2020/2021
Международный бизнес
Статус:
Майнор
Кто читает:
Департамент мировой экономики
Где читается:
Факультет мировой экономики и мировой политики
Когда читается:
3, 4 модуль
Преподаватели:
Карелина Елизавета Александровна,
Коротких Сергей Сергеевич,
Растворцева Светлана Николаевна
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
76
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина «Международный бизнес» призвана познакомить студентов с принципами функционирования транснациональных корпораций, а также их ролью в мировой экономике. Практически все крупные компании осуществляют коммерческие операции на рынках зарубежных стран, либо вовлечены в процесс глобализации другими способами. В связи с этим правильная оценка преимуществ и недостатков различных форм ведения международного бизнеса, понимание особенностей функционирования мировых рынков и центров деловой активности является крайне важным для современных экономистов. Освоение дисциплины позволит студентам познакомиться с законодательными, политическими, технологическими и социальными особенностями ведения бизнеса за рубежом, а также межстрановыми культурными различиями. В результате освоения дисциплины студенты также приобретут необходимые знания и практические навыки в области международного стратегического менеджмента и таких функциональных областях управления международной компанией как маркетинг, финансовый учет, операционный менеджмент, лидерство и управление человеческими ресурсами. Пристальное внимание в рамках дисциплины также будет уделено деятельности малых и средних предприятий, которые вовлекаются в сферу международного бизнеса.
Цель освоения дисциплины
- Познакомить студентов с принципами функционирования транснациональных корпораций, а также их ролью в мировой экономике.
- Формирование понимания законодательных, политических, технологических и социальных особенностей ведения бизнеса за рубежом, а также межстрановых культурными различий.
- Приобретение навыков в области международного стратегического менеджмента и маркетинг, финансовый учет, операционный менеджмент, лидерство и управление человеческими ресурсами.
Планируемые результаты обучения
- Анализирует правовые аспекты международного бизнеса
- Оценивает технологическую среду и политические риски ведения международного бизнеса
- Оценивает роль культуры в международном бизнесе
- Принимает во внимание этику и социальную ответственность в международном бизнесе
- Объясняет основы международного стратегического менеджмента
- Проводит анализ зарубежных рынков и определяет стратегии проникновения
- Раскрывает организацию деятельности международных стратегических альянсов
- Определяет сущность международных организационных структур и формулирует функцию контроля в международном бизнесе
- Раскрывает ключевые аспекты лидерства и поведения работников в международной компании
- Объясняет основные вопросы международного маркетинга
- Анализирует природу международного операционного менеджмента
- Разбирается в международном финансовом учете и налогообложении
- Раскрывает основные принципы управления человеческими ресурсами в международных компаниях
Содержание учебной дисциплины
- ТЕМА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА1. Понятие международного бизнеса. Основные отличия международного бизнеса от внутреннего. 2. Причины изучения международного бизнеса. 3. Формы международной предпринимательской деятельности 4. Глобализация и изменение условий ведения международного бизнеса
- ТЕМА 2. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА1. Правовые системы различных стран мира (общее право, гражданское, религиозное, бюрократическое) 2. Законы, регулирующие деятельность международной компании (законы, ориентированные на внутренний рынок; законы, непосредственно регулирующие международные деловые операции; законы, направленные против иностранных компаний) 3. Влияние МНК на страны пребывания 4. Разрешение споров в международном бизнесе
- ТЕМА 3. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СРЕДА И ПОЛИТИЧЕСКИЕ РИСКИ ВЕДЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА1. Понятие технологической среды в международном бизнесе 2. Инвестиции как способ формирования новой технологической среды 3. Трансфер технологий в международной практике 4. Защита прав на интеллектуальную собственность 5. Политическая среда и политический риск в международном бизнесе
- ТЕМА 4. РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В МЕЖДУНАРОДНОМ БИЗНЕСЕ1. Характеристики культуры 2. Элементы культуры 3. Способы коммуникации 4. Религия 5. Ценности и установки 6. Контекстуальный подход Холла 7. Факторы национальной культуры Хофстеде
- ТЕМА 5. ЭТИКА И СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В МЕЖДУНАРОДНОМ БИЗНЕСЕ1. Понятие этики в международном бизнесе. 2. Этика в кросс-культурном и международном контексте 3. Управление этикой поведения в зарубежных странах 4. Сферы социальной ответственности 5. Управление социальной ответственностью компаний, ведущих бизнес в зарубежных странах 6. Правовое регулирование этики и социальной ответственности в международном бизнесе.
- ТЕМА 6. МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ1. Задачи международного стратегического менеджмента 2. Стратегии ведения международного бизнеса. Стратегические альтернативы 3. Элементы международной стратегии 4. Разработка международных стратегий
- ТЕМА 7. АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНЫХ РЫНКОВ И СТРАТЕГИИ ПРОНИКНОВЕНИЯ1. Анализ зарубежных рынков (оценка альтернативных зарубежных рынков, потенциал рынка, уровень конкуренции, правовая и политическая среда, влияние социо-культурных факторов, оценка затрат, доходов и рисков) 2. Выбор способа проникновения на зарубежный рынок 3. Экспорт товаров или услуг на зарубежные рынки 4. Международное лицензирование 5. Международный франчайзинг 6. Специализированные способы проникновения в международном бизнесе 7. Прямые иностранные инвестиции
- ТЕМА 8. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АЛЬЯНСЫ1. Международное сотрудничество компаний 2. Преимущества стратегических альянсов 3. Типы стратегических союзов 4. Организация деятельности стратегических альянсов 5. Сложности функционирования стратегических альянсов
- ТЕМА 9. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ И КОНТРОЛЬ1. Сущность международной организационной структуры 2. Глобальные организационные структуры (глобальная продуктовая структура, глобальная географическая структура, глобальная функциональная структура, глобальная структура, ориентированная на потребителя, глобальная матричная структура) 3. Другие аспекты формирования глобальных организационных структур 4. Функция контроля в международном бизнесе (стратегический, организационный, операционный контроль) 5. Управление функцией контроля в международных компаниях
- ТЕМА 10. ЛИДЕРСТВО И ПОВЕДЕНИЕ РАБОТНИКОВ В МЕЖДУНАРОДНОЙ КОМПАНИИ1. Поведение индивида в международной компании 2. Мотивация в международных компаниях 3. Лидерство в международных компаниях 4. Принятие решений в международном бизнесе 5. Группы и команды в международной компании
- ТЕМА 11. МЕЖДУНАРОДНЫЙ МАРКЕТИНГ1. Международное управление маркетингом 2. Продуктовая политика компании 3. Аспекты и решения ценовой политики 4. Вопросы и решения относительно продвижения товара 5. Вопросы и решения в сфере дистрибуции
- ТЕМА 12. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЕРАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ1. Природа международного операционного менеджмента 2. Производственный менеджмент 3. Международные операции по оказанию услуг 4. Управление эффективностью на международных предприятиях 5. Управление качеством на международных предприятиях 6. Информационный менеджмент на международных предприятиях
- ТЕМА 13. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ1. Национальные отличия в финансовом учете 2. Попытки гармонизации систем финансовой отчетности 3. Финансовый учет международных деловых операций 4. Вопросы международного налогообложения 5. Налогообложение иностранной прибыли в США 6. Разрешение международных налоговых конфликтов
- ТЕМА 14. МЕЖДУНАРОДНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ И ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ1. Природа международного управления человеческими ресурсами 2. Потребности международного обеспечения управленческими кадрами 3. Рекрутирование и отбор 4. Обучение и развитие 5. Оценка результатов труда и размеры компенсации 6. Сохранение и текучесть 7. Вопросы управления неруководящими кадрами 8. Трудовые отношения
Элементы контроля
- Выполнение домашних заданий
- Выполнение контрольной работы (2 части)
- Оценка работы в аудитории, решение практических задач, подготовки и презентации докладов
- ЭкзаменЭкзамен проводится в письменной форме. Экзамен проводится на платформе LMS при подключении к ZOOM. К экзамену необходимо подключиться за 5 минут до начала по ссылке, указанной в расписании. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка ZOOM, возможность набора текста. Для участия в экзамене студент обязан: включить камеру, отключить микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Во время экзамена студентам разрешено: (перечислить действия). Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее трех минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается три минуты и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи при использовании других заданий.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.2 * Выполнение домашних заданий + 0.1 * Выполнение контрольной работы (2 части) + 0.7 * Оценка работы в аудитории, решение практических задач, подготовки и презентации докладов
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Дерен В. И., Дерен А. В. - ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЙ БИЗНЕС 2-е изд., испр. и доп. Монография - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 265с. - ISBN: 978-5-534-09652-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/ekonomika-i-mezhdunarodnyy-biznes-429974
- Дерен В. И., Дерен А. В. - ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЙ БИЗНЕС 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 297с. - ISBN: 978-5-534-09246-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/ekonomika-i-mezhdunarodnyy-biznes-427503
- Международный бизнес в отраслях нефтегазового комплекса : учебник / под ред. Ю.Н. Линника, В.Я. Афанасьева, А.С. Казака. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 219 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/13582. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/966306
- Международный бизнес: PR и рекламное дело : учеб. пособие / С.И. Лашко, В.Ю. Сапрыкина. - М. : РИОР : ИНФРА-М, 2020. - 171 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — DOI: https://doi. org/10.12737/20207 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1039162
- Международный бизнес: Учебное пособие / Михалкин В.А. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 320 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/538869
- Под ред. Погорлецкого А.И., Сутырина С.Ф. - МЕЖДУНАРОДНЫЙ БИЗНЕС. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. Учебник для бакалавров - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 733с. - ISBN: 978-5-9916-3256-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/mezhdunarodnyy-biznes-teoriya-i-praktika-426103
- Поляков В.В. под общ. ред., Щенин Р.К. под общ. ред. и др. - Мировая экономика и международный бизнес. Экспресс-курс - КноРус - 2018 - 278с. - ISBN: 978-5-406-06011-7 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/925990
- Поляков В.В., Смирнов Е.Н., Щенин Р.К. - Мировая экономика и международный бизнес. Экспресс-курс - КноРус - 2017 - 278с. - ISBN: 978-5-406-04025-6 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/922017
- Поляков В.В., Щенин Р.К., ред. - Мировая экономика и международный бизнес. Практикум - КноРус - 2007 - 399с. - ISBN: 978-5-85971-589-3 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/908340
- Шевченко Б.И. - Международный бизнес (бакалавриат и магистратура). Учебник - КноРус - 2019 - 566с. - ISBN: 978-5-406-06537-2 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/929534
Рекомендуемая дополнительная литература
- Afuah, A. (2018). Business Model Innovation : Concepts, Analysis, and Cases. New York, NY: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1907925
- Elbert, R., Özsucu, Ö., & Bogusch, C. (2017). Revenue Sharing Between Production, Logistics and Traffic: An Experimental Analysis of the Actors in Distribution Logistics. Publications of Darmstadt Technical University, Institute for Business Studies (BWL). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.p.dar.wpaper.84699
- Fox, S. (2008). Business Etiquette For Dummies (Vol. 2nd ed). Hoboken, N.J.: For Dummies. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=231154
- Joshua N. Milligan. (2019). Learning Tableau 2019 : Tools for Business Intelligence, Data Prep, and Visual Analytics, 3rd Edition. Birmingham: Packt Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2092866
- Strang, K. D. (2015). The Palgrave Handbook of Research Design in Business and Management. New York City, NY: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1075586
- Лозик Н.Ф., Кузина М.Н., Царегородцев Д.В., Семенова А.А. - Стратегический менеджмент - Русайнс - 2020 - 150с. - ISBN: 978-5-4365-1070-5 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/934086
- Мардас А. Н., Гуляева О. А., Кадиев И. Г. - СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 176с. - ISBN: 978-5-534-06388-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/strategicheskiy-menedzhment-434725
- Международный бизнес в отраслях нефтегазового комплекса: Учебник / Под ред. Ю.Н. Линника, В.Я. Афанасьева, А.С. Казака - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 218 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт) ISBN 978-5-16-011034-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/510371
- Международный бизнес: PR и рекламное дело: Учебное пособие / Лашко С.И., Сапрыкина В.Ю. - М.:ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 171 с.: 60x88 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/560458
- Международный бизнес: Учебное пособие / В.А. Михалкин. - М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 320 с.: 60x90 1/16. (обложка) ISBN 978-5-9776-0233-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/501874
- Поляков В.В. под общ. ред., Щенин Р.К. под общ. ред. и др. - Мировая экономика и международный бизнес. Экспресс-курс - КноРус - 2015 - 278с. - ISBN: 978-5-406-04025-6 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/916563
- Поляков В.В. под ред., Щенин Р.К. под ред. - Мировая экономика и международный бизнес. Практикум - КноРус - 2016 - 397с. - ISBN: 978-5-390-00174-5 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/920521
- Поляков В.В., Щенин Р.К. под ред. - Мировая экономика и международный бизнес. Практикум - КноРус - 2015 - 398с. - ISBN: 978-5-406-04353-0 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/916666
- Сидоров М. Н. - СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для прикладного бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 158с. - ISBN: 978-5-534-08723-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/strategicheskiy-menedzhment-434076
- Стратегические альянсы: Сборник документов / Хорасанов О., Силонов А. - М.:Альпина Бизнес Букс, 2008. - 244 с.: 84x108 1/32. - (Идеи, которые работают) ISBN 978-5-9614-0764-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1003055
- Шевченко Б.И. - Международный бизнес (бакалавриат и магистратура) - КноРус - 2017 - 566с. - ISBN: 978-5-406-05937-1 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/922871