• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Методы гуманитарных наук в исследованиях цифровой культуры

Статус: Дисциплина общефакультетского пула
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 2-4 модуль
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 48

Программа дисциплины

Аннотация

Исследования цифровой культуры - сфера новая и междисциплинарная. Однако это не означает, что при ее изучении не могут быть использованы классические методы гуманитарных наук. Опираясь на исследовательскую традицию, накопленную в рамках формального метода и структуралистских подходов, нарративного анализа и анализа фреймов, на научно-исследовательском семинаре будет изучаться современное искусство (литература, театр, кино - художественное и докуменатальное, сериалы, перформативные практики и арт-акционизм). Также на семинаре затрагиваются проблемы культурной памяти, социальных паттернов художников и публики, особенности драматургии и художественной критики.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомить студентов с историей гуманитарных исследований
  • Рассмотреть историю формального метода и исследовательские традиции, которые из него выросли
  • Познакомиться с исследовательскими подходами структуралистов и семиотиков
  • Познакомиться с принципами анализа фреймов, нарративного анализа и киноанализа
  • Подобрать подходящий метод для анализа эмпирического материала, выбранного студентом для курсовой работы
  • Обсудить исследовательскую процедуру, выбранную для курсовых работ
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные понятия, теории и методы гуманитарных исследований
  • Понимает, как цели и задачи исследования согласуются с выбранными методами исследований
  • Может выбрать и обосновать теоретическую и эмпирическую базу своего исследования
  • Может комбинировать методы в рамках своей работы
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Трансформация гуманитарных исследовательских подходов (ХХ – XXI вв.)
    • Формирование гуманитарных наук XIХ- начало ХХ века. • Основные подходы к разработке дизайна научного исследования • А. Веселовский и современная школа сторителлинга. • Архитектоника литературного и экранного произведения • М. Бахтин, диалогическая культура и современный дискурс-анализ
  • Тема 2. Современные методы: нарративный анализ, анализ фреймов, семиотический анализ
    • В.Пропп и современный нарративный анализ • Психологическая школа (Ницше, Фрейд, Юнг) и анализ фреймов • Структуралисты и семиотики. Школа Ю. Лотмана и ее развитие сегодня. Процедуры семиотического анализа. • Развитие идей Ю. Ломана в Европе и США, современные исследователи и их ключевые работы. Интертекстуальность, интерсемиотичность, интермедиальность.
  • Тема 3. Формирование теоретической и эмпирической базы гуманитарных исследований
    • Походы к разработке дизайна научного исследования (в зависимости от научной области и темы работы) • Особенности теоретической базы ВКР и методов для каждой из работ • Особенности эмпирического материала ВКР и методов для каждой из работ
  • Тема 4. Междисциплинарные исследования в гуманитарной сфере
    • Дизайн междисциплинарных исследований, • Соединение логоцентричных методов и методов визуального анализа, анализа фильма. • Особенности презентации результатов гуманитарной научной работы
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест
  • неблокирующий Выступления на семинарах
  • неблокирующий Итоговая презентация
  • неблокирующий Домашние задания
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Выступления на семинарах + 0.2 * Домашние задания + 0.4 * Итоговая презентация + 0.2 * Тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Анализ фреймов : эссе об организации повседневного опыта, Гофман, И., 2004
  • Открытая структура: Якобсон - Бахтин - Лотман - Гаспаров, Автономова, Н. С., 2009

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Социология повседневности и теория фреймов, Вахштайн, В. С., 2011