2020/2021
Исследования мифодизайна и вторичной реальности (в массовой культуре)
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Дисциплина общефакультетского пула
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
2-4 модуль
Преподаватели:
Штейнман Мария Александровна
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
48
Программа дисциплины
Аннотация
В дисциплине рассматривает миф как важнейшую социокультурную матрицу, которая определяет современную медиасферу. Изучаются универсальные сюжеты в контексте мифа, а также роль мифа в формировании картины мира. Отдельное место уделяется понятиям постправды и fake news. Рассматривается структура мифа и ее проявление ее в различных видах медиаконтента. В рамках дисциплины также изучаются механизмы создания вторичной реальности и различные примеры ее функционирования. В итоге студенты получают набор инструментов мифодизайна для создания собственной мифологии.
Цель освоения дисциплины
- Сформировать у студентов устойчивые знания основных подходов к понимания и изучения мифа
- Сформировать развернутое представление о специфике мифодизайна в современной информационной среде
- Создать устойчивое представление о специфике создания и функционирования вторичной реальности – как в литературе, так и в различных типах медиа
- Сформировать навыки владения инструментарием мифодизайна и применения их как для анализа текстов (как в СМИ, так и в различных медиа), так и для создания (написания) своих собственных
- Сформировать комплекс аналитических умений по работе с деконструкциями мифа в различных типах текста
Планируемые результаты обучения
- Знает основные определения мифа и различные подходы к нему
- Отличает интерпретации мифа Е.М. Мелетинского, К. Леви-Стросса, А.Ф. Лосева, Э. Кассирера, Р. Барта
- Умеет применять различные трактовки мифа к актуальным примерам медиаконтента
- Знает инструментарий мифодизайна в соответствии с: 1) теорией архетипов Дж Фрэзера 2) юнгианской теорией Дж. Кэмпбелла 3) структурализмом Р. Барта
- Владеет различными подходами к созданию вторичной реальности (Дж.Р.Р. Толкин и его три функции волшебных историй)
- Умеет применять этот инструментарий на практике (кинотексты, сериалы, комиксы)
- Анализирует различные практики массовой культуры с помощью инструментов мифодизайна
- Выявляет мифологемы и архетипы в рекламных, социальных и политических текстах
- Создает собственные мифологические нарративы
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Феномен мифа: происхождение, определение, универсалии.Рассматриваются основные определения мифа и различные подходы к нему, интерпретации мифа Е.М. Мелетинского, К. Леви-Стросса, А.Ф. Лосева, Э. Кассирера, Р. Барта. Выявляются основные сюжеты и универсалии мифа, его структурные элементы. Магистральный сюжет применительно мифу, основные персоналии и категории пространства и времени мифа. Выявляется специфика различных подходов к мифу – антропологическая школа, русская формальная школа, структурализм. Изучаются понятия постпрады и fake news через призму мифа.
- Тема 2. Инструменты создания вторичной реальности.Проводится различие между мифом и волшебной сказкой. Рассматривается понятие двоемирия применительно к инструментарию мифодизайна. Анализируется теория архетипов Дж Фрэзера («Золотая ветвь»), юнгианская теория Дж. Кэмпбелла («Герой с тысячью лиц»), структурализм Р. Барта («Мифологии»). Выявляются основные функции волшебных историй Дж.Р.Р. Толкина применительно к созданию и управлению вторичной реальностью (дилогия «О волшебных историях» и «Лист работы Мелкина»).
- Тема 3. Практики мифодизайна в массовой культуре.Изучение практик массовой культуры с помощью инструментов мифодизайна: кинематограф, литература, комиксы, мультипликация, меметика. Эмпирическая база: Дж.Р.Р. Толкин «Властелин колец» (трилогия, экранизация, видеоигры, фанфикшн), Дж. Мартин «Песнь льда и пламени» и «Игра престолов» (HBO), «Шерлок» (BBC), «Гарри Поттер» (книги Д. Роулинг, экранизации, фанфикшн), «Ведьмака» (цикл А. Сапковского, сериал «Ведьмак» (Netflix), видео игра “The Witcher”, “The Witcher: Assassins of the Kings”, “The Witcher 3: Wild Hunt (CD Projekt Red)
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.2 * Активность на семинарах + 0.2 * Доклад-презентация + 0.4 * Творческий проект + 0.2 * Эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Золотая ветвь : исследование магии и религии, Фрэзер, Дж. Дж., 2003
- Мифический образ, Кэмпбелл, Д., 2004
Рекомендуемая дополнительная литература
- Seaman, D. (2012). The Art of the Hobbit by J. R. R. Tolkien. Booklist, 109(5), 11.
- Мифодизайн рекламы, Ульяновский, А. В., 1995