2020/2021
Анализ медиарынков и медийных организаций
Статус:
Майнор
Кто читает:
Департамент социологии
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
1, 2 модуль
Преподаватели:
Вербилович Ольга Евгеньевна,
Давыдов Сергей Геннадьевич,
Дмитриева Ольга Александровна,
Лапина-Кратасюк Екатерина Георгиевна
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
76
Программа дисциплины
Аннотация
Современные медиа, с одной стороны, представляют собой особый тип коллективных социальных акторов, действующих на пересечении интересов власти, бизнеса и гражданского общества. С другой стороны, это коммерческие предприятия, особенность которых заключается в двойственности клиентской ориентации (во-первых, клиентом медиа является его аудитория, во-вторых, рекламодатели, которые вносят существенный вклад в финансирование ее деятельности). В рамках дисциплины будут рассмотрены традиции изучения медиасистем, начало которой было положено в 1956 году авторами книги "Четыре теории прессы" Ф. Сибертом, Т. Питерсоном и У. Шраммом; специфика медиарынков России и зарубежных стран; основы управленческого анализа медиа, практикуемого в медиаструктурах различного типа; подходы к анализу корпоративной культуры медиа.
Цель освоения дисциплины
- Сформировать общее представление о современных медиасистемах и медиарынках России и зарубежных стран.
- Познакомить с основными методами изучения медиасистем, медиарынков, медийных профессий и медийных организаций.
- Сформировать навыки реализации исследовательских проектов в области анализа медиарынков и медийных организаций, включая разработку программы исследования, организацию и проведение полевых работ, анализ и презентацию результатов исследования.
Планируемые результаты обучения
- Владеет основными понятиями дисциплины и пользуется ими.
- Называет основные международные и российские индексы в сфере медиа и коммуникаций, а также принципы их построения.
- Приводит примеры и обсуждает результаты исследований медиаорганизаций при помощи этнографического метода.
- Называет показатели измерения элементов информационной грамотности и цифровой культуры.
- Ориентируется в основных теоретических парадигмах исследований профессий.
- Владеет методологией экспертного интервью.
- Выявляет и анализирует структуру мультимедийной редакции, распределение ролей
- Различает понятия “трансмедиа”, “кросс медиа”, “мультимедиа”.
- Понимает ключевые экономические и социокультурные тенденции развития поля профессий в медиа.
- Придерживается этики научного исследования.
- Понимает специфику исследования медиаорганизаций.
- Называет основные факторы, влияющие на работу мультимедийной редакции (законодательство, конкуренты и т.п)
- Называет основные продюсерские стратегии производства трансмедийных проектов
Содержание учебной дисциплины
- Медиасистема. Медиасфера. МедиарынокПонятие медиасистемы. Нормативные теории медиа. Основные элементы медиасистемы. Подходы к изучению медиасистем. Медиасфера как элемент ноосферы. Концепция медиасферы у Р. Дебрэ. Понятие медиарынка. Особенности медиарынков. Медиарынки в контексте теории отраслевых рынков. Основные направления изучения медиарынков.
- Медиаиндексы и их построениеОсновные принципы и особенности построения индексов в сфере медиа. "Индикаторы развития СМИ: рамка для оценки развития медиа" ЮНЕСКО: задачи и структура. Международные индексы развития СМИ и их критика. Российский опыт создания регионального медиаиндекса: MS-Индекс Фонда медиастандарт и Группы ЦИРКОН.
- Этнографические методы исследований медиаорганизаций: возможности и ограниченияОсновные принципы этнографического метода. Стратегии и ключевые этапы этнографического исследования. Репертуар методов этнографии, их возможности и ограничения. Роль исследователя и этика наблюдений. Примеры исследований российских и зарубежных медиаорганизаций в этнографической традиции.
- Исследования информационной грамотности и цифровой культурыПонятия информационной грамотности, медиаграмотности, цифровой грамотности. Концепт медиа и информационной грамотности. “Цифровая грамотность” Пола Гилстера (1997). Международный опыт исследований информационной грамотности и цифровой культуры. Индекс цифровой грамотности в регионах России (РОЦИТ / НИУ ВШЭ): структура, методика построения, основные результаты исследования.
- Исследования профессий в медиа и их трансформацииОсновные характеристики современного поля профессий в медиа. “Стареющие” и “новые” профессии в медиасфере. Базовые теоретические парадигмы исследования профессий и их аналитический потенциал в изучении современных трансформаций поля. Функционализм и экологический подход Э.Хьюза. М.Вебер и неовеберианство. Исследования профессий в медиа с использованием теории социального поля П.Бурдье. Современная критика традиционных подходов к исследованию профессий.
- Исследования экспертных групп в медиа: методология, этические аспекты, подготовка материаловМесто исследований медиаорганизаций и медиаиндустий в трехчастной системе “исследования медиатекстов”, исследования аудиторий”, исследования медиаорганизаций. Основные проблемы изучения экспертных групп в медиа. Этика экспертных интервью. Методология экспертных интервью
- Проблемы изучения медиаорганизаций: мультимедийные редакцииПонятие “мультимедийной редакции”, распределение обязанностей и компетенций. Проблемы функционирования и изучения мультимедийных редакций.
- Transmedia storytelling: создание и анализ мультиплатформенного проектаПонятия “трансмедийного сторителлинга” и мультиплатформенного проекта, создаваемого мультимедийной редакцией. Формирование дизайна исследования мультимедийной редакции.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.3 * Групповой проект + 0.11 * Домашнее задание 1 + 0.3 * Домашнее задание 2 + 0.29 * Семинары
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Media work in change : Understanding the role of media professionals in times of digital transformation and convergence. (2017). https://doi.org/10.1111/soc4.12494
- Медиаэкономика зарубежных стран : учеб. пособие для вузов, Вартанова, Е. Л., 2003
- Социология массовой коммуникации : учебник для вузов, Федотова, Л. Н., 2009
Рекомендуемая дополнительная литература
- Мир современных медиа, Черных, А., 2007
- Основы бизнес-моделирования СМИ : учеб. пособие для вузов, Иваницкий, В. Л., 2010
- Основы медиабизнеса : учеб. пособие для вузов, Вартанова, Е. Л., 2009
- ШЕРЕМЕТЬЕВА ПОЛИНА РУСЛАНОВНА. (2014). Профессия Журналиста В Эпоху Цифровых Технологий На Примере Франции (Часть 1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.24C65566
- ШЕРЕМЕТЬЕВА ПОЛИНА РУСЛАНОВНА. (2014). Профессия журналиста в эпоху цифровых технологий на примере Франции (часть 1). Современные Исследования Социальных Проблем, (7 (39)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16525754