• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Аристотель и окрестности

Статус: Майнор
Когда читается: 2 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Ладынин Иван Андреевич
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 22

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Аристотель и окрестности» посвящен истории и философии греческого мира эпохи предэллинизма и эллинизма, т.е. того этапа развития древнегреческой мысли, центральной фигурой которого можно назвать философа и систематизатора знаний Аристотеля из Стагиры (384-322 до н.э.). Учебный курс распадается на две части - историческую и философскую. Историческая часть «Мир Аристотеля: цивилизация античной Греции» (проф. И.А. Ладынин, Школа исторических наук ФГН НИУ ВШЭ) представляет собой введение в историю древней Греции, начиная с темных веков и до эпохи великих эллинистических царств III-II вв. до н.э. На лекциях и семинарских занятиях будут рассмотрены феномен греческого полиса, завоевания Александра Великого, особенности синтеза греческой и восточной культур в эпоху эллинизма. Особое внимание будет уделено исследованию организации мировой державы, созданной Александром Македонским, царского культа Александра, проблеме субъективных целей и нереализованных планов Александра. Вторая часть курса – “Философия Аристотеля” (доц. И.В.Макарова, Школа философии ФГН НИУ ВШЭ) знакомит с основными проблемами философии Аристотеля, а также проясняет историко-философский контекст, в свете которого складывается его философская система. В рамках курса будет рассмотрено становление Аристотеля как философа в стенах платоновской Академии, его дальнейшая судьба как самостоятельного мыслителя, воспитателя Александра Македонского, основателя Ликея. Для работы на семинарах слушателям будет предложено ознакомиться с некоторыми трактатами Аристотеля по самому разному спектру вопросов: о сущем и причинах сущего, о природе и границах человеческого познания, о мире и боге, о принципах и целях человеческой деятельности в науке, политике и творчестве. Также в курсе предполагается краткий обзор рецепции аристотелевских текстов в Античности, в Средние века, Новое время и XX -ХХIвв.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • • выработать у студентов представление о происхождении и особенностях исторической обстановки, породившей философию Аристотеля, - мира греческих полисов классической эпохи (V-IV вв. до н.э.)
  • • познакомить студентов с особенностями конкретного периода греческой истории, в который протекала деятельность Аристотеля, - времени установления македонской гегемонии в Греции и завоеваний Александра
  • • выработать у студентов адекватное представление о философской проблематике трактатов Аристотеля, а также об историческом контексте их создания
  • • преодолеть традиционное противопоставление “платонизм” – “аристотелизм”, и рассмотреть оба направления в едином смысловом и ценностном поле
  • • ознакомить студентов с основными направлениями рецепции этих текстов в Античности, в Средние века, Новое время
  • • рассмотреть актуальность философии Аристотеля в этических и политических теориях и теории искусства XX в
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Выработка у студентов представления о генезисе античного пути развития в древней Греции, о ее полисном строе, о предпосылках и характере его кризиса в IV в. до н.э. (в период творчества Аристотеля), о времени Александра Македонского и эллинизма как эпохах деятельности Аристотеля и школы перипатетиков
  • Студент должен иметь представление об жизненном и научном пути Аристотеля. Знать биографическую и доксографичесскую традиции. Иметь представление об истории структуре, истории создания и дальнейшее судьбе Corpus Aristotelicum.
  • Студент должен знать аристотелевский принцип классификации наук, уверенно владеть аристотелевской терминологией, показать свое знакомство с источниками, разбираться в основных проблемах аристотелевской философии (учение о четырех причинах, учение о сущности).
  • Студент должен разбираться в основных проблемах аристотелевского учения о природе (учение о мире, боге, душе, принципах и видах движения и пр.), знать источники.
  • Знакомство с источниками. Знать аристотелевскую доктрину о природе государства и человека как существо политического, классификацию типов государственного правления. Иметь представление об основных этических принципах (счастье, добродетелях, характер и пр.)
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Мир Аристотеля: цивилизация античной Греции Тема 1: До Аристотеля: становление и упадок мира греческих полисов.
    Понятие античности и проблема отличия античных обществ от древневосточных. Дополисный период в истории Греции: крито-микенский мир II тыс. до н.э. «Коллапс Позднебронзового века» и Темные века (гомеровский период). Архаический период и становление классического греческого полиса. Культурный переворот в Греции рубежа архаики и классики: дифференциация науки, религии, искусства. Греко-персидские войны и Пелопоннесская война. Древнегреческий полис и его кризис в IV в. до н.э. Поиск путей преодоления раздоров между греческими государствами и внутри них: идея Восточного похода (Исократ Афинский). Персидское государство Ахеменидов: история его отношений с греческим миром, положение в середине IV в. до н.э. Роль Великого царя в установлении «общего мира» между греческими государствами. Македония и ее место в эллинском мире. Филипп II и его политика на севере Балканского полуострова и по от-ношению к греческим государствам. Промакедонские и антимакедонские настроения в Афинах и других полисах. Битва при Херонее и «объединение Эллады» под верховенством Македонии.
  • Раздел 2.Тема 4. Этика и политика. Пойетические науки.
    Предмет и задачи этики в ее связи с политикой. Понятия eudaimonia и arete. Учение о середине. Хорошая жизнь. Счастье как этическая и политическая категория. Характеристика общественной природы человека (zoon logon echon). Цель государства и формы политического устройства. Mesoi, «cредние люди». Проблемы частной собственности, отношение к рабству. Поэтика и риторика. Аристотель о природе и функции искусства. Учение о катарсисе. Теория мимесиса.
  • Раздел 1.Тема 2: Время Аристотеля. Александр Великий и его государственная деятельность.
    Александр, сын Филиппа и Олимпиады: годы до восшествия на престол (356-336 гг. до н.э.). Роль родителей в становлении его личности. Окружение Александра: старомакедонская знать и его сверстники. Убийство Филиппа II и принятие Александром власти в Греции и Македонии. Первая часть Восточного похода: разгром Ахеменидской державы (334-330 гг. до н.э.). Вторая часть Восточного похода: подчинение восточных областей Ахеменидской державы и попытка покорения Индии (329-324 гг. до н.э.). Организация Александром мировой державы. Царский культ Александра. Столкновение интересов Александра, македонской знати и греческой элиты. Проблема субъективных целей и нереализованных планов Александра.
  • Раздел 1. Тема 3. После Аристотеля: эллинистический мир.
    Мировая держава Александра после его смерти (323-305/4 гг. до н.э.). Наследники Алек-сандра на престоле. Диадохи и войны между ними. Возможности сохранения единства державы Александра. Гибель династии Аргеадов. Распад державы, принятие царских титулов диадохами и становление эллинистических государств (птолемеевский Египет, государство Селевкидов, Македонское царство). Проблема сущности эллинизма в мировой и отечественной науке. Понятие эллинистического синтеза. Культ правителей в эпоху эллинизма. Роль Александра в формировании эллинистической ойкумены, института эллинистической царской власти и в начале греко-восточного синтеза. Образ Александра в идеологии и культуре эллинистических государств и древнего Рима. Imitatio Alexandri в презентации правителей античности. Традиция историков Александра.
  • Раздел 2: Философия Аристотеля Тема 1. Биография и сочинения Аристотеля.
    Образ философа в Античности, Среднике века, Ренессансе и Новое время. Современное восприятие Аристотеля. Личность и жизнь Аристотеля. Академия и Ликей. История Corpus Aristotelicum и его структура. Эзотерические и экзотерические тексты. Подлинные и подложные тексты. Вклад Аристотеля в науку и в разработку философской терминологии.
  • Раздел 2. Тема 2. Принцип деления наук. Логика. Первая философия.
    Принцип деления наук на теоретические и практические. Логика как инструмент научного познания. «Категории» — учение о значении имен вне контекста, различение «первых» и «вторых» сущностей. «Аналитики» — учение об аподиктическом знании, силлогистика. «Топика», «Риторика», «О софистических опровержениях» — способы диалектического рассуждения по правилам. Первая философия (теология). «Теоретическая наука о первых началах и причинах». Что значит быть? Учение о сущности. Четыре значения причины, hyle и morphe (VI–VIII кн.). Учение о dynamis и energeia (IX кн.). Учение об уме как перводвигателе, теология Аристотеля (XII кн.). Критика Платоновской теории идей (XIII–XIV кн.).
  • Раздел 2. Тема 3. Физика Аристотеля. Учение о душе.
    Физические работы. «Физика» — анализ категорий, способных определить движение. Космология в трактате «О небе». Дискуссии о вечности мира. Учение о душе. Анализ и критика предшествующих учений о душе. Связь с онтологией. Душа как entelecheia тела. Понятие жизни и живого. Способности души. Различение деятельного и страдательного ума. Проблема смертности/бессмертия души.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Семинар
  • неблокирующий Экспресс-контрольная в виде теста с вариантами ответов
  • неблокирующий письменный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.4 * письменный экзамен + 0.3 * Семинар + 0.3 * Экспресс-контрольная в виде теста с вариантами ответов
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Alexandru, S., & Aristotle. (2013). Aristotle’s Metaphysics Lambda : Annotated Critical Edition Based Upon a Systematic Investigation of Greek, Latin, Arabic and Hebrew Sources. Boston: Brill. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=878192
  • Aristotle, & Ross, W. D. (2000). Metaphysics. Raleigh, N.C.: Generic NL Freebook Publisher. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1085827
  • Aristotle, Yunis, H., Waterfield, R., & Aristotle. (2018). The Art of Rhetoric. Oxford, United Kingdom: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2096818
  • Aristotle. (2012). The Nicomachean Ethics. [United States]: Start Publishing LLC. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=811459
  • Aristotle. (2013). Politics. New York: Sheba Blake Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1023929
  • Curran, A. (2016). Routledge Philosophy Guidebook to Aristotle and the Poetics. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1077309
  • Аристотель - Категории Аристотеля на греческом и русском языках - Издательство "Лань" - 2014 - 107с. - ISBN: 978-5-507-38099-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/47028
  • Аристотель - Метафизика - Издательство "Лань" - 2014 - 341с. - ISBN: 978-5-507-38100-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/47029
  • Аристотель - Первая аналитика - Издательство "Лань" - 2014 - 197с. - ISBN: 978-5-507-38102-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/47031
  • Бурмистров, М. (2014). Брэдшоу Д. Аристотель На Востоке И На Западе. Метафизика И Разделение Христианского Мира / А. Р. Фокин, А. И. Кыржелев, Пер., А. Р. Фокин, Отв. Ред. Языки Славянских Культу. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.28CF7BAF
  • И. А. ПРОТОПОПОВА. (2017). Душа, Ум И Пространство: Как Аристотель (Не) Понимает Платона (De Anim. 406B–407B). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.55B85330
  • История Древней Греции : учебник для вузов, Андреев, Ю. В., 2003
  • История философии : учеб. пособие для вузов, Васильев, В. В., 2008
  • Месяц Светлана Викторовна. (n.d.). Аристотелевская теория ощущения: конфликт интерпретаций. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2faristotelevskaya-teoriya-oschuscheniya-konflikt-interpretatsiy
  • Месяц, С. (2013). Аристотель О Природе Цвета. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.BF6766AF
  • Орлов, Е. (2012). Аристотель Об Универсальном, Обыденном И Деятельном Знании В «Первой Аналитике» Ii 21. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7DE9CB93
  • Поэтика; Риторика, Аристотель, ., 2010

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Rijk, L. M. de. (2002). Aristotle : Semantics and Ontology. Leiden: Brill. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1940278
  • Sachs, J., & Aristotle. (1995). Aristotle’s Physics : A Guided Study. New Brunswick, N.J.: Rutgers University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2048
  • Zingano Marco. (2015). Aryeh Kosman, The Activity of Being. An Essay on Aristotle’s Ontology. Revue Philosophique de Louvain, (1), 178. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsper&AN=edsper.phlou.0035.3841.2015.num.113.1.8432.t1.0178.0000.2
  • Мортимер А. - Аристотель для всех. Сложные философские идеи простыми словами - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2015 - 240с. - ISBN: 978-5-00057-519-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/91763