2020/2021
Лингвистика в задачах
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Факультатив
Кто читает:
Школа филологических наук
Когда читается:
3, 4 модуль
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
76
Программа дисциплины
Аннотация
Один из наиболее эффективных способов получения знаний о лингвистике и о языках мира — это решение самодостаточных лингвистических задач, то есть задач, не требующих специальных знаний и допускающих решение путём логического анализа материала. Вот пример небольшой лингвистической задачи: Даны числительные языка башкарик (Пакистан): 12 – dūodaš, 21 – akobīš, 54 – čorodašodūbīš, 79 – ak kam čorbīš Напишите на этом языке: 24, 39, 49. Если разделить слова на части и проанализировать их, становится понятно, как устроена система счёта в языке башкарик и чем она отличается от привычных нам систем числительных: во-первых, её основанием является число 20; во-вторых, в ней важную роль играет вычитание. Таким образом, человек, решая эту задачу, получает представление о том, как могут быть устроены числительные в языках мира; к полученному новому знанию при необходимости даётся комментарий преподавателя, освещающий проблему более глубоко. Предлагая слушателям самим решать несложные лингвистические задачи, мы представим нелингвистам основные понятия науки о языке. Будут рассмотрены ключевые разделы лингвистики (фонетика, морфология, синтаксис, семантика), а также некоторые более частные вопросы (системы числительных, письменность). Кроме того, мы поговорим о языковом разнообразии мира и о родстве языков, сравнивая русский язык с близко родственными ему славянскими языками. Решение самодостаточных лингвистических задач является одним из наиболее эффективных способов приобщения людей к лингвистике. Первые образцы жанра были опубликованы А. А. Зализняком в 1963 году; в 1965 году возникла Традиционная олимпиада по языковедению и математике, в 2003 году — Международная олимпиада по лингвистике, где предлагаются задачи именно такого типа. Курс будет интересен широкому кругу слушателей как из числа студентов НИУ ВШЭ, так из числа внешних слушателей; в частности, важной частью целевой аудитории могут стать школьные учителя русского языка, иностранного языка и математики, которые занимаются подготовкой школьников к олимпиадам по лингвистике.
Цель освоения дисциплины
- Знакомство слушателей, не имеющих лингвистического образования, с основными понятиями языкознания путём решения самодостаточных лингвистических задач, т.е. задач, не требующих специальных знаний и допускающих решение путём логического анализа материала
Планируемые результаты обучения
- Знать основные понятия фонетики и фонологии
- Уметь решать задачи по фонетике и фонологии
- Владеть типологией систем письма
- Уметь решать задачи про системы письма
- Знать основные понятия морфологии и морфемики
- Уметь решать задачи по морфологии и морфемике
- Владеть основными методами анализа синтаксических структур
- Уметь решать задачи по синтаксису
- Знать основные понятия семантики
- Уметь решать задачи по семантике
- Владеть типологией систем числительных в языках мира
- Уметь решать задачи на чсилительные
- Знать основные особенности диалектов руского языка и других его нестандартных вариантов
- Уметь решать задачи на нестандартные варианты русского языка
- Владеть основными методами сравнительно-исторического языкознания и уметь применять их к славянским языкам
- Уметь решать задачи на славянские языки
- Знать основные особенности искусственных знаковых систем
- Уметь решать задачи на искусственные знаковые системы
- Владеть основными методами лингвистической антропологии
- Уметь решать задачи на соотношение языка и окружающей действительности
Содержание учебной дисциплины
- Фонетика и фонологияОсновные понятия фонетики и фонологии. Чередования звуков в языках мира. Решение самодостаточных лингвистических задач, демонстрирующих явления из области фонетики и фонологии.
- Системы письмаОсновные понятия истории и теории письма. Основные типы систем письма: иероглифическое письмо, слоговое письмо, алфавитное письмо — и их разновидности. Решение самодостаточных лингвистических задач, демонстрирующих явления из области истории и теории письма.
- МорфологияОсновные понятия морфологии. Способы выражения морфологических значений: приставки, суффиксы, окончания и более «экзотические» виды морфем. Грамматическая семантика: значения категорий глагола и существительного в языках мира. Решение самодостаточных лингвистических задач, демонстрирующих явления из области морфологии.
- СинтаксисОсновные понятия синтаксиса. Способы выражения основных участников ситуации. Порядок слов в языках мира. Решение самодостаточных лингвистических задач, демонстрирующих явления из области синтаксиса.
- СемантикаОсновные понятия семантики. Образование сложных слов в различных языках. Регулярное выражение нетривиальных смыслов в различных языках. Решение самодостаточных лингвистических задач, демонстрирующих явления из области семантики.
- Системы числительныхОсновные понятия, связанные с системами счисления. Счёт в языках мира. Системы счисления с различным основанием. Решение самодостаточных лингвистических задач, демонстрирующих явления из области систем счисления.
- Нестандартные варианты русского языкаПонятие о разновидностях русского языка. Особенности диалектов русского языка. Детская речь на русском языке. Решение самодостаточных лингвистических задач, демонстрирующих явления, присутствующие в различных нестандартных вариантах русского языка.
- Славянские языки в сравнении с русскимПредставление о славянских языках. Основные отличия славянских языков от русского языка на уровне фонетики, грамматики и семантики. Регулярные фонетическим соответствия. Решение самодостаточных лингвистических задач, демонстрирующих особенности различных славянских языков.
- Искусственные знаковые системыИскусственные знаковые системы (азбука Морзе, шрифт Брайля и др.) и их лингвистические свойства. Решение самодостаточных лингвистических задач, демонстрирующих устройство различных искусственных знаковых систем.
- Язык и окружающая действительностьЯзык и общество. Кодирование пространства и времени языком. Лингвистические аспекты построения текстов. Решение самодостаточных лингвистических задач, демонстрирующих явления из области социолингвистики, лингвистической антропологии и фольклористики.
Элементы контроля
- Решение лингвистических задач на семинарах
- Решение лингвистических задач на экзамене
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.7 * Решение лингвистических задач на семинарах + 0.3 * Решение лингвистических задач на экзамене
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Введение в общий синтаксис : учебник, Тестелец, Я. Г., 2001
- История письма : пер. с нем., Фридрих, И., 2001
- Общая морфология. Введение в проблематику : учеб. пособие для филол. специальностей ун-тов, Плунгян, В. А., 2012
- Почему языки такие разные : популярная лингвистика, Плунгян, В. А., 2010
- Русская диалектология : учебник для вузов, Пожарицкая, С. К., 2005
- Семантика : учебник для вузов, Кронгауз, М. А., 2005
- Семиотика, или азбука общения : учеб. пособие, Крейдлин, Г. Е., 2004
- Современный русский литературный язык : фонетика, орфоэпия, графика и орфография: учеб. пособие для вузов, Князев, С. В., 2012
Рекомендуемая дополнительная литература
- Историческая грамматика русского языка : фонетика, морфология: учебник для вузов, Галинская, Е. А., 2016
- Лингвистические задачи : учебное пособие, Норман, Б. Ю., 2018
- Общеславянский язык, Мейе, А., 2000
- Почему языки такие разные : популярная лингвистика, Плунгян, В. А., 2013
- Семиотика, или Азбука общения : учеб. пособие, Крейдлин, Г. Е., 2013