• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Театральность и перформативные практики в европейской истории до XXI века

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Майнор
Когда читается: 3, 4 модуль
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 38

Программа дисциплины

Аннотация

Режиссерский театр и многообразие его художественных языков в этом курсе – в центре внимания. Речь идет о том, как постепенно рождалось представление о режиссерском единстве спектакля: о «Свободном театре» Андре Антуана, о режиссуре в Мейнингенском и Байрейтском театрах, о «Свободной сцене» Отто Брама, поисках Станиславского, постановках Крэга и Мейерхольда. Рассматриваются «эпический театр» Брехта и его история на российской сцене, спектакли агиттеатра и театра футуристов, яркие работы режиссеров оттепельного периода советской истории и наконец – современная театральная афиша. Рассказ о режиссерских поисках разных периодов истории театра сочетается с обсуждением того, как театральные и перформативные традиции продолжаются в творчестве современных европейских и российских режиссеров.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомиться с режиссерским театром и его многообразными художественными языками.
  • На основе знакомства с историей театра, с различными видами современного театра сформировать у студентов культуру восприятия театрального действа, научить воспринимать и описывать разные сценические языки (устно и письменно), анализировать театральный спектакль.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Определяет стилевое своеобразие разнообразных режиссерских манер. Считывает содержательные функции стилистических приемов. Анализирует фрагменты спектакля
  • Знаком с разнообразными формами современного театра. Отличает художественные театральные произведения от нехудожественных. Воспринимает знаковую природу театрального текста. Сравнивает различные режиссерские интерпретации одного литературного произведения.
  • Знает основные этапы творческого пути Вс.Э. Мейерхольда. Воспринимает художественные эксперименты режиссера как поиск средств выражения содержания.
  • Знаком с теоретическими основаниями театрального творчества Брехта. Воспринимает конкретно-исторический слой произведений драматурга. Знает историю сценических воплощений произведений Брехта в России.
  • Знаком с эволюцией театральных художественных форм советского времени. Воспринимает эту эволюцию как связанную с историческим развитием советского общества. Считывает конкретно-историческое содержание драматургии советского периода. Знаком с творчеством крупнейших театральных режиссеров советского периода.
  • Знаком с современным театральным репертуаром. Читал пьесы российских драматургов-классиков, а также современных российских драматургов. Представляет себе театральную географию.
  • Знаком с разнообразными формами современного театра. Считывает меседж перформативных действ. Анализирует современный театральный спектакль, вне зависимости от его художественной стилистики.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Рождение режиссерского театра
    XVIII-XIX вв: режиссер – директор спектакля. Роль Ф. Ф. Кокошкина, П.И. Тюфякина, А.А. Шаховского в театральной жизни России. Новые принципы режиссерской организации спектакля в Малом театре (1830-40-е гг). Участие авторов в подготовке актерами ролей. Представление о режиссерском единстве спектакля. «Свободный театр» Андре Антуана (Франция). Появление режиссуры в Мейнингенском и Байрейтском театрах в к.1870- 80-х (Германия). «Свободная сцена» Отто Брама в Берлине, «Независимый театр» в Лондоне. Россия: отмена государственной монополии на театр (1882). Гастроли реж. Людвига Кронека в Москве. Создание Станиславским и Немировичем-Данченко частного«общедоступного» театра. Новое содержательное наполнение понятия «режиссер» (к.XIX в.) Н. Эфрос о «мейнингенцах». Отношение к профессии режиссера
  • Новый театральный язык
    Значение идеи интерпретации в современном театре. Поиск новых сценических форм. Режиссерский театр и зритель. Многообразие режиссерского театра и сложность его восприятия. Театральный синтетический текст как система знаков, которую нужно прочитать. Эмоциональное и интеллектуальное сопереживание происходящему на сцене. Композиция спектакля. Понятие мизансцены. Использование метафорического языка. Вербальные и невербальные знаки. Пластика, жест, поза, мимика. Декорация. Свет. Музыкальное оформление. Отказ от традиции или сознательное обращение к ней. “Три сестры”: в постановке В. Немировича-Данченко, Ю. Любимова, Л. Додина, П. Штайна, Э. Някрошюса. Этапы постановочного процесса: общее и различное у режиссеров. Читка и анализ пьесы. («застольный» период), репетиции, в т.ч. выход актеров на сцену. Творческий союз режиссера, художника и композитора в современном театре: Ю. Любимов - Д. Боровский-Э.Денисов/ А.Шнитке/В.Мартынов; А.Васильев-И. Попов; К.Гинкас-С.Бархин-Л.Десятников, С.Женовач -А.Боровский и др. Роберт Уилсон «Эдип», «Страсти Адама». Михаэль Тальхаймер «Макбет», «Лулу. Ящик Пандоры» Ян Лауэрс «Комната Изабеллы».
  • Вс. Мейерхольд - режиссер
    Создание «Товарищества новой драмы». Работа по приглашению Станиславского в Студии на Поварской (филиал МХТ). Освобождение «от натуралистических пут мейнингенской школы» и «ненужной правды» (В. Брюсов). Появление идеи театра намеренной условности. От символистского театра (М.Метерлинк) и постановки «Балаганчика» Блока (1906, театр В.Ф.Комиссаржевской, Петербург) к театру-балагану. Значение образов-масок, условных сценического пространства и предметов, импровизации. Изменение роли с художника в театре (работы Н. Сапунова, С. Судейкина, А. Головина и др.).
  • “Эпический театр” Брехта
    Термин Э. Пискатора. Отказ от интимизации и очуждение в театре Б. Брехта. Режиссерская функция актера: взгляд на художественное целое не изнутри, а извне. Использование параболы, схематичность сценографического решения, монтажная композиция, ритмичность спектакля. “Социальный жест” в спектаклях по пьесам Брехта и обращения к зрителю. “Добрый человек из Сезуана” Реж. Ю.Любимов, пер. Ю. Юзовский (1964) “Добрый человек из Сезуана”. Реж. Ю. Бутусов, пер. Е. Перегудов (2013) Метафоричность, экспрессивность, ассоциативность, нарочитый уход от жизнеподобных форм в современном режиссерском театре. Зоны отчуждения в спектакле Т. Кулябина «#СОНЕТЫШЕКСПИРА» Театр Наций (2014)
  • Театр советского времени (обзорно)
    «Демократизация искусства» и театр. Массовые празднества. Агиттеатр. Футуристы и театр. Режиссура Михаила Чехова, Евгения Вахтангова, Александра Таирова. М. Чехов. «О пяти великих русских режиссерах». http://teatr-lib.ru/Library/Chehov_m/Nasled_2/ Театр и государственная идеология. Судьба МХАТа. Театральная цензура. Фронтовые театры и Ансамбль НКВД. Постановление ЦК ВКП (б) «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» и др. (1946-48)». Оттепель и театр. БДТ и спектакли Георгия Товстоногова. Возникновение Студии молодых актёров (1956) / театра «Современник» (1957). пьесы Розова, Володина, Шварца и др. Драматургия Вампилова. изменение манеры игры (пафосной – на обыденную и негромкую). Театр на Таганке и режиссерское творчество Юрия Любимова.
  • Современная театральная афиша
    Языком классики о современности. Современная драматургия и классика (соотношение): в России, Франции, Италии и Испании, с одной стороны, и Германии, Великобритании, Бельгии, Италии, Швейцарии, с другой. Реконструкция образа прошлого (Алвис Херманис «Долгая жизнь», «Соня», «Звуки тишины»; Дм.Крымов «Борис Годунов»). Ремейки. «Цирк». Реж. М. Диденко. Классика в современном контексте: Алвис Херманис «Ревизор» (в декорациях 1970-х), К. Серебренников «Лес» (в советском контексте). Сценические композиции: Дм.Крымов «Торги», «Тарарабумбия»; Тадаси Судзуки «Электра» (по Гофмансталю и Софоклу); Кама Гинкас «Медея» (Еврипид, Сенека, Ануйль и Бродский).
  • Постдраматический театр и перформанс
    Эксперименты с театральным содержанием и языком. Отказ от нарратива. Поэтический театр. От декламационного художественного чтения к эмоционально-интимному, с разнообразием интонаций (Тальма). «Театр одного актера» В.Н. Яхонтова. Театр поэтического представления. Ю. Любимов «Антимиры», «Павшие и живые», «До и после» и др. Эпический текст в театре. В.И. Немирович-Данченко «Братья Карамазовы» (1910). Использование исторических и литературоведческих работ, мемуаров, документов. Ю. Любимов «Живой» (1968). С. Женовач «Захудалый род» (2006). Изменение задач актера постдраматического театра: владение разнообразной техникой, от пения до акробатики. Тексты для сцены. Сара Кейн «4.48. Психоз». Хайнер Мюллер «Волоколамское шоссе». Реж. А. Стадников. Эльфрида Елинек. Смерть и девушка I – III. Белоснежка – Спящая красавица – Розамунде // «Театр. 2013, №№13-14. She She Pop, Rimini Protokoll Ханс-Тис Леман «Постдраматический театр» (1999). Site-specific - Показ спектакля вне стен театра (библиотека, галерея, супермаркет, церковь и т. д.). Променад-театр – также вне стен театра; зритель проходит какое-то расстояние. Физический театр. Используются танцевальные и хореографические практики. Языком танца актер рассказывает историю, при этом активно используются музыка, свет, костюмы, декорации. Медиатеатр - использование цифровых технологий. Медиа определяют эстетику и поэтику всего действа. Музыкальный театр в постдраматическом варианте строится на оперной режиссуре. В основе документального театра - текст. Визуальные средства используются скупо. Визуальный театр основан на эффектных, необычных визуальных образах, которые могут подаваться не гармонично, а хаотично. Используется язык предметов и фигур. Иммерсивный театр – действо развивается в сложных, иногда многоуровневых пространствах. Зритель передвигается вместе с перемещением действующих лиц спектакля и при этом каждый раз попадает в новый тип пространства. Провокативность перформативного искусства. Хеппенинг: нацеленность на процесс, а не на результат. Перформативные традиции: от футуристов – дадаистов – сюрреалистов – обериутов к современному перформансу. Перформансы Марины Абрамович. Ежи Гротовский «ПеРфОрМеР» http://libelli.ru/forarts/grotovsk.htm
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий работа на семинарах
  • неблокирующий контрольная работа 1
  • неблокирующий контрольная работа 2
  • неблокирующий самостоятельная работа
  • неблокирующий экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.15 * контрольная работа 1 + 0.15 * контрольная работа 2 + 0.2 * работа на семинарах + 0.2 * самостоятельная работа + 0.3 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Апология театра: Научно-популярное / Мирзоев В. - М.:Альпина нон-фикшн, 2018. - 320 с.: ISBN 978-5-91671-845-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1001994
  • Берсенева, Е.В. История театра : практикум для обучающихся по специальности 52.05.01 «Актерское искусство», специализации «Артист драматического театра и кино», квалификация выпускника «Артист драматического театра и кино» / Е.В. Берсенева. - Кемерово : КемГИК, 2018. - 48 с. - ISBN 978-5-8154-0451-9. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1041140
  • Бураченко А. И. - ИСТОРИЯ ТЕАТРА И КИНО 2-е изд. Практическое пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 47с. - ISBN: 978-5-534-11592-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-teatra-i-kino-445689
  • Вислова, А. В. Русский театр на сломе эпох. Рубеж XX-XXI веков [Электронный ресурс] / А. В. Вислова. - М.: Университетская книга, 2009. - 272 с.: ил. - ISBN 978-5-98699-050-7. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/468271
  • Вишняков С.А. - Культура России в историческом ракурсе : архитектура, литература, живопись, музыкальное искусство, театральное искусство, кинематограф, современное культурное пространство - Издательство "ФЛИНТА" - 2012 - 64с. - ISBN: 978-5-9765-1117-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/3342
  • Луначарский А.В. - Современный театр и революционная драматургия - Издательство "Лань" - 2017 - 8с. - ISBN: 978-5-507-43392-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/95962
  • Пыляев М.И. - Наш театр в эпоху отечественной войны - Издательство "Лань" - 2013 - 7с. - ISBN: 978-5-507-12405-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/9207
  • Театральная школа: современные смыслы : учеб. пособие / А.С. Кузин. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 284 с. — (Высшее образование: Специалитет). — www.dx.doi.org/10.12737/textbook_5cac45da6ddb76.17121345. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1013019

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Арт-рынок в XXI веке : пространство художественного эксперимента, Арутюнова, А., 2015
  • В. Э. Мейерхольд. Наследие. Т.2: Товарищество новой драмы. Создание Студии на Поварской. Лето 1903 - весна 1905, Мейерхольд, В. Э., 2006
  • В. Э. Мейерхольд. Наследие. Т.3: Студия на Поварской. Май - декабрь 1905, , 2010
  • Грани "несчастного сознания" : театр, проза, филос. эссеистика, эстетика Альбера Камю, Великовский, С. И., 1973
  • Европейская культура: XXI век, Водопьянова, Е. В., 2013
  • Западноевропейский театр от эпохи Возрождения до рубежа XIX-XX вв. : очерки, Давыдова, М. Ю., 2001
  • Мейерхольд, Рудницкий, К. Л., 1981
  • Русский авангард: границы искусства, Бобринская, Е., 2006
  • Театр - пространство - тело - диалог : исследования в современном театре, , 2017
  • Театр и его двойник, Арто, А., 2019
  • Театр и зрители : отечественный театр в системе отношений сцены и публики: советский театр, 1917 - 1991, Дмитриевский, В. Н., 2013
  • Театр на Таганке: 68-й и другие годы, Аксенова, Г. Г., 1991
  • Театр художника. Истоки и начала, Березкин, В. И., 2006