• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Назад в будущее: античные тексты и концепты в фокусе современной философии

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Дисциплина общефакультетского пула
Когда читается: 1-4 модуль
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 80

Программа дисциплины

Аннотация

НИГ «Античная философия» создала концепцию научно-исследовательского семинара, основанного на двойном герменевтическом движении от современности к античности и от античности к современности. Основная идея в том, чтобы выделить ряд ключевых текстов и концептов античной философии, которые реактуализуются в мысли XX века. Античная мысль всегда оставалась источником вдохновения для европейской культуры, поэтому лозунг «Вперед, к грекам!» всегда звучал актуально и продолжает звучать актуально и сейчас. Новацией НИСа является совмещение древней и современной философии через сквозные концепты европейской мысли – фюсис, логос, докса, материя, забота о себе. Такой курс покажет, что античная философия – не архив, к которому возвращаются только при особом интересе, но живая философская жизнь. * * * * * * * * * [Модули 1 и 2] Древние греки учредили практику свободного мышления, которую потом начали обозначать как «философия». Математика, с другой стороны, существовала в развитых культурах, которые старше древнегреческой, например у египтян и вавилонян. Однако, только древние греки сделали из математики в полном смысле абстрактную дисциплину, полностью и сознательно отделённую от вопроса ее практического применения. Эти усилия привели к концу IV в. до н.э. к оформлению математического знания в чисто мыслительной, самодостаточной структуре, известной как «Начала» Eвклида. В этом процессе в математике и философии замечаются похожие усилия и возникновение похожих проблем, которые касаются таких понятий как «величина», «содержание», «один», «множество», «соизмеримость», «точка», «сфера» и т. п. Два наших мини-курса посвящены изучению сложного вопроса взаимного влияния философии и математики (представленной в двух формах, в которых она позже стала развиваться: арифметики и геометрии). В методологическом плане мы будем исходить из необходимости отказа от анахронного деления древней мысли по границам современных дисциплин. С этой точки зрения будут проанализированы как древние источники, так и современные истории философии и математики. Занятия первого модуля посвящены соотношению и взаимовлиянию арифметики и философии, начиная с рубежа VI-V вв. до н.э. вплоть до Евклида. На курсе будет рассмотрен вопрос о природе древнейшего математического знания античных греков — было ли оно больше «арифметическое» или «геометрическое». Через конкретные детали из истории арифметики и философии VI–V вв. показывается, как арифметические проблемы могли взаимовлиять с формированием самых важных понятий западной философии, и как это взаимовлияние продолжается по сей день. Занятия второго модуля продолжают мини-курс по арифметике и, в частности, приглашают взглянуть на самое известное античное математическое сочинение – книгу «Начала» – через современные философские дискуссии о статусе геометрии (например, через «Начало геометрии» Э. Гуссерля). Как и в случае арифметики, проблема онтологического статуса геометрических энтитетов пересеклась с формированием некоторых ключевых идей западной философии.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • - ознакомление с основными подходами к пониманию "мифа" и "логоса" в современном антиковедении
  • - ознакомление с первоисточниками и современными интерпретациями досократической философии.
  • - поиск следов «живой» и «неживой» части досократической философии в идеях современного мира
  • ознакомление с первоисточниками философии и математики VI-IV в. до н.э.
  • элементарное знакомство с историей древнегреческой математики VI-IV в. до н.э.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знакомство с философскими основами истории доевклидовской и евклидовской математики
  • умение искать следы древней мысли в феноменах современной науки и культуры
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • M2T1. Гесиод и "милетская школа"
    В рамках темы будут рассмотрены основные историографические подходы к пониманию влияния космогонического эпоса на ионийскую науку.
  • M2T2. Фалес и начало космологии в античности
    В рамках темы будут изучены основные подходы к решению вопроса о том, можно ли считать Фалеса основоположником античной космологии.
  • M2T3. Миф и логос в поэме Парменида
    В рамках темы будут рассмотрены основные подходы к пониманию функции проэмия в поэме Парменида.
  • M2T4. Дервенийский папирус: проблема толкования
    В рамках темы будут изучены основные подходы к интерпретации папируса из Дервени
  • M2T5. Миф и логос в стоической философии
    В рамках темы будет рассмотрен вопрос о методе стоического толкования Гомера (аллегория или этимология)
  • М1Т1. Философская основа истории доевклидовской арифметики
    Первое двойное занятие посвящено соотношению возникновения философии в Древней Греции и возникновения абстрактной математики. Знакомство с учениями Фалеса, Пифагора, Гиппаса, Архита, Феодора и Теэтета: были ли эти люди философы и/или математики? Введение в «арифметику камушков» (pebble arithmetic) и проблемы ее интерпретации (от Беккера до Норра). Арифметика и арифмология.
  • М1Т2. Древнее понятие числа
    Философская история понятия числа. Ранние понятия четного и нечетного. Кто и почему начал связывать четное с бесконечным, а нечетное с конечным (Arist. Met. 986a22)? Все ли было числом для пифагорейцев? Проблема «единого» в философии и математике. «Единое» и «единица». Проблема арифмогонии. Существовали ли в V в. теории «числового атомизма» и «петроновских чисел»?
  • М1Т3. Вопрос несоизмеримости в свете ранней арифметики
    Ранняя постановка вопроса несоизмеримости. Проблема Гиппаса: за что его утопили? Понятия несоизмеримости, невысказываемости и неисчислимости: элеаты, ранние пифагорейцы, Демокрит. Понятие «иррациональных чисел». Конечность бытия Парменида, парадоксы Зенона, демокритовская атомистика в контексте истории математики. Проблема интерпретации учения пифагорейца Еврита о камушках и границе/определении. Арифметическая интерпретация «лекции Феодора» (Pl. Tht. 147d).
  • М1Т4. Ранняя теория музыки в контексте истории философии
    Ранние пифагорейцы, музыка и математика. Была ли у ранних пифагорейцев музыкальная «теория»? Единое, единица и раннее понятие гармонии. Существовало ли учение о «гармонии сфер»? «Акусматики» и «аристоксеники». Знакомство с малоизвестными персонажами истории музыкальной теории: Лас из Гермионы и Птолемаида из Кирены. Древняя музыкальная теория в контексте проблемы «абстрактного».
  • М1Т5. Арифметические теоремы «Начал» Евклида и философия
    В конце первого модуля мы погрузимся в хронологию и сложное взаимоотношение важнейших арифметических теорем «Начал». Евклидовские теории пропорций и простых чисел. Алгоритм «Евклида». Книга VIII «Начал» как свидетельство древней арифметики камушков? Теорема VIII.14 в контексте истории философии. Современная рецепция древней арифметики и ее систематизации у Евклида: ван дер Верден, Хит, Норр, Нэц.
  • М1Т6. Проблема границы и безграничного в философии и математике
    Резюме первого модуля и переход к второму. Граница, безграничное и арифметика. Понятие «числового синтаксиса» из «Законов» Платона. Вопрос границы и безграничного в «Началах» Евклида. «Исчисление песчинок» Архимеда и понятие «мириады»: философское введение в историю позиционных числовых систем.
  • М2Т1. Философское введение в историю доевклидовской геометрии
    Доевклидовская геометрия и арифметика. Древние теоремы Фалеса и Пифагора: геометрия или арифметика? Работы Гиппократа Хиосского и Евдокса Книдского в контексте истории философии.
  • М2Т2. От арифметики к геометрии: Спевсипп, Ксенократ и псевдопифагорейские теории деривации
    Вопрос «абстрактных» математических энтитетов. Проблема трехмерной геометрии у Демокрита. Вопрос об «абстрактном» в контексте истории философии. Онтологический и эпистемологический статус геометрии у Платона («Менон», «Государство») и Аристотеля. Интерпретация раннепифагорейской арифмогонии в Ранней Академии как попытка объединения уже разъединяющихся философии и математики. «Тетрактида», «значения чисел», геометрические энтитеты и физические тела.
  • М2Т3. Пентаграмма, золотое сечение, правильные полиэдры
    Проблема пентаграммы: история и философские коннотации. Использовали ли ранние пифагорейцы пентаграмму? Проблема правильных полиэдров: хронология и философская рецепция (ранние пифагорейцы и Платон в «Тимее»: Pl. Tim. 55c). Почему и как Платон связывал правильные полиэдры с началами? Философская история золотого сечения: от ранних пифагорейцев до нововековой и современной рецепции (да Винчи, ле Корбюзье).
  • М2Т4. Геометрическая часть «Начал» Эвклида в контексте истории философии
    Книги 1, 5 и 10 «Начал» в контексте истории философии. Проблема «начала» в философии и математике. Книга 12 «Начал» и философская интерпретация «метода исчерпывания». Евклидовская интерпретация теории Архита. Детальная разборка хронологии и взаимоотношения важнейших теорем упомянутых книг.
  • М2Т5. Геометрия в истории философских систем
    Статус и интерпретация геометрии у Платона, Аристотеля и Ранней Академии. Арифметика, геометрия и история аксиологии: взаимоотношение истории математики и ценностной системы западной философии. Очерк философской истории сферы: от Парменида до XXI века. Математика и эстетика, пропорция и прекрасное. Геометрия у Кеплера, Декарта, Лейбница и Канта. «Начало геометрии» Э. Гуссерля с введением Ж. Деррида в контексте истории философии и математики.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аналитический конспект
    Требования к написанию коспекта доступны по ссылке: https://iq.hse.ru/news/385883807.html
  • неблокирующий Доклад-презентация
    Требования те же, что к аналитическому конспекту, но устная подача.
  • неблокирующий Семинарская активность
  • неблокирующий Тест
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Аналитический конспект + 0.2 * Доклад-презентация + 0.2 * Семинарская активность + 0.2 * Тест + 0.2 * Эссе
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Аналитический конспект + 0.2 * Доклад-презентация + 0.2 * Семинарская активность + 0.2 * Тест + 0.2 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Античная философия, Асмус, В. Ф., 2003
  • Зарождение истории науки в античности, Жмудь, Л. Я., 2002
  • История греческой философии. Т.1: Ранние досократики и пифагорейцы, Гатри, У.К.Ч., 2015
  • История математики с древнейших времен до начала XIX столетия. Т. 1: История математики с древнейших времен до начала нового времени, Башмакова, И. Г., 1970
  • Начала Евклида. Кн.1-6: ., Евклид, 1948
  • Начала, Евклид, 2012
  • О Пифагоровой жизни, Ямвлих, 2002
  • Пробуждающаяся наука : математика Древнего Египта, Вавилона и Греции, Варден, Б. Л. ван дер, 2007
  • Сочинения Платона. Ч.1: ., Платон, ., 2014
  • Сочинения Платона. Ч.2: ., Платон, ., 2014
  • Сочинения Платона. Ч.3: Политика и государство, Платон, ., 2014
  • Сочинения Платона. Ч.4: ., Платон, ., 2014
  • Сочинения Платона. Ч.5: ., Платон, ., 2014
  • Сочинения Платона. Ч.6: ., Платон, ., 2014
  • Сочинения. Т.1: ., Аристотель, ., 1975
  • Сочинения. Т.2: ., Аристотель, ., 1978
  • Сочинения. Т.3: ., Аристотель, ., 1981
  • Сочинения. Т.4: ., Аристотель, ., 1984
  • Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1: От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики, , 1989

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Mathematics in Aristotle, Heath, T., 1998
  • История математики в древности, Кольман, Э., 1961
  • Очерки истории технических наук. Ч.1: Техническая мысль в античности, средневековье и Возрождении, Жмудь, Л. Я., 1995