2020/2021
Философия Испании
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Майнор
Кто читает:
Школа философии и культурологии
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1 модуль
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
22
Программа дисциплины
Аннотация
Настоящая программа учебной дисциплины «Философия Испании» устанавливает требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направлений История, Философия, Культурология, История Искусств, Филология, Лингвистика.
Цель освоения дисциплины
- Ознакомление студентов ФГН с испанской философией в рамках внутрифакультетского майнора по испанистике.
- Знание основные философские труды испанских мыслителей, основные философско-исторические учения прошлого, ключевых представителей философии и основных философских произведений, разбираться в современных концепциях.
- Умение связывать знания об испанских истории, литературе, искусстве с философскими учениями.
Планируемые результаты обучения
- Чтение студентами философских текстов первоисточников и комментирующей литературы, анализ понятий и философских проблем, которые были затронуты "Поколением 98 года", обоснованное изложение учащимися своей позиции по обсуждаемым вопросам
- Чтение студентами философских текстов первоисточников и комментирующей литературы, анализ понятий и проблем, содержащихся в них, обоснованное изложение учащимися своей позиции по обсуждаемым вопросам
- Чтение студентами философских текстов первоисточников и комментирующей литературы, анализ понятий и проблем в испанской философии после гражданской войны, обоснованное изложение учащимися своей позиции по обсуждаемым вопросам
- Чтение студентами философских текстов первоисточников и комментирующей литературы, анализ понятий и проблем в средневековой испанской философии, содержащихся в них, обоснованное изложение учащимися своей позиции по обсуждаемым вопросам
- Чтение студентами философских текстов первоисточников и комментирующей литературы, анализ понятий и проблем испанской философии эпохи Возрождения, обоснованное изложение учащимися своей позиции по обсуждаемым вопросам
- Чтение студентами философских текстов первоисточников и комментирующей литературы, анализ понятий и проблем в испанской философии Нового времени и Просвещения, обоснованное изложение учащимися своей позиции по обсуждаемым вопросам
- Чтение студентами философских текстов первоисточников и комментирующей литературы, анализ понятий и проблем в испанской философии XIX века, обоснованное изложение учащимися своей позиции по обсуждаемым вопросам
- Чтение студентами философских текстов первоисточников и комментирующей литературы, анализ понятий и проблем вв философии Ортеги-и-Гассета, обоснованное изложение учащимися своей позиции по обсуждаемым вопросам
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Античность и христианская патристикаПоздняя античная философия в Испании. Римский стоицизм. Сенека. Христианская мысль на закате античности и в вестготском королевстве. Исидор Севильский.
- Тема 3. ВозрождениеЭпоха Возрождения. Гуманизм в Италии и в Испании. Эразмизм Луиса Вивеса. Неоплатонизм и стоицизм. Психология и физиология испанских ученых: Гомес Перейра, Франсиско Санчес, Хуан Уарте, Франсиско Вальес. Испанский мистицизм. Вторая схоластика. Политическая мысль в Испании 16-17 вв.
- Тема 4. Новое время и Просвещение.Упадок испанского государства в 17-18 вв., отсталость научной и политической мысли. Картезианство испанских медиков. Испанское Просвещение – Б.Х.Фейхоо. Просветительство в политике Х.П.Олавиде и Г.М. де Ховельянос.
- Тема 5. XIX век.Гражданские войны и революции в Испании. Реформизм и контрреформизм в католической мысли: Х. Бальмес и Х. Доносо Кортес. Х. Санс дель Рио и испанский краузисм. Традиционализм М. Мененедеса де Пелайо и споры об испанской науке. Позитивизм, марксизм и анархизм в Испании.
- Тема 6. «Поколение 98 года». Экзистенциализм М.де Унамуно.«Поколение 98-го года» как феномен испанской культуры. Философские опыты Антонио Мачадо. Эволюция философских воззрений М.де Унамуно. «Кихотизм». Разум и вера. Трагическое чувство жизни. «Агония христианства». Философский роман.
- Тема 7. Философия Х.Ортеги-и-Гассета.Эволюция философских и политических взглядов Ортеги. Учеба в Германии и неокантианство. «Я есмь я и мои обстоятельства». Учение о «жизненном разуме». Идеи и верования. Историзм Ортеги.Учение об исторических кризисах. Доктрина поколений. Политическая философия – «Восстание масс». Философская социология («Человек и люди»).
- Тема 8. Испанская философия после гражданской войны.«Мадридская школа» после 1939 г. в Испании и в странах Латинской Америки. Философия Хавьера Субири. Метафизика и антропология Х.Мариаса. Медицинская и философская антропология П.Лаина Энтральго. Этика Х.Л.Л. Арангурена. «Поколение 56 года». Э.Тьерно Гальван. Прониконовение аналитической философии, критического рационализма К.Поппера и неомарксизма Франкфуртской школы в Испанию. Современное состояние испанской философии.
- Тема 2. Средневековая философияОсновные особенности средневековой философии и теологии. Схоластика. Арабомусульманская философия в Испании. Аверроэс и латинский аверроизм. Школы переводчиков (Толедо). Схоластика в Испании. Раймунд Луллий. Естественная теология Раймунда де Сабунде. Апология Раймона Сабундского в «Опытах» Монтеня.
Элементы контроля
- Активность на семинарских занятияхСуммарная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях составляет в формуле расчета оценки при промежуточной аттестации 60% и обозначается как О ауд. Эта оценка не является блокирующей и не предусматривает возможность повторной сдачи.
- Письменный экзаменЭта оценка является блокирующей и предусматривает возможность повторной сдачи. Студент может быть освобожден преподавателем от прохождения элемента контроля «письменный экзамен», если каждая из полученных им оценок за элементы текущего контроля не ниже 8 баллов по 10-тибалльной шкале. По желанию студент может отказаться от выставления оценки без проведения экзамена и сдать экзамен в установленном порядке.В результате итоговая оценка вычисляется по следующей формуле: О итоговая = 0.6*Оауд + 0.4*Оэкзамен В случае если студент освобождается преподавателем от прохождения элемента контроля «письменный экзамен», оценка за промежуточный (как окончательный) контроль вычисляется по формуле: Опромежуточная = 0.6*Оауд/0.6 Способ округления результирующей оценки по учебной дисциплине: арифметический; округление производится в пользу студента, то есть в большую сторону.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (1 модуль)0.6 * Активность на семинарских занятиях + 0.4 * Письменный экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- О трагическом чувстве жизни у людей и народов; Агония христианства, Унамуно, М. де, 1997
Рекомендуемая дополнительная литература
- РУТКЕВИЧ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. (2016). Философия Истории Х. Ортеги-И-Гассета. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4FACA01C