2020/2021
Эксперименты в кино
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Школа философии и культурологии
Когда читается:
3, 4 модуль
Преподаватели:
Шулятьева Дина Владимировна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
60
Программа дисциплины
Аннотация
Экспериментальные фильмы редко появляются на широких экранах, но при этом становятся ключевыми точками в истории развития кинематографа и искусства в целом – на протяжении целого столетия они синтезируют опыт самых разных искусств (литературы, театра, фотографии), взламывают сложившиеся коды не только кинопроизводства, но и киновосприятия, усиленно «остраняя» привычные практики смотрения и чтения кино, заставляя зрителя испытывать неудобство, непонимание, даже смятение перед экраном, оставаясь «неопознанными», неразгаданными объектами для внимательного зрителя на десятилетия вперед. Среди фильмов, уверенно занявших свое место в истории экспериментального кинематографа, в рамках курса будут рассмотрены ленты Дзиги Вертова и Сергея Эйзенштейна, Луиса Бунюэля и Сальвадора Дали, представителей таких направлений в киноискусстве, как неореализм и «Новая волна», а также экспериментальные фильмы Ф. Гарреля, М. Хануна, А. Сокурова и Ж.-Л. Годара. Курс предназначен для студентов, интересующихся развитием кинематографа в 20-21 веках, соотношением экспериментального и массового кинематографа, а также взаимодействием кинематографа с другими видами искусств на протяжении последнего столетия.
Цель освоения дисциплины
- Курс «Эксперименты в кинематографе» ставит своей целью рассмотреть динамику экспериментального кинематографа от опыта ранних кинематографистов до нашего времени в широком историко-культурном, интеллектуальном, художественном, медийном и технологическом контексте. Для рассмотрения и обсуждения выбраны фильмы европейских, американских и российских кинорежиссеров, каждый из которых совершал попытку рефлексии кинематографа как медиума и как искусства, осуществлял эксперимент с возможностями кино, его границами и его способностью к коммуникации со зрителем.
Планируемые результаты обучения
- Знать основные функции крупного плана.
- Знать основные функции длинного плана.
- Знать экспериментальные возможности монтажа.
- Знать определение и особенности ненарративных конструкций в кино
- Знать основные метафоры, осмысляемые в кино
Содержание учебной дисциплины
- Кино без монтажа: монтаж в эру цифрового кино
- Лицо и крупный план в кино
- Ненарративное кино
- Эксперименты со звуком: голос, шум, музыка
- Тело воображаемое и тело механическое в кинематографических экспериментах
- Глаз как объект рефлексии в кино
- Окно и рамка в кино
- Повтор как объект рефлексии в кино
- Длинный план и его экспериментальные возможности
Элементы контроля
- Активность на занятиях
- Доклад / презентацияИтоговая оценка за курс выставляется по текущему контролю (формула оценки представлена в программе).
- ОппонированиеИтоговая оценка за курс выставляется по текущему контролю (формула оценки представлена в программе).
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.3 * Активность на занятиях + 0.4 * Доклад / презентация + 0.3 * Оппонирование
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Кино как бизнес и политика : современная киноиндустрия США и России: учеб. пособие, Кокарев, И. Е., 2009
- Культурология : учеб. пособие для вузов, Доброхотов, А. Л., 2010
- Культурология, учебник для вузов, 336 с., Гуревич, П. С., 2003
Рекомендуемая дополнительная литература
- История искусств. Отечественное искусство : учебник для вузов, Ильина, Т. В., 2003