2020/2021
Исследования работы в медиа
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Дисциплина общефакультетского пула
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
2-4 модуль
Преподаватели:
Вербилович Ольга Евгеньевна,
Дмитриева Ольга Александровна
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
48
Программа дисциплины
Аннотация
НИС «Исследования работы в медиа» позволит студентам посмотреть на будущую профессию с точки зрения исследователя. В ходе курса предполагается знакомство с существующими подходами и направлениями к изучению медиаорганизаций и медиапрофессионалов, а также проектирование и реализация собственного исследовательского проекта. За время курса студенты реализуют все этапы работы над исследованием (курсовой работой), от выбора темы и дизайна исследования — до представления результатов исследования в различных форматах. Для развития исследовательских навыков курс предусматривает знакомство с методами кейс-стади, этнография и автоэтнография, экспертные и глубинные интервью и др. Но акцент делается не столько на процедуру сбора данных, сколько на инструменты и техники анализа данных. Курс является продолжением НИСа «Исследование медиаорганизаций», однако его прохождение не является условием для записи на НИС.
Цель освоения дисциплины
- Цель исследовательского семинара — спроектировать и реализовать собственный исследовательский проект, связанный с изучением работы медиаорганизаций и медиапрофессионалов.
Планируемые результаты обучения
- Называет основные подходы к изучению работы в медиа, называет их особенности и представителей.
- Сравнивает подходы к исследованию организаций и исследованию профессионалов.
- Выбирает подход, соответствующий теме, обосновывает свой выбор.
- Формулирует принципы разработки исследовательского дизайна.
- Обоснованно выбирает метод для собственного исследовательского проекта.
- Разрабатывает дизайн исследовательского проекта в соответствии с критериями.
- Называет основные этапы полевой части исследования.
- Составляет по заданным критериям гайд для интервью или наблюдения
- Интерпретирует этические принципы организации полевого исследования, приводит примеры релевантные для собственного проекта
- Объясняет принципы организации полевой части исследования.
- Проводит сбор данных с готовым инструментарием.
- Оценивает и анализирует влияние обстоятельств полевого этапа исследования на его результаты.
- Соотносит данные исследования с изученными теоретическими подходами.
- Использует программы и сервисы для анализа качественных данных.
- Даёт эмпирически обоснованное объяснение для поставленной исследовательской проблемы.
- Формулирует правила написания академического текста, называет элементы его структуры.
- Оформляет исследовательский проект в соответствии с требованиями к академическому стилю.
- Эффективно представляет результаты работы в устной и письменной форме.
Содержание учебной дисциплины
- 1.1. Основные направления исследований работы в медиаИсследования индустрии: медиаорганизации и медиапрофессионалы. Работа в мейнстримных и альтернативных медиа. Основные методы и стратегии исследования медиаорганизаций и профессионалов: кейс-стади, этнография и автоэтнография, экспертные интервью, биографический метод, дискурс-анализ. Исследования профессиональных стандартов и этики. Подходы к исследованию эмоциональной работы и профессионального выгорания.
- 1.2. Возможности и ограничения подходов к изучению работы в медиаОценка потенциала основных методов исследования работы в медиа. Преимущества и ограничения кейс-стади и этнографии, возможности дополнительных методов исследования. Преимущества и ограничения автоэтнографии в исследованиях эмоциональной работы и профессионального выгорания. Преимущества и ограничения смешанной методологии исследования работы в медиа.
- 1.3. Выбор направления собственного исследованияОсновные принципы выбора темы исследования. Ревизия накопленного опыта в выбранном направлении исследования. Способы проблематизации темы, поиск ниши для собственного исследования. Оценка эвристических и временных ресурсов, возможностей доступа к полю.
- 2.1. Общие принципы дизайна исследования работы в медиаСпецифика проектирования дизайна в медиаисследованиях. Типы исследовательского дизайна. Этапы проектирования дизайна, логика связи основных элементов. Концептуализация основных понятий исследования. Примеры удачного выбора методологии и стратегии исследования в проектах изучения работы в медиа.
- 2.2. Проблематизация, постановка темы исследованияПодходы к проблематизации выбранной темы и обоснованию её актуальности. Привлечение статистических показателей, данных опросов, результатов исследования трендов и прогнозных проектов. Работа с кейсами в обосновании актуальности темы и проблемы. Поиск исследовательских лакун, обоснование вклада исследовательского проекта в развитие академического знания и профессиональной индустрии.
- 2.3. Выбор и обоснование методов исследованияКритерии выбора метода исследования. Выбор аргументов в пользу обоснования метода. Оценка ресурсов и доступных инструментов, понимание процедуры исследования. Базовое представление о выборке и массиве необходимых данных.
- 2.4. Описание дизайна исследования в студенческой научной работеКритерии и примеры оформления дизайна исследования в тексте КР и ВКР. Принципы и правила написания введения как ключевого элемента студенческого исследовательского текста. Типичные ошибки в тексте введения, примеры удачных студенческих работ с корректной работой над введением.
- 3.1. Разработка процедуры исследованияПонятие процедуры исследование. Критерии прозрачности и воспроизводимости. Ключевые принципы обоснования и описания процедуры исследования: краткое описание кейса и специфики изучаемого объекта, этапы и временные рамки проделанной исследовательской работы, описание кейса и выборки, критериев выбора информантов и данных для анализа.
- 3.2. Проектирование инструментарияРепертуар исследовательских инструментариев в исследованиях работы в медиа: исследовательский дневник, листы наблюдения, гайд интервью, сводные таблицы. Готовые инструменты для анализа медиапроцессов и медиатекстов. Основные принципы проектирования инструментария. Специфика работы с инструментарием в зависимости от выбранного дизайна и метода исследования. Типичные ошибки. Примеры удачно спроектированного инструментария.
- 3.3. Этика полевого исследованияПозиция и роль исследователя в изучение поля работы в медиа. Работа в исследовательской команде. Сенситивные темы и этика работы с ними. Этический кодекс исследователя. Правила и этика установления контакта с информантами. Информированное согласие учатсников исслдеования. Обязательства и права исследователя в работе в поле. Конфиденциальность данных, обсуждение с участниками поля запросов на публикацию данных и опубличивание информации.
- 3.4. Принципы организации полевой работы и сбора данныхПлан исследования, оценка организационных и временных ресурсов, возможного бюджета, распределение обязанностей в случае работы в команде. Поиск контактов с объектом исследования, выход на гейткиперов. Официальные и неформальные запросы на доступ в поле. Логика метода снежного кома при выборе информантов для интервью. Способы организации полевых заметок в дневниках и листах наблюдения.
- 3.5. Методологическая рефлексия по итогам сбора данныхВыход из поля, оценка полученного исследовательского опыта. Обсуждение совместного исследовательского опыта в команде и с научным руководителем. Информация и данные, которые не удалось получить. Решение о доборе данных. Возможные искажения полученных данных и факторы, которые на это повлияли.
- 4.1. Подходы к анализу данных, работа с теориейПринятие решения о способах работы с теорией в процессе анализа данных. Индуктивная или дедуктивная логика анализа данных. От кейса к теории или от теории к кейсу. Стратегии теоретизации результатов эмпирических наблюдений и интервью.
- 4.2. Технические процедуры работы с даннымиОрганизация и подготовка массива данных к анализу. Готовые программные решения и авторские инструменты для анализа данных. Самостоятельные решения по организации анализа данных без использования дополнительных инструментов.
- 4.3. От данных к их интерпретациям, аналитические типологииКодирование данных: типы кодирования и процедура. Методы триангуляции в работе над анализом данных. Построение “естественных” и аналитических типологий. Использование теории для построения и интерпретации типологий и сравнения кейсов.
- 5.1. Правила написания академического текста: язык, структура и оформлениеСтруктура и основные разделы академического текста. Логика интеграции дизайна и результатов исследования в текст студенческой работы. Связь обзора литературы с результатами эмпирического исследования. Стили написания академического текста, язык и терминология. Позиция автора и плагиат. Оформление академического текста в соответствии с ГОСТом и зарубежными стандартами цитирования (APA, Harvard и т.д.). Типичные ошибки оформления и некорректное цитирование.
- 5.2. Популярные форматы презентации результатов исследованияРазличия форматов КР и ВКР, научной статьи и аналитического отчета. Творческие форматы представления данных исследования: мультимедийные проекты, подкасты, комиксы, комплексная инфографика. Инструменты дата-журналистики и презентация данных исследовательского проекта.
Элементы контроля
- Участие в семинарах
- Дизайн проекта исследования
- План полевой работы и инструментарий
- Отчёт о проведении полевого этапа
- Аналитическая записка по результатам исследования
- Презентация исследовательского проекта
- Анализ и презентация статьи
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.1 * Анализ и презентация статьи + 0.25 * Аналитическая записка по результатам исследования + 0.2 * Дизайн проекта исследования + 0.1 * Отчёт о проведении полевого этапа + 0.1 * План полевой работы и инструментарий + 0.1 * Презентация исследовательского проекта + 0.15 * Участие в семинарах
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Abbott, M., & McKinney, J. (2013). Understanding and Applying Research Design. Hoboken, N.J.: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=531530
- Dudley-Evans, T., & Hewings, M. (2001). Academic Writing in Context : Implications and Applications. Birmingham: Continuum. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=226902
Рекомендуемая дополнительная литература
- Cottle, S. (2003). Media Organization and Production. SAGE Publications Ltd.