• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Анализ медиатекстов сензитивных и квир-групп

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Дисциплина общефакультетского пула
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 2-4 модуль
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 48

Программа дисциплины

Аннотация

Тематика НИСа сосредоточена на изучении истории, теории и практики конструирования языка и медиатекстов сензитивных социальных групп – тех, кто сталкивается с негативной оценкой собственной другости и «квирности», а также с десубъективацией и нарушением гражданский прав. В рамках НИСа будут анализировать следующие концептуальные сюжеты: – как в истории культуры и медиакоммуникаций происходило определение «других», исключаемых, сензитивных групп, – каким образом политическая философия и теория коммуникаций определяет право на высказывание, – как анализировать медиатексты, представляющие опыт конструирования идентичности сензитивности. Этот курс будет полезен тем, кто планирует работать в области социальной журналистики, участвует в активисткой правозащитной деятельности и/или интересуется актуальной критической теорией.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство с историей концептуального определения «другости» и ее эффектами на актуальные политики идентичности.
  • Освоение методологического и концептуального аппарата квир-теории и близких исследовательских полей.
  • Знакомство с практиками определения неконвенциональных идентичностей и их репрезентаций в медиа, а также иных коммуникативных практиках.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знакомится с базовыми подходами из пространства политической философии, позволяющими определять Другого, субъекта и вообще интерперсональные взаимодействия.
  • Анализирует избранные теории коммуникации и соответствующие практики на предмет обнаружения в исторической перспективе ключевых подходов к репрезентации «другости».
  • Сравнивает подходы гендерных исследований для обнаружения ключевых принципов применения социального конструктивизма к определению «нормативности».
  • Знакомится с базисом квир-исследований и квир-теории.
  • Анализирует современные дискуссии о «нормативности» и попытки построения сензитивных языков.
  • Создает собственное исследование/проектирует собственный продукт, основанный на принципах сензитивности.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Феномен Другого
    Другой как категория философии. От «инобытия» к «инаковости» и «возможности» (Гегель, М. Бубер, Х.-Г. Гадамер, Ж. Делез). Феноменология Другого. Другой и интерсубъективность (Э. Гуссерль). «Я – это Другой» (Ж. Лакан). Другой в теории диалога (Ю. Хабермас, Ю.М. Лотман). Другой как маргиналия (М. Фуко, Г. Спивак).
  • Тема 2. Теория и практика коммуникаций в контексте «другости»
    Ключевые теории коммуникации как интерпретация акта интерсубъективного взаимодействия: линейные модели коммуникации (Г. Лассуэлл, Р. Якобсон, модель Уивера и Шеннона, Ю.М. Лотман), семиотика (Ч. Пирс, Ф. де Соссюр, Р. Барт, Ю. Кристева, У. Эко, Б. Успенский, Ю.М. Лотман), дискурс-анализ (П. Серио, Я. Ван Дейк), теория диалога (Ю. Хабермас), культурные исследования репрезентации (С. Холл, Г. Спивак).
  • Тема 3. Основы гендерных исследований
    Ключевые подходы и основные термины междисциплинарной области в исторической ретроспективе: от исследования половых ролей к женским / мужским / феминистским исследованиям и Gender Studies. Тематические исследования и классика (С. Де Бовуар, Б. Фридан, Н. Ходоров, Д. Харауэй, bell hooks). Гендерные исследования и их влияние на медиаповестку и публичные языки репрезентации.
  • Тема 4. Квир: теория и исследования
    «Квир» история понятия, комьюнити и практик. «Нормативность» как анти-сензитивность. Анализ бинарных систем (М. Фуко, Дж. Батлер, Е. Седжвик), интерсекциональные подходы и их связь с квир-теорией. «Квир» в публичной сфере: от стигматизации к перформативным практикам (авто)репрезентации. Обнаружение границ «квира».
  • Тема 5. Словари «квирности» и медиатексты (о Других)
    «Инлюзивные» и «нейтральные» языки в контексте DE&I практик (в том числе, Disability Studies). Гипотеза лингвистической относительности и ее практическая имплементация в языках «Других». Дискриминация как опосредованное и прагматическое определение «Другого». Медиакампании в поддержку «другости». Анализ кейсов: языки, нарративы, дискурсы, (не)достаточность репрезентации. Активистские способы экспликации ограничений инклюзии сензитивных тем / проблематик.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Реферат №1
  • неблокирующий Реферат №2
  • неблокирующий Эссе №1
  • неблокирующий Эссе №2
  • неблокирующий Дизайн исследования
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Дизайн исследования + 0.2 * Реферат №1 + 0.2 * Реферат №2 + 0.2 * Эссе №1 + 0.2 * Эссе №2
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Второй пол : этика подлинного существования, Бовуар, С. де, 2014
  • ЛАПИНА ВЕРОНИКА. (2016). 12 Разгневанных Лекций Здравомыслова Е. А., Темкина А. А. (2015)12 Лекций По Гендерной Социологии: Учебное Пособие, Спб: Издательство Европейского Университета В Санкт-Петербурге. 768 С. Isbn 978-5-94380-196-9. Журнал Исследований Социальной Политики, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16937021

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Герменевтика субъекта : курс лекций, прочит. в Коллеж де Франс в 1981-1982 учеб. году, Фуко, М., 2007
  • Притязания культуры : равенство и разнообразие в глобальную эру, Бенхабиб, С., 2005
  • Психика власти : теории субъекции, Батлер, Дж., 2002