2020/2021
Исследования медиакультуры Восточной Азии
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Дисциплина общефакультетского пула
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
2-4 модуль
Преподаватели:
Ним Евгения Генриевна
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
48
Программа дисциплины
Аннотация
НИС посвящен исследованиям медиакультуры Восточной Азии, включая такие регионы как Южная Корея, Япония и Китай. В рамках НИСа студенты могут писать КР в широком диапазоне тем – от изучения медиасистем восточноазиатских стран и отдельных медиапродуктов (журналов, фильмов, шоу, сериалов, аниме, видеоигр, музыкальных групп) до репрезентаций межкультурных отношений, глобального продвижения восточноазиатских платформ и брендов, индустрии айдолов, фанатских практик и сообществ, стандартов телесности и красоты, особенностей национальных социальных медиа и т.д. При этом возможны различные оптики, в зависимости от задач исследования: индустриальная, маркетинговая, критическая, феноменологическая и др. Также предметом изучения могут стать не-азиатские медиа (например, российские), в которых так или и иначе репрезентируется культура этих стран или транснациональная аудитория восточноазиатского медиаконтента. На семинарах планируется: (1) читать и обсуждать научную литературу, посвященную этим исследовательским направлениям; (2) разрабатывать дизайн курсовых исследований и представлять их результаты; (3) анализировать отдельные медиапродукты, феномены и практики.
Цель освоения дисциплины
- Сформировать у студентов представления о медиакультуре Восточной Азии и направлениях ее изучения.
- Научить студентов использовать различные подходы и методы в процессе написания курсовых работ по теме восточноазиатских медиа.
- Развить навыки академической дискуссии и презентации студенческих исследований, посвященных медиакультуре Восточной Азии.
Планируемые результаты обучения
- Ориентируется в направлениях исследований восточноазиатской медиакультуры
- Находит и использует ключевые научные источники / ресурсы в области исследований южнокорейской медиакультуры
- Находит и использует ключевые научные источники / ресурсы в области исследований японской медиакультуры
- Находит и использует ключевые научные источники / ресурсы в области исследований китайской медиакультуры
- Анализирует медийные репрезентации / дискурсы восточноазиатских медиа, применяя различные методы
- Анализирует медиасистемы и индустрии Восточной Азии, используя различные методы
- Анализирует аудитории и фэндомы восточноазиатских медиа, реализуя различные методы
- Анализирует кросс-культурные различия в производстве и рецепции адаптированного медиаконтента
- Представляет результаты исследования восточноазиатских медиа
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Введение в НИС «Исследования медиакультуры Восточной Азии»Специфика формата научно-исследовательского семинара. Возможные направления студенческих исследований в сфере восточноазиатских медиа. Научная литература и ресурсы по исследованиям культуры Восточной Азии. Исследовательские предпочтения слушателей семинаров.
- Тема 2. Обзор исследований медиакультуры Южной Кореи“Корейская волна” и ее история. Виды южнокорейской медиапродукции. Характерные черты южнокорейских дорам и влияние неоконфуцианской идеологии на их сюжеты и персонажей. К-поп, система рекрутирования, подготовки “айдолов”, организация их профессиональной деятельности и частной жизни. Южнокорейский стандарт красоты и общественная дискуссия вокруг него.
- Тема 3. Обзор исследований медиакультуры ЯпонииОсобенности японской развлекательной индустрии. Японские фильмы и дорамы. Исследования манги и аниме. Японский киберпанк как жанр. Популярные видеоигры: Pokémon GO и др. Японская музыкальная индустрия, J-pop. Японские селебрити и айдолы, фанатские практики и феномен отаку. Эстетика каваий. Японский дзэн в национальной и западной медиакультуре.
- Тема 4. Обзор исследований медиакультуры КитаяВзаимодействие государственных структур и коммерческих компаний в сфере производства развлекательной продукции. Особенности функционирования социальных сетей в КНР. Эфирное телевидение и интернет-платформы как его альтернатива. Репрезентация исторического прошлого в китайской медиа-продукции. Образ традиционных китайских религиозно-философских учений в кинематографе и на телевидении. Фэнтези, научная фантастика и их современные интерпретации.
- Тема 5. Исследования контента восточноазиатских медиаФеномен глокализации на примере южнокорейской манхвы “Ученый, гуляющий по ночам”; репрезентация медиа в южнокорейской дораме “Аргон”; гендерные и возрастные модели нормативного поведения в восточно-азиатских медиа и их трансформация. Экологический и постапокалиптический дискурс в японском аниме («Навсикая из Долины ветров», «Принцесса Мононоке», «Твое имя» и др.). Репрезентация технологий дополненной реальности в южнокорейской дораме «Воспоминания об Альгамбре». Выбор и апробация методов анализа репрезентаций на примере объектов студенческих исследований.
- Тема 6. Исследования медиасистем и индустрий Восточной АзииЮжнокорейская развлекательная индустрия и компании «большой четверки» (SM Entertainment, YG Entertainment, Big Hit Entertainment, JYP Entertainment). Японские медиа в (постколониальной) Южной Корее. Японская анимационная студия Ghibli. Работа китайских медиа и платформ в условиях государственной цензуры. Глобализация китайской социальной сети TikTok и мессенджера WeChat. Выбор и апробация методов исследования индустрий контента Восточной Азии на примере объектов студенческих исследований.
- Тема 7. Исследования аудиторий и фэндомов восточноазиатских медиаКлючевые теории и понятия fandom studies. Механизмы популяризации азиатской развлекательной продукции в мире. Влияние фанатских сообществ на возникновение и функционирование официальных и неофициальных ресурсов, дающих доступ к телепрограммам и фильмам восточноазиатского производства (Rakuten Viki). Онлайн-форумы и сообщества фанатов: Soompi.com, русскоязычные ресурсы (Doramatv, “Ехидные дорамщицы”). Обмен информацией, выпуски “рекапов”, составление онлайн-”энциклопедий”, посвященных телепродукции, и иные фанатские практики. Анализ пользовательских комментариев к телесериалу южнокорейского, китайского или японского производства. Выбор и апробация методов исследования аудиторий и сообществ на примере объектов студенческих исследований.
- Тема 8. Восточная Азия и Запад: адаптации медиаконтентаАзиатские адаптации западного медиаконтента. Экранизации литературных произведений западного происхождения (“Ходячий замок Хаула” Х. Миядзаки и одноименный роман Д. У. Джонс, “Служанка” Пак Чхан Ука и роман С. Уотерс “Тонкая работа”); западные жанры и форматы медиапродукции, стереотипные персонажи и их азиатские интерпретации; обращение к опыту знакомства азиатской аудитории с глобальным кинематографом, телевидением и иными медиа. Западные адаптации азиатских фильмов, телесериалов, типичных сюжетных коллизий и персонажей. Музыкальное телешоу “Лучший певец в маске” и его британская версия, дорама “Хороший доктор” и его американская версия. Производство лицензионных ремейков внутри восточноазиатского региона. “Нодаме кантабиле” – от японских манги и телесериала к южнокорейской и китайской версиям.
- Тема 9. Представление результатов исследований восточноазиатских медиаЗащита индивидуальных студенческих проектов, посвященных исследованиям медиакультуры Восточной Азии. Обсуждение дизайна, процедур и результатов студенческих исследований с участием преподавателей семинара и учебных ассистентов.
Элементы контроля
- Активность на семинарах
- Письменное домашнее задание «Обзор литературы»
- Индивидуальный исследовательский проект
- Задание 1 для семинарских встреч
- Задание 2 для семинарских встреч
- Задание 3 для семинарских встреч
- Задание 4 для семинарских встреч
- Задание 5 для семинарских встреч
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.1 * Активность на семинарах + 0.08 * Задание 1 для семинарских встреч + 0.08 * Задание 2 для семинарских встреч + 0.08 * Задание 3 для семинарских встреч + 0.08 * Задание 4 для семинарских встреч + 0.08 * Задание 5 для семинарских встреч + 0.3 * Индивидуальный исследовательский проект + 0.2 * Письменное домашнее задание «Обзор литературы»
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Chua, B. H. (2012). Structure, Audience and Soft Power in East Asian Pop Culture. Hong Kong University Press.
- Kim, S.-Y. (2018). K-pop Live : Fans, Idols, and Multimedia Performance. Stanford University Press.
- Roman Rosenbaum. (2013). Manga and the Representation of Japanese History. Routledge.
- Wanning Sun, & Jenny Chio. (2012). Mapping Media in China : Region, Province, Locality. Routledge.
Рекомендуемая дополнительная литература
- DeBoer, S. (2014). Coproducing Asia : Locating Japanese–Chinese Regional Film and Media. Univ Of Minnesota Press.
- Jim Cheng, James Wicks, & Sachie Noguchi. (2016). An Annotated Bibliography for Taiwan Film Studies. Columbia University Press.
- Marina Svensson, Elin Sæther, & Zhi’an Zhang. (2014). Chinese Investigative Journalists’ Dreams : Autonomy, Agency, and Voice. Lexington Books.
- Oh Youjeong. (2018). Pop City : Korean Popular Culture and the Selling of Place. Cornell University Press.
- Ерохина Татьяна Иосифовна, & Сандросян Джульетта Седраковна. (n.d.). Экзистенциальные мотивы в корейской дораме (на примере дорамы «Токкэби» / «Демон»).
- Тарасова А.В. (n.d.). Жест Как Проекция Чувства В Южнокорейском Телесериале: О Способах Применения.
- Тарасова Александра Владимировна. (n.d.). Божества И Демоны На Улицах Сеула: Конструирование Пространства В Южнокорейском Телесериале Жанра «Фэнтези».
- Тарасова Александра Владимировна. (n.d.). Понять, Прочувствовать И Присвоить: Южнокорейский Сериал “Лунные Влюбленные - Алые Сердца: Корё” В Обсуждениях Русскоязычных Зрителей.