2020/2021
Европа столиц: искусство Нового времени
Статус:
Майнор
Кто читает:
Школа исторических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
3, 4 модуль
Преподаватели:
Русинова Ольга Евгеньевна
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
76
Программа дисциплины
Аннотация
Столичные города становятся центрами искусства в XVII-XVIII веках и определяют культурный облик Европы. На лекциях и семинарах мы будем изучать памятники искусства и архитектуры в художественном, социальном и историческом контексте.
Цель освоения дисциплины
- Формирование у студентов общих представлений о ценностях мировой и отечественной культуры; формирование знаний о культуре и искусстве Нового времени, о значении этого периода, названного «Золотым веком» искусства; знакомство с художественными особенностями произведений/памятников искусства и архитектуры периода; знакомство с проблематикой и основными направлениями осмысления и изучения искусства; знакомство с основными музейными собраниями и базами данных по искусству; освоение основной терминологии в области истории искусства.
Планируемые результаты обучения
- Представлять историческую, культурную, художественную проблематику эпохи, географические рамки и хронологию искусства "Золотого века", понимать особенности терминологии, знать названия стилей и жанровую классификацию.
- Усвоить смысловое наполнение понятия идиостиля, представлять в целом космополитический характер искусства в Риме, особенности творчества Рубенса и его мастерской, Веласкеса и его круга, выучить основную терминологию, знать ключевые памятники искусства и архитектуры из числа обсуждавшихся на лекциях.
- Усвоить понятие национальной школы в искусстве, представлять проблематику жанров голландского искусства, особенности творчества Рембрандта и "малых голландцев", понимать процесс формирования французского академизма и воспитания зрителя нового типа, знать ключевые памятники искусства и архитектуры из числа обсуждавшихся на лекциях.
- Понимать условность термина «стиль эпохи», представлять основные особенности искусства рококо и неоклассицизма во Франции, особенности художественной ситуации в Лиссабоне эпохи "ускоренной европеизации", историческую обусловленность и характерные черты архитектуры и искусства Санкт-Петербурга, ориентироваться в урбанистических решениях, ключевых памятниках и произведениях из числа обсуждавшихся на лекциях.
Содержание учебной дисциплины
- ВведениеНекоторые предварительные замечания и вопросы.
- Мастер и его кругПервая половина - середина XVII в.
- Национальная школаВторая половина XVII в.- первая половина XVIII в.
- Стили эпохиСередина – вторая половина XVIII в.
Элементы контроля
- Домашнее задание - эссе по статье или киноматериалу.
- Реферат - конспект статьи.
- Контрольная работа - тест на узнавание визуального материала
- ЭкзаменЭкзамен проводится в письменной форме с использованием асинхронного прокторинга. Экзамен проводится на платформе https://hse.student.examus.net. К экзамену необходимо подключиться за 10 минут до начала. На платформе Экзамус доступно тестирование системы. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf. Для участия в экзамене студент обязан: включить камеру и микрофон (см.Правила проведения экзамена). Во время экзамена студентам запрещены любые действия, свидетельствующие о несамостоятельном выполнении, как то: помощь зала, использование подручных средств списывания и т.д. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи до 10 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи от 10 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
- Домашнее задание - эссе по статье или киноматериалу.
- Реферат - конспект статьи.
- Контрольная работа - тест на узнавание визуального материала
- ЭкзаменЭкзамен проводится в письменной форме с использованием асинхронного прокторинга. Экзамен проводится на платформе https://hse.student.examus.net. К экзамену необходимо подключиться за 10 минут до начала. На платформе Экзамус доступно тестирование системы. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf. Для участия в экзамене студент обязан: включить камеру и микрофон (см.Правила проведения экзамена). Во время экзамена студентам запрещены любые действия, свидетельствующие о несамостоятельном выполнении, как то: помощь зала, использование подручных средств списывания и т.д. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи до 10 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи от 10 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Fedotova E.D. Baroque. Series “Epochs. Styles Directions”. M .: ’White City’, 2007 ; Федотова Е.Д. Барокко. Серия «Эпохи. Стили. Направления». М.: «Белый город», 2007. (2019). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4EF6BE29
- Sloboda, S., & Yonan, M. E. (2019). Eighteenth-Century Art Worlds : Global and Local Geographies of Art. New York, NY, USA: Bloomsbury Visual Arts. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1999399
- Ильина Т. В., Фомина М. С. - ИСТОРИЯ ИСКУССТВА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ. ОТ АНТИЧНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ 7-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 346с. - ISBN: 978-5-534-07318-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-iskusstva-zapadnoy-evropy-ot-antichnosti-do-nashih-dney-441498
- История искусства, Гомбрих, Э. Г., 2018
Рекомендуемая дополнительная литература
- Adams, L. (2018). Key Monuments Of The Baroque. New York, NY: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2203760
- Carl, K. H., & Charles, V. (2009). Baroque Art. New York: Parkstone International. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=436182
- Charles, V., & Carl, K. H. (2010). Rococo. New York: Parkstone International. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=436229
- Justi, C. (2015). Velasquez : And His Times. New York: Parkstone International. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1078979
- Michael Yonan. (2013). ‘Material transformations: thinking about objects and spaces at the Wieskirche.’ Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7CC24A92
- Montias, J. M. (1987). Cost and Value in Seventeenth-Century Dutch Art. Art History, 10(4), 455. https://doi.org/10.1111/j.1467-8365.1987.tb00268.x
- Pointon, M. R. (2014). History of Art : A Student’s Handbook (Vol. 5th edition). New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=733711
- Pooke, G., & Newall, D. (2008). Art History: The Basics. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=221026
- Poussin, Ballet, and the Birth of French Classicism. (2016). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A823FD3A
- Rubens, P. P. (2011). Rubens (Vol. English Edition). New York: Parkstone International. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=436130
- Solomon Volkov. (2010). St Petersburg : A Cultural History. [N.p.]: Free Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1974378
- Spadaccini, N., & Martín-Estudillo, L. (2005). Hispanic Baroques : Reading Cultures in Context. Nashville: Vanderbilt University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=152426
- Tschudi, V. P. (2017). Baroque Antiquity : Archaeological Imagination in Early Modern Europe. New York, NY: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1296555
- Williams, H. (2015). Acad?e Royale : A History in Portraits. Florence, UNKNOWN: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1550905
- Winter, J. F. (2017). Visual Variety and Spatial Grandeur : A Study of the Transition From the Sixteenth to the Seventeenth Century in France. Chapel Hill: University of North Carolina at Chapel Hill Department of Romance Studies. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1605145
- Yonan, M. (2018). Messerschmidt’s Character Heads : Maddening Sculpture and the Writing of Art History (Vol. First edition). New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1602017
- Баратон, А., & Рекшан, И. (2014). Искусство Французского Сада Сады Версаля. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.CF100345
- Гете И., Тэн И., Фромантен Э., Верхарн Э. - О РЕМБРАНДТЕ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 115с. - ISBN: 978-5-534-10947-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/o-rembrandte-432757
- Дворжак Макс - История искусства как история духа - Издательство "Лань" - 2014 - 369с. - ISBN: 978-5-507-40730-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/51636
- Ильина Т. В., Станюкович-Денисова Е. Ю. - РУССКОЕ ИСКУССТВО XVIII ВЕКА + CD. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 611с. - ISBN: 978-5-9916-3527-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkoe-iskusstvo-xviii-veka-cd-425840
- Искусство видеть : о творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя, Даниэль, С., 2006
- ПОПОВ ДЕНИС АЛЕКСАНДРОВИЧ. (2015). Влияние развития науки на европейское искусство XVII-XX вв. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.29923D4B
- ТАРАСОВ ЮРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ. (2014). «Ночной дозор» Рембрандта — кульминация в развитии жанра голландского группового портрета XVII В. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.CFD7465E
- Тарасов, Ю. (2013). Два Групповых Портрета Кисти Рембрандта — «Урок Анатомии Доктора Тюлпа» И «Урок Анатомии Доктора Деймана». Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.77E7E923