• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Исследования мифодизайна и вторичной реальности (в массовой культуре)

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Дисциплина общефакультетского пула
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 2-4 модуль
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 48

Программа дисциплины

Аннотация

В дисциплине рассматривает миф как важнейшую социокультурную матрицу, которая определяет современную медиасферу. Изучаются универсальные сюжеты в контексте мифа, а также роль мифа в формировании картины мира. Отдельное место уделяется понятиям постправды и fake news. Рассматривается структура мифа и ее проявление ее в различных видах медиаконтента. В рамках дисциплины также изучаются механизмы создания вторичной реальности и различные примеры ее функционирования. В итоге студенты получают набор инструментов мифодизайна для создания собственной мифологии.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать у студентов устойчивые знания основных подходов к понимания и изучения мифа
  • Сформировать развернутое представление о специфике мифодизайна в современной информационной среде
  • Создать устойчивое представление о специфике создания и функционирования вторичной реальности – как в литературе, так и в различных типах медиа
  • Сформировать навыки владения инструментарием мифодизайна и применения их как для анализа текстов (как в СМИ, так и в различных медиа), так и для создания (написания) своих собственных
  • Сформировать комплекс аналитических умений по работе с деконструкциями мифа в различных типах текста
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные определения мифа и различные подходы к нему
  • Отличает интерпретации мифа Е.М. Мелетинского, К. Леви-Стросса, А.Ф. Лосева, Э. Кассирера, Р. Барта
  • Умеет применять различные трактовки мифа к актуальным примерам медиаконтента
  • Знает инструментарий мифодизайна в соответствии с: 1) теорией архетипов Дж Фрэзера 2) юнгианской теорией Дж. Кэмпбелла 3) структурализмом Р. Барта
  • Владеет различными подходами к созданию вторичной реальности (Дж.Р.Р. Толкин и его три функции волшебных историй)
  • Умеет применять этот инструментарий на практике (кинотексты, сериалы, комиксы)
  • Анализирует различные практики массовой культуры с помощью инструментов мифодизайна
  • Выявляет мифологемы и архетипы в рекламных, социальных и политических текстах
  • Создает собственные мифологические нарративы
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Феномен мифа: происхождение, определение, универсалии.
    Рассматриваются основные определения мифа и различные подходы к нему, интерпретации мифа Е.М. Мелетинского, К. Леви-Стросса, А.Ф. Лосева, Э. Кассирера, Р. Барта. Выявляются основные сюжеты и универсалии мифа, его структурные элементы. Магистральный сюжет применительно мифу, основные персоналии и категории пространства и времени мифа. Выявляется специфика различных подходов к мифу – антропологическая школа, русская формальная школа, структурализм. Изучаются понятия постпрады и fake news через призму мифа.
  • Тема 2. Инструменты создания вторичной реальности.
    Проводится различие между мифом и волшебной сказкой. Рассматривается понятие двоемирия применительно к инструментарию мифодизайна. Анализируется теория архетипов Дж Фрэзера («Золотая ветвь»), юнгианская теория Дж. Кэмпбелла («Герой с тысячью лиц»), структурализм Р. Барта («Мифологии»). Выявляются основные функции волшебных историй Дж.Р.Р. Толкина применительно к созданию и управлению вторичной реальностью (дилогия «О волшебных историях» и «Лист работы Мелкина»).
  • Тема 3. Практики мифодизайна в массовой культуре.
    Изучение практик массовой культуры с помощью инструментов мифодизайна: кинематограф, литература, комиксы, мультипликация, меметика. Эмпирическая база: Дж.Р.Р. Толкин «Властелин колец» (трилогия, экранизация, видеоигры, фанфикшн), Дж. Мартин «Песнь льда и пламени» и «Игра престолов» (HBO), «Шерлок» (BBC), «Гарри Поттер» (книги Д. Роулинг, экранизации, фанфикшн), «Ведьмака» (цикл А. Сапковского, сериал «Ведьмак» (Netflix), видео игра “The Witcher”, “The Witcher: Assassins of the Kings”, “The Witcher 3: Wild Hunt (CD Projekt Red)
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Доклад-презентация
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Творческий проект
  • неблокирующий Активность на семинарах
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Активность на семинарах + 0.2 * Доклад-презентация + 0.4 * Творческий проект + 0.2 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Золотая ветвь : исследование магии и религии, Фрэзер, Дж. Дж., 2003
  • Мифический образ, Кэмпбелл, Д., 2004

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Seaman, D. (2012). The Art of the Hobbit by J. R. R. Tolkien. Booklist, 109(5), 11.
  • Мифодизайн рекламы, Ульяновский, А. В., 1995