• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Философия Испании

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Майнор
Когда читается: 1 модуль
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 22

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая программа учебной дисциплины «Философия Испании» устанавливает требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направлений История, Философия, Культурология, История Искусств, Филология, Лингвистика.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление студентов ФГН с испанской философией в рамках внутрифакультетского майнора по испанистике.
  • Знание основные философские труды испанских мыслителей, основные философско-исторические учения прошлого, ключевых представителей философии и основных философских произведений, разбираться в современных концепциях.
  • Умение связывать знания об испанских истории, литературе, искусстве с философскими учениями.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Чтение студентами философских текстов первоисточников и комментирующей литературы, анализ понятий и философских проблем, которые были затронуты "Поколением 98 года", обоснованное изложение учащимися своей позиции по обсуждаемым вопросам
  • Чтение студентами философских текстов первоисточников и комментирующей литературы, анализ понятий и проблем, содержащихся в них, обоснованное изложение учащимися своей позиции по обсуждаемым вопросам
  • Чтение студентами философских текстов первоисточников и комментирующей литературы, анализ понятий и проблем в испанской философии после гражданской войны, обоснованное изложение учащимися своей позиции по обсуждаемым вопросам
  • Чтение студентами философских текстов первоисточников и комментирующей литературы, анализ понятий и проблем в средневековой испанской философии, содержащихся в них, обоснованное изложение учащимися своей позиции по обсуждаемым вопросам
  • Чтение студентами философских текстов первоисточников и комментирующей литературы, анализ понятий и проблем испанской философии эпохи Возрождения, обоснованное изложение учащимися своей позиции по обсуждаемым вопросам
  • Чтение студентами философских текстов первоисточников и комментирующей литературы, анализ понятий и проблем в испанской философии Нового времени и Просвещения, обоснованное изложение учащимися своей позиции по обсуждаемым вопросам
  • Чтение студентами философских текстов первоисточников и комментирующей литературы, анализ понятий и проблем в испанской философии XIX века, обоснованное изложение учащимися своей позиции по обсуждаемым вопросам
  • Чтение студентами философских текстов первоисточников и комментирующей литературы, анализ понятий и проблем вв философии Ортеги-и-Гассета, обоснованное изложение учащимися своей позиции по обсуждаемым вопросам
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Античность и христианская патристика
    Поздняя античная философия в Испании. Римский стоицизм. Сенека. Христианская мысль на закате античности и в вестготском королевстве. Исидор Севильский.
  • Тема 3. Возрождение
    Эпоха Возрождения. Гуманизм в Италии и в Испании. Эразмизм Луиса Вивеса. Неоплатонизм и стоицизм. Психология и физиология испанских ученых: Гомес Перейра, Франсиско Санчес, Хуан Уарте, Франсиско Вальес. Испанский мистицизм. Вторая схоластика. Политическая мысль в Испании 16-17 вв.
  • Тема 4. Новое время и Просвещение.
    Упадок испанского государства в 17-18 вв., отсталость научной и политической мысли. Картезианство испанских медиков. Испанское Просвещение – Б.Х.Фейхоо. Просветительство в политике Х.П.Олавиде и Г.М. де Ховельянос.
  • Тема 5. XIX век.
    Гражданские войны и революции в Испании. Реформизм и контрреформизм в католической мысли: Х. Бальмес и Х. Доносо Кортес. Х. Санс дель Рио и испанский краузисм. Традиционализм М. Мененедеса де Пелайо и споры об испанской науке. Позитивизм, марксизм и анархизм в Испании.
  • Тема 6. «Поколение 98 года». Экзистенциализм М.де Унамуно.
    «Поколение 98-го года» как феномен испанской культуры. Философские опыты Антонио Мачадо. Эволюция философских воззрений М.де Унамуно. «Кихотизм». Разум и вера. Трагическое чувство жизни. «Агония христианства». Философский роман.
  • Тема 7. Философия Х.Ортеги-и-Гассета.
    Эволюция философских и политических взглядов Ортеги. Учеба в Германии и неокантианство. «Я есмь я и мои обстоятельства». Учение о «жизненном разуме». Идеи и верования. Историзм Ортеги.Учение об исторических кризисах. Доктрина поколений. Политическая философия – «Восстание масс». Философская социология («Человек и люди»).
  • Тема 8. Испанская философия после гражданской войны.
    «Мадридская школа» после 1939 г. в Испании и в странах Латинской Америки. Философия Хавьера Субири. Метафизика и антропология Х.Мариаса. Медицинская и философская антропология П.Лаина Энтральго. Этика Х.Л.Л. Арангурена. «Поколение 56 года». Э.Тьерно Гальван. Прониконовение аналитической философии, критического рационализма К.Поппера и неомарксизма Франкфуртской школы в Испанию. Современное состояние испанской философии.
  • Тема 2. Средневековая философия
    Основные особенности средневековой философии и теологии. Схоластика. Арабомусульманская философия в Испании. Аверроэс и латинский аверроизм. Школы переводчиков (Толедо). Схоластика в Испании. Раймунд Луллий. Естественная теология Раймунда де Сабунде. Апология Раймона Сабундского в «Опытах» Монтеня.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
    Суммарная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях составляет в формуле расчета оценки при промежуточной аттестации 60% и обозначается как О ауд. Эта оценка не является блокирующей и не предусматривает возможность повторной сдачи.
  • блокирует часть оценки/расчета Письменный экзамен
    Эта оценка является блокирующей и предусматривает возможность повторной сдачи. Студент может быть освобожден преподавателем от прохождения элемента контроля «письменный экзамен», если каждая из полученных им оценок за элементы текущего контроля не ниже 8 баллов по 10-тибалльной шкале. По желанию студент может отказаться от выставления оценки без проведения экзамена и сдать экзамен в установленном порядке.В результате итоговая оценка вычисляется по следующей формуле: О итоговая = 0.6*Оауд + 0.4*Оэкзамен В случае если студент освобождается преподавателем от прохождения элемента контроля «письменный экзамен», оценка за промежуточный (как окончательный) контроль вычисляется по формуле: Опромежуточная = 0.6*Оауд/0.6 Способ округления результирующей оценки по учебной дисциплине: арифметический; округление производится в пользу студента, то есть в большую сторону.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.6 * Активность на семинарских занятиях + 0.4 * Письменный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • О трагическом чувстве жизни у людей и народов; Агония христианства, Унамуно, М. де, 1997

Рекомендуемая дополнительная литература

  • РУТКЕВИЧ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. (2016). Философия Истории Х. Ортеги-И-Гассета. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4FACA01C