2020/2021
Французская философия ХIХ-ХХ в.
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Майнор
Кто читает:
Школа философии и культурологии
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
2 модуль
Преподаватели:
Чернавин Георгий Игоревич
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
22
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина «Французская философия ХIХ-ХХ в.» даёт обзор истории французской философии XIX-XX вв. Курс строится на "медленном чтении" первоисточников. Курс построен по проблемному принципу (с элементами историко-философского принципа организации материала).
Цель освоения дисциплины
- Целью освоения дисциплины «Французская философия ХIХ-ХХ в.» является овладение студентами представления об истории философии XIX-XX вв. По итогам курса у слушателей должно быть сформировано комплексное представление о философском наследии Франции этого периода.
- Уяснение методологической роли философского знания;
- Выработка навыков критического мышления.
Планируемые результаты обучения
- В результате освоения дисциплины студент должен: знать: - периодизацию истории философии Франции XIX-XX вв.; - основных представителей французской философской традиции и их фундаментальные идеи; уметь: руководствоваться принципами культурного релятивизма и этическими нормами, предполагающими отказ от этноцентризма; владеть: - историей формирования общечеловеческих ценностей при анализе ценностно-смысловых ориентаций различных социальных групп;
- В результате освоения дисциплины студент должен знать: - ключевые проблемы французской философии и динамику их разработки;
- В результате освоения дисциплины студент должен знать: - основные методологические подходы, сложившиеся в области французской философии; основные исторические типы философствования;
- В результате освоения дисциплины студент должен знать: - основной корпус базовых текстов французской философских;
- В результате освоения дисциплины студент должен знать: - принципы исторического развития интеллектуальной культуры во взаимосвязи философии, религии, искусства, науки, политики и экономики;
- В результате освоения дисциплины студент должен знать: - причины зарождения и принципы социального функционирования философских (культурфилософских, религиозно-философских, политико-философских и социальноэкономических) идей в жизни обществ;
- В результате освоения дисциплины студент должен знать: - типологические характеристики основных философских систем;
- В результате освоения дисциплины студент должен знать: - основные направления и тенденции развития философии в условиях современного общества.
- В результате освоения дисциплины студент должен уметь: - распознавать философские проблемы;
- В результате освоения дисциплины студент должен уметь: - распознавать классические и современные стратегии их разработки;
Содержание учебной дисциплины
- СпиритуализмМен де Биран: волевое усилие, внутренний «такт», непосредственная апперцепция, «Об анализе мышления», «Новые опыты антропологии». Кузен. Равессон.
- ПозитивизмСен-Симон (в контексте социально-философских проектов: Фурье, Прудон). Конт: курс позитивной философии как позитивистский катехизис. Преодоление религии и метафизики. Наука как новая «религия».
- Контекст университетской философии рубежа XIX-XX ввБрунсвик: критический идеализм. Лаланд: философия научного познания и проблема ценностей. Мейерсон: реализм, критика позитивизма в эпистемологии.
- Философия жизниБергсон: жизненный порыв, длительность, интуиция, «Опыт о непосредственных данных сознания», «Творческая эволюция». Янкелевич: развитие философии становления.
- Персонализм, христианский эволюционизм, неотомизмПерсонализм: Мунье. Антропология и католическая теология: Тейяр де Шарден. Неотомизм, интегральный гуманизм: Маритен.
- Эпистемология и история наукиБашляр: проблема научного творчества, поэтика пространства. Койре: от замкнутого мира к бесконечной вселенной, переплетение истории философии и истории науки. Кангилем. Кавайес.
- НеогегельянствоКожев: идея смерти в философии Гегеля. Лекции по Феноменологии духа: посол немецкой философии во Франции. Три «H»: Гегель, Гуссерль, Хайдеггер – как единая оптика. Батай.
- ФеноменологияРазвитие идей Гуссерля и Хайдеггера. Мерло-Понти: феноменология восприятия, телесность. Левинас: этика. Рикёр: герменевтика. Анри: религиозный опыт. Мальдинэ: психопатология и эстетика.
- ЭкзистенциализмИстоки: философии жизни и феноменология. Религиозный (Марсель) и атеистический (Сартр, Камю) экзистенциализм. Ничто, обреченное на свободу. Философия абсурда.
- Философские аспекты психоанализаЗначимость классического психоанализа для французской философии XX в. Лакан: язык как бессознательное. Воображаемое, символическое и реальное. Клоссовски. Кристева.
- Структурализм и постструктурализмСтруктурный метод в лингвистике и антропологии. Символические структуры. Делёз: по каким критериям узнают структурализм? Фуко: контроль над производством дискурса. Деррида: деконструкция. Лиотар, Бодрийяр.
- Социальная теория«Коллеж социологии»: Лейрис, Кайуа. Альтюссер: теория идеологии на стыке неомарксизма, психоанализа и структурализма. Бурдье: структуралистский конструктивизм, практический смысл, социальные поля.
- Современная философская ситуация во ФранцииЭклектика: лакано-гегельянство, спекулятивный реализм и спекулятивное обоснование феноменологии. Малабу, Бадью, Мейясу, Марион, Ришир.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)Qнакопленная = 0,5 * Qработа на семинарах + 0,5*Qконтрольная Qрезультирующая = 0,5*Qнакопленная + 0,5*Qэкзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Два источника морали и религии, Бергсон, А., 2010
- Западно-европейская социология ХIX века : тексты: учеб. пособие для вузов, , 1996
- Философия : учебник для гуманитарных и социально - экономических специальностей, Губин, В. Д., 2012
Рекомендуемая дополнительная литература
- Проблемы метода, Сартр, Ж.-П., 2008