2020/2021
Новости в эпоху постправды – мейнстрим и альтернативные источники
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Институт медиа
Когда читается:
3 модуль
Преподаватели:
Николов Алексей Львович
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
38
Программа дисциплины
Аннотация
Появление Сети 2.0 привело к перевороту невероятных масштабов в области распространения информации, а заодно и к еще большему (если такое можно себе представить) перевороту в области ее потребления. В истории человечества эти события по масштабу можно сравнить, пожалуй, только с изобретением письменности. И все это произошло у нас на глазах. В неимоверно короткий по меркам истории срок – за какие-то полтора десятка лет – почти вся система стандартов и приоритетов в этой сфере, которая формировалась и совершенствовалась веками и казалась вечной, вдруг потеряла актуальность и поставила перед нами совершенно новые, непривычные проблемы. По сути, мы только начинаем осознавать, в какой мир мы попали, и искать для себя в нем опору. Впрочем, многим людям – а как бы даже и не большинству – эта эпоха принесла, наоборот, небывалый, невиданный прежде внутренний комфорт. Эти люди прямо на глазах погружаются в своего рода информационный пузырь, где практически отсутствуют неприятные им новости, да и вообще любая информация, которая не вписывается в устоявшуюся в голове такого человека картину мира. Более того, этот пузырь человеку теперь даже не приходится себе создавать – за него это делают алгоритмы, которые услужливо окружают пользователя интернета максимально комфортной для него средой. Таким людям данный курс будет совершенно бесполезен – а пожалуй, даже и вреден. Но есть основания думать (или, по крайней мере, надеяться), что такие граждане составляют явное меньшинство среди студентов Вышки. Можно предположить, что если уж человек решился учиться в университете такого уровня (причем независимо от выбранной специальности), то он видит себя в будущем частью условной интеллектуальной элиты– т.е. одним из тех людей, которые будут готовы взять на себя дополнительную ответственность за судьбу своей страны. Наверняка слово «элита» вызовет у кого-то аллергию – но я искренне верю в то, что это именно так, и не вижу причин лицемерить. А если человек претендует на такой статус – повторяю, независимо от его профессии, политических взглядов и прочего – то это просто по определению означает, что он пытается быть независимым в своих оценках и категорически не готов, чтобы его восприятием кто-то манипулировал. Собственно, этим и определяется то, чем мы будем заниматься в рамках курса: учиться отличать реальные новости от липовых, действительно достоверные сведения – от того, что «и так всем известно и очевидно». И, конечно, разбираться, где и как их найти в окружающем нас информационном океане.
Цель освоения дисциплины
- Получить представление о том, что это такое – новости «мейнстримные» и «альтернативные».
- Сформировать навык критического восприятия и анализа новостных потоков.
- Научиться искать и сравнивать различные источники информации, в т.ч. представляющие противоположные позиции, и формировать на их основе собственную независимую новостную повестку.
Планируемые результаты обучения
- Знает основные источники информации - традиционные и появившиеся благодаря возможностям Сети 2.0.
- Понимает, чем ограничены разные источники информации, какую ответственность они несут (или не несут) за распространение ложных или неточных сведений, в какой степени им можно доверять.
- Умеет критически анализировать получаемую информацию.
- Понимает разницу между мейнстримной и альтернативной новостной повесткой.
- Владеет понятийным аппаратом, позволяющим критически воспринимать информационный поток.
Содержание учебной дисциплины
- Мейнстрим и альтернатива. Чем они различаются. Альтернатива и конспирология.
- «Готтентотская мораль» в мейнстримной новостной повестке. Почему в мире информации не все жизни одинаково ценны. Формула ван Гиннекена.
- СМИ не пытаются быть нейтральными и рассказывать всю правду. Фильтры Хомского. Какие способы используют СМИ чтобы манипулировать восприятием аудитории.
- Может ли какое-либо СМИ быть совершенно нейтральным и освещать для вас всю новостную повестку (спойлер: нет, не может, даже если случайно очень захочет).
- «Галоп Гиша» и «трансцендентально истинные текст». Как распознать демагогию и противостоять ей.
- Мир информации эпохи Сети 2.0 как уникальный феномен. Что невольно предсказал Фома Аквинский.
- Вы точно знаете, что видели то, чего на самом деле не видели. «Эффект Манделы».
- Истории, про которые вам рассказали так много, что вы даже не задумываетесь о том, может ли это быть неправдой.
- Откуда берутся и как вам навязываются клише, шаблоны и шибболеты (и что это такое, кстати).
- Какого размера было первобытное племя и какое отношение это имеет к количеству источников в Сети, которым вы доверяете (спойлер: самое прямое).
- Источники получения альтернативных новостей.
- Цензура – в жизни и в СМИ. Какая страна первой придумала цензуру печати (спойлер: Англия). И кем был по профессии автор самого известного русского нецензурного стишка про цензуру (спойлер: цензором).
- Как государства контролируют информацию: закон и другие виды регулирования. Как работают регуляторы.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- van Ginneken, J. (1997). Understanding Global News : A Critical Introduction. SAGE Publications Ltd.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Jack Fuller. (2010). What Is Happening to News : The Information Explosion and the Crisis in Journalism. University of Chicago Press.