• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Эксперименты в кино

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Маго-лего
Когда читается: 3, 4 модуль
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 60

Программа дисциплины

Аннотация

Экспериментальные фильмы редко появляются на широких экранах, но при этом становятся ключевыми точками в истории развития кинематографа и искусства в целом – на протяжении целого столетия они синтезируют опыт самых разных искусств (литературы, театра, фотографии), взламывают сложившиеся коды не только кинопроизводства, но и киновосприятия, усиленно «остраняя» привычные практики смотрения и чтения кино, заставляя зрителя испытывать неудобство, непонимание, даже смятение перед экраном, оставаясь «неопознанными», неразгаданными объектами для внимательного зрителя на десятилетия вперед. Среди фильмов, уверенно занявших свое место в истории экспериментального кинематографа, в рамках курса будут рассмотрены ленты Дзиги Вертова и Сергея Эйзенштейна, Луиса Бунюэля и Сальвадора Дали, представителей таких направлений в киноискусстве, как неореализм и «Новая волна», а также экспериментальные фильмы Ф. Гарреля, М. Хануна, А. Сокурова и Ж.-Л. Годара. Курс предназначен для студентов, интересующихся развитием кинематографа в 20-21 веках, соотношением экспериментального и массового кинематографа, а также взаимодействием кинематографа с другими видами искусств на протяжении последнего столетия.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Курс «Эксперименты в кинематографе» ставит своей целью рассмотреть динамику экспериментального кинематографа от опыта ранних кинематографистов до нашего времени в широком историко-культурном, интеллектуальном, художественном, медийном и технологическом контексте. Для рассмотрения и обсуждения выбраны фильмы европейских, американских и российских кинорежиссеров, каждый из которых совершал попытку рефлексии кинематографа как медиума и как искусства, осуществлял эксперимент с возможностями кино, его границами и его способностью к коммуникации со зрителем.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать основные функции крупного плана.
  • Знать основные функции длинного плана.
  • Знать экспериментальные возможности монтажа.
  • Знать определение и особенности ненарративных конструкций в кино
  • Знать основные метафоры, осмысляемые в кино
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Кино без монтажа: монтаж в эру цифрового кино
  • Лицо и крупный план в кино
  • Ненарративное кино
  • Эксперименты со звуком: голос, шум, музыка
  • Тело воображаемое и тело механическое в кинематографических экспериментах
  • Глаз как объект рефлексии в кино
  • Окно и рамка в кино
  • Повтор как объект рефлексии в кино
  • Длинный план и его экспериментальные возможности
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на занятиях
  • неблокирующий Доклад / презентация
    Итоговая оценка за курс выставляется по текущему контролю (формула оценки представлена в программе).
  • неблокирующий Оппонирование
    Итоговая оценка за курс выставляется по текущему контролю (формула оценки представлена в программе).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Активность на занятиях + 0.4 * Доклад / презентация + 0.3 * Оппонирование
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Кино как бизнес и политика : современная киноиндустрия США и России: учеб. пособие, Кокарев, И. Е., 2009
  • Культурология : учеб. пособие для вузов, Доброхотов, А. Л., 2010
  • Культурология, учебник для вузов, 336 с., Гуревич, П. С., 2003

Рекомендуемая дополнительная литература

  • История искусств. Отечественное искусство : учебник для вузов, Ильина, Т. В., 2003