2020/2021
Теория и практика социального влияния
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Департамент социальных наук
Когда читается:
3, 4 модуль
Преподаватели:
Радина Надежда Константиновна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Данный курс рекомендован для повышения социально-психологической компетентности современного специалиста. Он включает разделы «Введение в психологию влияния», «Социальное влияние в группе», «Социальное влияние в экономике и политике», «Виртуальные (цифровые) площадки для социального влияния». В рамках курса рассматриваются проблемы влияния в процессе коммуникации, включая убеждающую коммуникацию, давление авторитета, а также ложь и психологическое манипулирование. Слушатели курса познакомятся с использованием механизмов социального влияния в политике и экономике, а также в современной цифровой коммуникации. Лекционные занятия в рамках курса ориентированы на интерактивное взаимодействие, семинарские занятия служат площадками для обсуждения наиболее популярных феноменов социального влияния, а на практических занятиях слушатели смогут определить собственный потенциал влиять и быть подверженным влиянию.
Цель освоения дисциплины
- Цель освоения дисциплины «Теория и практика социального влияния» – представить теоре-тические основы и прикладные аспекты сложного социально-психологического феномена «соци-альное влияние», детерминирующего социальное поведение человека в приватной и публичной сферах в конструктивных (влияние, доверие и т.п.) и деструктивных (манипулирование, ложь и т.п.) формах.
Планируемые результаты обучения
- Называет и объясняет ключевые концепции и факторы социального влияния в контексте современного социально-психологического знания
- Применяет выводы классических экспериментов о психологическом давлении к иллюстративным примерам, идентифицирует социальные ситуации, релевантные экспериментальным, на материале документальных и художественных фильмов
- Называет и разъясняет способы и механизмы защиты от социального влияния и манипулирования
- Называет и объясняет ключевые концепции и факторы социального влияния в контексте современного социально-психологического знания
- Применяет выводы классических экспериментов о психологическом давлении к иллюстративным примерам, идентифицирует социальные ситуации, релевантные экспериментальным на материале документальных и художественных фильмов
- Применяет выводы классических экспериментов о психологическом давлении к иллюстративным примерам, идентифицирует социальные ситуации, релевантные экспериментальным на материале документальных и художественных фильмов
- Применяет принципы социального влияния в виртуальной коммуникации, экспериментирует в социальных сетях на основе психологических знаний о социальном влиянии
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Социальное влияние в социологии и социальной психологииПонятие социального влияния в социологии и социальной психологии. Социальное влияние, социальное неравенство, социальная справедливость. Общение и социальное влияние. Симпатии, антипатии, межличностная привлекательность. Проблема лидерства в общении. Обратная связь в процессе коммуникации. Психологические средства воздействия человека на человека. Проблема конформизма. Вербальные и невербальные средства общения.
- Тема 2. Феномен влияния в процессе коммуникации: теоретические и прикладные аспекты.Социальное влияние и социальное познание. Социализация и социальное влияние. Социальные стереотипы, социальные нормы, «образ мира». Механизмы социального влияния. Личное принятие. Публичная уступчивость. Теории социального влияния.
- Тема 3. Психология «давления». Классические исследованияПсихология давления и социальная конформность. Теории конформности. Классические эксперименты подчинения личности давлению. Влияние меньшинства в экспериментах на влияние и давление. Управление впечатлением или самопрезентация. Власть и социальная структура.
- Тема 4. Влияние и убеждающая коммуникацияСовременные теории убеждающей коммуникации. Модели влияния в процессе коммуникации. Медиа и власть в современном обществе. Влияние в процессе массовой коммуникации: аудитория, содержание, эффекты
- Тема 5. Психология лжиФеномен лжи в межличностном взаимодействии и общественной жизни. Техники обнаружения лжи. Детектор лжи. Социокультурные аспекты лжи.
- Тема 6. Психология манипулированияМанипулятивная природа социума и культурные предпосылки манипуляции. Место манипуляции в системе человеческих отношений. Манипулятивные технологии. Механизмы манипулятивного воздействия. Деструктивность манипулятивного воздействия. Распознавание угрозы манипулятивного вторжения. Защита от манипуляций.
- Тема 7. Влияние в деструктивных культахСоциально-психологическое манипулирование в сектах и психокультах. Признаки тоталитарной группы. Методы вербовки. Техники контроля со-знанием в сектах и психокультах. Выход из психокультов. Освобождение от тоталитарного мышления
- Тема 8. Социальное влияние в процессе политической коммуникацииМассовые политические настроения. Толпа как субъект социального и политического действия. Механизмы поведения толпы. Управление и манипуляция толпой. Факторы возникновения массовой паники. Механизмы развития паники. Массовая коммуникация и общественное мнение. Феномен слухов, классификация слухов. Искажения в процессе циркуляции слухов. Профилактика и оперативное устранение слухов. Механизмы управления массовым сознанием и поведением. Формы и приемы пропаганды. Использование механизмов восприятия в управлении массовым сознанием и поведением.
- Тема 9. Социальное влияние в процессе экономической коммуникацииСоциальные аспекты экономических отношений. Роль собственности в экономических отношениях. Власть и собственность. Собственность и социальная структура. Влияние и управление потреблением. Теория праздного класса Т. Веблена. Игра на бирже: социально-психологические аспекты.
- Тема 10. Социально-психологические последствия информатизации современного обществаСовременное информационное общество как социальная реальность. Трансформация социальности в информационном обществе. Вклад информационных технологий в развитие системы образования и воспитания. Информационные технологии и расширение способностей человека. Расширение возможностей социальной коммуникации личности. Сетевые организации: социальные институты информационного общества. Особенности влияния в виртуальном пространстве.
- Тема 11. Интернет и массовая коммуникация. Социальное влияние в сети ИнтернетМассовая коммуникация и глобальное сетевое пространство. Виртуальная экспансия. Способы контроля виртуального пространства. Проблемы виртуальной безопасности. Влияние в социальных сетях виртуального пространства. Само-презентация в сети (персональные страницы, блоги и т.д.). Мошеннические стратегии в сети Интернет.
Элементы контроля
- КоллоквиумМагистранты в малых группах представляют ключевые проблемы статей, представленных преподавателем.
- домашняя работа
- Активность на семинарах
- Онлайн-включенность
- Письменный экзамен (тест с закрытыми и полузакрытыми вопросами - 100 вопр), асинхронный прокторингЭкзамен проводится в письменной форме (тест) с использованием асинхронного прокторинга. Экзамен проводится на на платформе Экзамус (https://hse.student.examus.net). К экзамену необходимо подключиться за 15 минут. На платформе Экзамус доступно тестирование системы. Компьютер студента должен удовлетворять следующим требованиям: https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf) Для участия в экзамене студент обязан: заранее зайти на платформу прокторинга, провести тест системы, включить камеру и микрофон, подтвердить личность. Во время экзамена студентам запрещено: общаться (в социальных сетях, с людьми в комнате), списывать. Во время экзамена студентам разрешено: пользоваться собственными письменными конспектами (в тетради или на распечатанных листах). Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи до 10 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи 10 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.3 * Активность на семинарах + 0.5 * домашняя работа + 0.2 * Коллоквиум
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Подчинение авторитету: Научный взгляд на власть и мораль / Милгрэм С.; Пер. с англ. Ястребова Г. - М.:Альпина нон-фикшн, 2016. - 282 с.: 60x90 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-91671-503-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/702123
Рекомендуемая дополнительная литература
- Абельская Р. Ш. ; под науч. ред. Обабкова И. Н. - ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ ДЛЯ IT-СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 111с. - ISBN: 978-5-534-12200-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologiya-obscheniya-dlya-it-specialnostey-447048
- Андросова И.Г. - Политико-психологическое манипулирование как способ легитимации власти - Русайнс - 2017 - 152с. - ISBN: 978-5-4365-1996-8 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/924084
- Гостев, А.А. Глобальная психоманипуляция: психологические и духовнонравственные аспекты : монография / А.А. Гостев. - Москва : Институт психологии РАН, 2017. - 467 с. - ISBN 978-5-9270-0345-7. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1060976
- Гулевич О. А. - ПСИХОЛОГИЯ МЕЖГРУППОВЫХ ОТНОШЕНИЙ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и специалитета - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 345с. - ISBN: 978-5-534-10719-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologiya-mezhgruppovyh-otnosheniy-431344
- Гуревич П. С. - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 2-е изд. Учебник для бакалавров - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 565с. - ISBN: 978-5-9916-2968-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/politicheskaya-psihologiya-426130
- Гуревич П. С. - СОЦИОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ РЕКЛАМЫ В 2 Т. ТОМ 1 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 289с. - ISBN: 978-5-534-09048-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sociologiya-i-psihologiya-reklamy-v-2-t-tom-1-442408
- Гуревич П. С. - СОЦИОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ РЕКЛАМЫ В 2 Т. ТОМ 2 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 236с. - ISBN: 978-5-534-09484-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sociologiya-i-psihologiya-reklamy-v-2-t-tom-2-442409
- Интернет-технологии : учеб. пособие / С.Р. Гуриков. — М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2019. — 184 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - Режим доступа:
- Кирьянова Л. Г. - МАРКЕТИНГ И БРЕНДИНГ ТУРИСТСКИХ ДЕСТИНАЦИЙ. Учебное пособие для магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 264с. - ISBN: 978-5-9916-9266-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/marketing-i-brending-turistskih-destinaciy-434442
- Константы гудвилла: стиль, паблисити, репутация, имидж и бренд фирмы: Учебное пособие / Шарков Ф.И., - 3-е изд. - М.:Дашков и К, 'Издательство Шаркова', 2017. - 270 с.: ISBN 978-5-394-02075-9
- Корягина Н. А. - САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ И УБЕЖДАЮЩАЯ КОММУНИКАЦИЯ. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 225с. - ISBN: 978-5-534-11562-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/samoprezentaciya-i-ubezhdayuschaya-kommunikaciya-445661
- Либина А. В. - ПСИХОЛОГИЯ СОВЛАДАНИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 318с. - ISBN: 978-5-534-11605-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologiya-sovladaniya-445763
- Ракитянский Н. М. - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПОРТРЕТИРОВАНИЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 187с. - ISBN: 978-5-534-07377-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/politicheskaya-psihologiya-psihologicheskoe-portretirovanie-438474
- Рогов Е.И. - Психология общения (СПО) + еПриложение: Тесты. (СПО) - КноРус - 2019 - 260с. - ISBN: 978-5-406-06980-6 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/931371
- Украинцев Ю.Д. - Информатизация общества: учебное пособие - Издательство "Лань" - 2019 - 220с. - ISBN: 978-5-8114-3845-7 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/123696