2020/2021
Ключевые проблемы истории Японии. Новое и новейшее время
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Майнор
Кто читает:
Институт классического Востока и античности
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
4 модуль
Преподаватели:
Родин Степан Алексеевич
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
26
Программа дисциплины
Аннотация
Данный курс предполагает знакомство студентов с основными этапами исторического развития японской культуры и государства. Часть лекций отведена под хронологическое изложение основных событий в японской истории, часть построена по проблемно-систематическому принципу. В курсе рассматриваются ключевые события японской истории с древности. Помимо общего описания исторических периодов рассказ дополняется рассмотрением отдельных событий, биографий исторических деятелей, на примере которых более явно проступают особенности того или иного периода. Принципы японской периодизации истории отличаются от западных канонов. Дискуссионными являются хронологические рамки таких периодов, как «древность», «средневековье» и «новое время». Спорными представляются и попытки применить к японскому материалу термин «Ренессанс». В рамках курса материал излагается в хронологической последовательности по принципам японской историографии.
Цель освоения дисциплины
- приобретение базовых знаний о японской культуре на ее исторической протяженности
- развитие навыков критического восприятия исторических источников
- знакомство с принципами японской историографии
- освоение терминологии и аналитического инструментария для написания исторических исследовательских работ
Планируемые результаты обучения
- перечислять основные характеристики периодов в истории Японии, выделяемых японской историографией;
- перечислять принципы периодизации японской истории
- владеть терминологией и аналитическими навыками для интерпретации наиболее значимых событий в японской истории в историческом и культурологическом контексте
- владеть методами анализа культурных, общественно-экономических и политических процессов, формирующих тематические, жанровые и стилистические особенности письменных источников соответствующего периода японской истории
- уметь строить суждения, опираясь на сведения из разных научных дисциплин (искусствоведение, филология, культурология, востоковедение, история)
- уметь сопоставлять и критически анализировать данные различных типов источников
- уметь использовать справочную литературу, а также приобретенные на лекциях и семинарах знания для всестороннего анализа и комментирования исторических источников
- уметь применять полученные знания для интерпретации отдельных событий в контексте исторического развития японского государства
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. От традиционности к модернизации: последний японский сёгунат, император Мэйдзи, Япония на международной арене.Период Эдо, правление сёгунов династии Токугава, закрытие страны, изгнание иностранцев, политика санкин котай, развитие городской культуры, «черные корабли» и неравноправные договоры, период Мэйдзи, время модернизации и вестернизации, «реставрация» императорской власти, упразднение бакуфу, внешнеполитические амбиции, Японо-китайская война, Русско-японская война, концепция «желтой угрозы», от комплекса неполноценности к комплексу превосходства.
- Тема 2. От демократизации к милитаризму: Япония с правления Тайсё до поражения во Второй мировой войне.Период Тайсё, формирование партийных кабинетов, «демократия годов Тайсё», Япония в Первой мировой войне, закон об охране общественного порядка, период Сёва, милитаризация Японии, Маньчжоу-го, построение Великой восточноазиатской сферы сопроцветания, Япония во Второй мировой войне, капитуляция, Хирохито и Макартур.
- Тема 3. Восстановление послевоенной Японии.Период оккупации Японии, послевоенное восстановление, экономическое чудо и экономика мыльного пузыря, период Хэйсэй, мягкая сила, проблема корэйка, особенности дипломатии, векторы развития, технологии, образ Японии на Западе, влияние на массовую культуру.
Элементы контроля
- Домашние работы (презентация, реферат)
- Контрольная работа
- Экзамен
- Домашние работы (презентация, реферат)
- Контрольная работа
- Экзамен
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.35 * Домашние работы (презентация, реферат) + 0.35 * Контрольная работа + 0.3 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- под редакцией Д. В. Стрельцова - История Японии: учебник для студентов вузов - Издательство "Аспект Пресс" - 2018 - 592с. - ISBN: 978-5-7567-0932-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/112507
Рекомендуемая дополнительная литература
- Akamatsu, P. (2010). Meiji 1868 : Revolution and Counter-Revolution in Japan. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=345286
- Lannom, G. W. (2019). The Meiji Restoration. Dig into History, 21(5), 42. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=f5h&AN=136631842
- Maria Paola CULEDDU. (2018). The Evolution of the Ancient Way of the Warrior: From the Ancient Chronicles to the Tokugawa Period. Asian Studies, (2), 87. https://doi.org/10.4312/as.2018.6.2.87-109
- Maria Paola CULEDDU. (2018). The Evolution of the Ancient Way of the Warrior: From the Ancient Chronicles to the Tokugawa Period. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.13DC8070
- Turnbull, S. R., & Rava, G. (2012). Tokugawa Ieyasu : Leadership, Strategy, Conflict. Oxford: Osprey Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=728515
- WERT, M. (2006). Meiji Ishin no Saisozo: Kindai Nihon no “Kigen Shinwa” (The Reinvention of the Meiji Restoration: The Myth of Historical Origin of Modern Japan), by Miyazawa Seiichi. Tokyo: Aoki Shoten, 2005, 261 pp., {yen}2,800 (ISBN 4-250-20500-2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.44437993