2020/2021
Назад в будущее: античные тексты и концепты в фокусе современной философии
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Дисциплина общефакультетского пула
Кто читает:
Школа философии и культурологии
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-4 модуль
Преподаватели:
Алиева Ольга Валерьевна,
Лечич Никола Добривоевич,
Макарова Ирина Владимировна,
Плешков Алексей Александрович
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
80
Программа дисциплины
Аннотация
НИГ «Античная философия» создала концепцию научно-исследовательского семинара, основанного на двойном герменевтическом движении от современности к античности и от античности к современности. Основная идея в том, чтобы выделить ряд ключевых текстов и концептов античной философии, которые реактуализуются в мысли XX века. Античная мысль всегда оставалась источником вдохновения для европейской культуры, поэтому лозунг «Вперед, к грекам!» всегда звучал актуально и продолжает звучать актуально и сейчас. Новацией НИСа является совмещение древней и современной философии через сквозные концепты европейской мысли – фюсис, логос, докса, материя, забота о себе. Такой курс покажет, что античная философия – не архив, к которому возвращаются только при особом интересе, но живая философская жизнь. * * * * * * * * * [Модули 1 и 2] Древние греки учредили практику свободного мышления, которую потом начали обозначать как «философия». Математика, с другой стороны, существовала в развитых культурах, которые старше древнегреческой, например у египтян и вавилонян. Однако, только древние греки сделали из математики в полном смысле абстрактную дисциплину, полностью и сознательно отделённую от вопроса ее практического применения. Эти усилия привели к концу IV в. до н.э. к оформлению математического знания в чисто мыслительной, самодостаточной структуре, известной как «Начала» Eвклида. В этом процессе в математике и философии замечаются похожие усилия и возникновение похожих проблем, которые касаются таких понятий как «величина», «содержание», «один», «множество», «соизмеримость», «точка», «сфера» и т. п. Два наших мини-курса посвящены изучению сложного вопроса взаимного влияния философии и математики (представленной в двух формах, в которых она позже стала развиваться: арифметики и геометрии). В методологическом плане мы будем исходить из необходимости отказа от анахронного деления древней мысли по границам современных дисциплин. С этой точки зрения будут проанализированы как древние источники, так и современные истории философии и математики. Занятия первого модуля посвящены соотношению и взаимовлиянию арифметики и философии, начиная с рубежа VI-V вв. до н.э. вплоть до Евклида. На курсе будет рассмотрен вопрос о природе древнейшего математического знания античных греков — было ли оно больше «арифметическое» или «геометрическое». Через конкретные детали из истории арифметики и философии VI–V вв. показывается, как арифметические проблемы могли взаимовлиять с формированием самых важных понятий западной философии, и как это взаимовлияние продолжается по сей день. Занятия второго модуля продолжают мини-курс по арифметике и, в частности, приглашают взглянуть на самое известное античное математическое сочинение – книгу «Начала» – через современные философские дискуссии о статусе геометрии (например, через «Начало геометрии» Э. Гуссерля). Как и в случае арифметики, проблема онтологического статуса геометрических энтитетов пересеклась с формированием некоторых ключевых идей западной философии.
Цель освоения дисциплины
- - ознакомление с основными подходами к пониманию "мифа" и "логоса" в современном антиковедении
- - ознакомление с первоисточниками и современными интерпретациями досократической философии.
- - поиск следов «живой» и «неживой» части досократической философии в идеях современного мира
- ознакомление с первоисточниками философии и математики VI-IV в. до н.э.
- элементарное знакомство с историей древнегреческой математики VI-IV в. до н.э.
Планируемые результаты обучения
- знакомство с философскими основами истории доевклидовской и евклидовской математики
- умение искать следы древней мысли в феноменах современной науки и культуры
Содержание учебной дисциплины
- M2T1. Гесиод и "милетская школа"В рамках темы будут рассмотрены основные историографические подходы к пониманию влияния космогонического эпоса на ионийскую науку.
- M2T2. Фалес и начало космологии в античностиВ рамках темы будут изучены основные подходы к решению вопроса о том, можно ли считать Фалеса основоположником античной космологии.
- M2T3. Миф и логос в поэме ПарменидаВ рамках темы будут рассмотрены основные подходы к пониманию функции проэмия в поэме Парменида.
- M2T4. Дервенийский папирус: проблема толкованияВ рамках темы будут изучены основные подходы к интерпретации папируса из Дервени
- M2T5. Миф и логос в стоической философииВ рамках темы будет рассмотрен вопрос о методе стоического толкования Гомера (аллегория или этимология)
- М1Т1. Философская основа истории доевклидовской арифметикиПервое двойное занятие посвящено соотношению возникновения философии в Древней Греции и возникновения абстрактной математики. Знакомство с учениями Фалеса, Пифагора, Гиппаса, Архита, Феодора и Теэтета: были ли эти люди философы и/или математики? Введение в «арифметику камушков» (pebble arithmetic) и проблемы ее интерпретации (от Беккера до Норра). Арифметика и арифмология.
- М1Т2. Древнее понятие числаФилософская история понятия числа. Ранние понятия четного и нечетного. Кто и почему начал связывать четное с бесконечным, а нечетное с конечным (Arist. Met. 986a22)? Все ли было числом для пифагорейцев? Проблема «единого» в философии и математике. «Единое» и «единица». Проблема арифмогонии. Существовали ли в V в. теории «числового атомизма» и «петроновских чисел»?
- М1Т3. Вопрос несоизмеримости в свете ранней арифметикиРанняя постановка вопроса несоизмеримости. Проблема Гиппаса: за что его утопили? Понятия несоизмеримости, невысказываемости и неисчислимости: элеаты, ранние пифагорейцы, Демокрит. Понятие «иррациональных чисел». Конечность бытия Парменида, парадоксы Зенона, демокритовская атомистика в контексте истории математики. Проблема интерпретации учения пифагорейца Еврита о камушках и границе/определении. Арифметическая интерпретация «лекции Феодора» (Pl. Tht. 147d).
- М1Т4. Ранняя теория музыки в контексте истории философииРанние пифагорейцы, музыка и математика. Была ли у ранних пифагорейцев музыкальная «теория»? Единое, единица и раннее понятие гармонии. Существовало ли учение о «гармонии сфер»? «Акусматики» и «аристоксеники». Знакомство с малоизвестными персонажами истории музыкальной теории: Лас из Гермионы и Птолемаида из Кирены. Древняя музыкальная теория в контексте проблемы «абстрактного».
- М1Т5. Арифметические теоремы «Начал» Евклида и философияВ конце первого модуля мы погрузимся в хронологию и сложное взаимоотношение важнейших арифметических теорем «Начал». Евклидовские теории пропорций и простых чисел. Алгоритм «Евклида». Книга VIII «Начал» как свидетельство древней арифметики камушков? Теорема VIII.14 в контексте истории философии. Современная рецепция древней арифметики и ее систематизации у Евклида: ван дер Верден, Хит, Норр, Нэц.
- М1Т6. Проблема границы и безграничного в философии и математикеРезюме первого модуля и переход к второму. Граница, безграничное и арифметика. Понятие «числового синтаксиса» из «Законов» Платона. Вопрос границы и безграничного в «Началах» Евклида. «Исчисление песчинок» Архимеда и понятие «мириады»: философское введение в историю позиционных числовых систем.
- М2Т1. Философское введение в историю доевклидовской геометрииДоевклидовская геометрия и арифметика. Древние теоремы Фалеса и Пифагора: геометрия или арифметика? Работы Гиппократа Хиосского и Евдокса Книдского в контексте истории философии.
- М2Т2. От арифметики к геометрии: Спевсипп, Ксенократ и псевдопифагорейские теории деривацииВопрос «абстрактных» математических энтитетов. Проблема трехмерной геометрии у Демокрита. Вопрос об «абстрактном» в контексте истории философии. Онтологический и эпистемологический статус геометрии у Платона («Менон», «Государство») и Аристотеля. Интерпретация раннепифагорейской арифмогонии в Ранней Академии как попытка объединения уже разъединяющихся философии и математики. «Тетрактида», «значения чисел», геометрические энтитеты и физические тела.
- М2Т3. Пентаграмма, золотое сечение, правильные полиэдрыПроблема пентаграммы: история и философские коннотации. Использовали ли ранние пифагорейцы пентаграмму? Проблема правильных полиэдров: хронология и философская рецепция (ранние пифагорейцы и Платон в «Тимее»: Pl. Tim. 55c). Почему и как Платон связывал правильные полиэдры с началами? Философская история золотого сечения: от ранних пифагорейцев до нововековой и современной рецепции (да Винчи, ле Корбюзье).
- М2Т4. Геометрическая часть «Начал» Эвклида в контексте истории философииКниги 1, 5 и 10 «Начал» в контексте истории философии. Проблема «начала» в философии и математике. Книга 12 «Начал» и философская интерпретация «метода исчерпывания». Евклидовская интерпретация теории Архита. Детальная разборка хронологии и взаимоотношения важнейших теорем упомянутых книг.
- М2Т5. Геометрия в истории философских системСтатус и интерпретация геометрии у Платона, Аристотеля и Ранней Академии. Арифметика, геометрия и история аксиологии: взаимоотношение истории математики и ценностной системы западной философии. Очерк философской истории сферы: от Парменида до XXI века. Математика и эстетика, пропорция и прекрасное. Геометрия у Кеплера, Декарта, Лейбница и Канта. «Начало геометрии» Э. Гуссерля с введением Ж. Деррида в контексте истории философии и математики.
Элементы контроля
- Аналитический конспектТребования к написанию коспекта доступны по ссылке: https://iq.hse.ru/news/385883807.html
- Доклад-презентацияТребования те же, что к аналитическому конспекту, но устная подача.
- Семинарская активность
- Тест
- Эссе
- Активность на семинарах
- Эссе
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.2 * Аналитический конспект + 0.2 * Доклад-презентация + 0.2 * Семинарская активность + 0.2 * Тест + 0.2 * Эссе
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.2 * Аналитический конспект + 0.2 * Доклад-презентация + 0.2 * Семинарская активность + 0.2 * Тест + 0.2 * Эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Античная философия, Асмус, В. Ф., 2003
- Зарождение истории науки в античности, Жмудь, Л. Я., 2002
- История греческой философии. Т.1: Ранние досократики и пифагорейцы, Гатри, У.К.Ч., 2015
- История математики с древнейших времен до начала XIX столетия. Т. 1: История математики с древнейших времен до начала нового времени, Башмакова, И. Г., 1970
- Начала Евклида. Кн.1-6: ., Евклид, 1948
- Начала, Евклид, 2012
- О Пифагоровой жизни, Ямвлих, 2002
- Пробуждающаяся наука : математика Древнего Египта, Вавилона и Греции, Варден, Б. Л. ван дер, 2007
- Сочинения Платона. Ч.1: ., Платон, ., 2014
- Сочинения Платона. Ч.2: ., Платон, ., 2014
- Сочинения Платона. Ч.3: Политика и государство, Платон, ., 2014
- Сочинения Платона. Ч.4: ., Платон, ., 2014
- Сочинения Платона. Ч.5: ., Платон, ., 2014
- Сочинения Платона. Ч.6: ., Платон, ., 2014
- Сочинения. Т.1: ., Аристотель, ., 1975
- Сочинения. Т.2: ., Аристотель, ., 1978
- Сочинения. Т.3: ., Аристотель, ., 1981
- Сочинения. Т.4: ., Аристотель, ., 1984
- Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1: От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики, , 1989
Рекомендуемая дополнительная литература
- Mathematics in Aristotle, Heath, T., 1998
- История математики в древности, Кольман, Э., 1961
- Очерки истории технических наук. Ч.1: Техническая мысль в античности, средневековье и Возрождении, Жмудь, Л. Я., 1995