; эксперименты по восприятию шрифта Брайля и др.
  • Внимание
    Исследования ориентировочного рефлекса в школе И.П.Павлова и у Е.Н. Соколова. Теории фильтра. Ресурсные теории внимания. Системы внимания по М. Познеру: появление и развитие представлений. Актуальные вопросы когнитивной психологии внимания и роль нейронаук.
  • Память
    Виды памяти: долговременная (семантическая и эпизодическая), кратковременная, сверхкратковременная. Эксплицитная и имплицитная память. Рабочая память. Структуры мозга обеспечивающие работу памяти. Нарушения памяти при локальных поражениях мозга
  • Эмоции
    Эмоции и их мозговой субстрат: роль лимбической системы, межполушарная асимметрия. Системы эмоций по Панксеппу. «Система страха», система положительного подкрепления. Вегетативные индикаторы эмоций. Лицевая экспрессия и эмоции. Детектор лжи и эмоции.
  • Сон и бодрствование
    Феноменология сна. Развитие представлений о сне: теории пассивного и активного сна. Медленный и быстрый сон: проявления, центры, предположительная роль и эффекты депривации. Функции сна.
  • Мышление, принятие решений и мозг
    Мышление как принятие решений. Мышление как решение задач. Виды и функции мышления. Мозговые механизмы мышления.
  • Индивидуальные различия и мозг
    Межполушарная асимметрия и межполушарное взаимодействие. Структурная и функциональная асимметрия
  • Социальный мозг
    Эмпатия, ментализация, "модель психического". Мозговые основы системы "социального мозга". Теория системы зеркальных нейронов. Групповое поведение.
  • Моторная система
    Мозговые основы построения движений. Виды движений.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание 1 (реферат)
  • неблокирующий Домашнее задание 2 (отчет по проведению/прохождению эксперимента)
  • неблокирующий Контрольная работа (тест)
  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Итоговый экзамен
    Студенты, "накопленная" (т.е. вся оценки без экзамена) оценка которых составляет 75% или более от максимальной возможной "накопленной" получают "автомат" (округление производится стандартно). Экзамен проводится в письменной форме. Экзамен проводится на платформе lms (lms.hse.ru). Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: возможность работы с lms. В лмс во время, выделенное для экзамена, будет открыт доступ к тесту, на его выполнение дается 30 минут. В тесте будет один вопрос, на который нужно будет дать развернутый ответ. Во время экзамена студентам разрешено: пользоваться текстами для подготовки. Повторная сдача проводится аналогично.
  • неблокирующий Домашнее задание 1 (реферат)
  • неблокирующий Домашнее задание 2 (отчет по проведению/прохождению эксперимента)
  • неблокирующий Контрольная работа (тест)
  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Итоговый экзамен
    Студенты, "накопленная" (т.е. вся оценки без экзамена) оценка которых составляет 75% или более от максимальной возможной "накопленной" получают "автомат" (округление производится стандартно). Экзамен проводится в письменной форме. Экзамен проводится на платформе lms (lms.hse.ru). Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: возможность работы с lms. В лмс во время, выделенное для экзамена, будет открыт доступ к тесту, на его выполнение дается 30 минут. В тесте будет один вопрос, на который нужно будет дать развернутый ответ. Во время экзамена студентам разрешено: пользоваться текстами для подготовки. Повторная сдача проводится аналогично.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Активность на семинарах + 0.12 * Домашнее задание 1 (реферат) + 0.06 * Домашнее задание 2 (отчет по проведению/прохождению эксперимента) + 0.4 * Итоговый экзамен + 0.12 * Контрольная работа (тест)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Chalmers, D. J. (2013). How can we construct a science of consciousness? Annals of the New York Academy of Sciences, 1303(1), 25–35. https://doi.org/10.1111/nyas.12166
  • Giacomo Rizzolatti, Luciano Fadiga, Vittorio Gallese, & Leonardo Fogassi. (1996). Premotor cortex and the recognition of motor actions. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B91D5ACF
  • Petersen, S. E., & Posner, M. I. (2012). The Attention System of the Human Brain: 20 Years After. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.2E7412F5
  • Tononi, G., & Koch, C. (2008). The Neural Correlates of Consciousness. Annals of the New York Academy of Sciences, 1124, 239–261. https://doi.org/10.1196/annals.1440.004
  • Психофизиология : учебник для вузов / под ред. Ю.И. Александрова. — 3-е изд., доп. и перераб. — Санкт-Петербург : Питер, 2012. — 464 с. - (Учебник для вузов). - ISBN 978-5-459-00945-3 - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/[### НЕ ИЗМЕНЯТЬ !!! ###] - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1054603

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Attention and Chunking in Visual Search among Letter Stimuli ; Внимание и структурирование в зрительном поиске среди буквенных стимулов. (2014). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.DDD1A4FD
  • Bechara, A., Damasio, H., & Damasio, A. R. (2000). Emotion, Decision Making and the Orbitofrontal Cortex. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.318926CF
  • Christov-Moore, L., & Iacoboni, M. (2016). Self-other resonance, its control and prosocial inclinations: Brain-behavior relationships. Human Brain Mapping, 37(4), 1544–1558. https://doi.org/10.1002/hbm.23119
  • Corballis, M. C. (2014). Left Brain, Right Brain: Facts and Fantasies. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.970C90A0
  • Hein, G., Morishima, Y., Leiberg, S., Sunhae Sul, & Fehr, E. (2016). The brain’s functional network architecture reveals human motives. Science, 351(6277), 1074–1078. https://doi.org/10.1126/science.aac7992
  • Johansen, J. P., Tarpley, J. W., LeDoux, J. E., & Blair, H. T. (2010). Neural substrates for expectation-modulated fear learning in the amygdala and periaqueductal gray. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A016BF4C
  • Voss, U., Holzmann, R., Hobson, A., Paulus, W., Koppehele-Gossel, J., Klimke, A., & Nitsche, M. A. (2014). Induction of self awareness in dreams through frontal low current stimulation of gamma activity. Nature Neuroscience, 17(6), 810–812. https://doi.org/10.1038/nn.3719