2020/2021
Психология морали
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Департамент психологии
Когда читается:
4 модуль
Преподаватели:
Нартова-Бочавер Софья Кимовна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
24
Программа дисциплины
Аннотация
Психология морали – обязательный курс во многих зарубежных университетах, призванный не только ознакомить с исследованиями в данной области, но также сформировать ответственное гуманное мировоззрение специалистов независимо от их профессии. В условиях глобализации, расширения инструментальных возможностей человечества, всевозрастающей интегрированности и взаимозависимости людей и культур вопросы морали приобретают первостепенное значение, поскольку цена моральных ошибок становится очень высокой. Психология морали как дисциплина призвана также уравновесить присутствующее в современном культурном дискурсе гипертрофированно толерантное и безоценочное отношению к поступкам и установкам человека за счет повышения восприимчивости к «внутреннему голосу» и мобилизации собственных личностных ресурсов. В предлагаемом курсе будут обсуждены классические теории морали (психоаналитическая, теория социального научения, эволюционная и когнитивная), представлены современные концепции (теория моральных оснований Дж. Хайдта, модель моральных мотивов Р.Янофф-Бульман, концепция веры в справедливый мир М.Лернера-К.Дальберт, чувствительности к справедливости М.Шмитта, генезиса моральных представлений Л.Колберга и К.Гиллиган). Рассмотрены отечественные исследования морали (концепция нравственных способностей В.Д.Шадрикова, исследования правдивости и лжи В.В.Знакова). Мораль рассматривается в аспекте представлений, эмоций, черт личности и идентичности и поведения. Будут проанализированы дискуссионные вопросы психологи и морали – адаптивность/дезадаптивность морального поведения, «цена» нравственного поступка. Предполагается изучить развитие морали в обществе и онтогенезе; будут изучены ситуационные и индивидуально-личностные факторы (в т.ч. гендерные) проявления морали. Особое внимание уделяется моральным чертам личности, реализующим основные «добродетели»: честности, чувствительности к справедливости (justice sensitivity), готовности к прощению (forgiveness), способности к благодарности (gratitude, appreciation). Отдельная тема курса будет посвящена прикладным вопросам психологии морали – профессиональной этике, этике и экологии (в т.ч. ecological belief in a just world, связанной с теорией ресурсов). Предполагается использование лекционно-семинарского формата, объем – 24 часа. Итоговый контроль – экзамен в виде теста.
Цель освоения дисциплины
- Знакомство с основными теориями морального функционирования и развития;
- Понимание психологических (рациональных и иррациональных) механизмов реализации морального поведения;
- Знакомство с психологическими феноменами, ответственными за моральное поведение: эмпатией, принятием решений, моральной чувствительностью и идентичностью;
- Знакомство с моральными чертами личности, относящимися к таким добродетелям, как справедливость, прощение, благодарность;
- Формирование этической культуры.
Планируемые результаты обучения
- Понимает различие этического, теологического и психологического понимания морали Знает основные теории морали Знаком с методами психологии морали
- Имеет представление об эволюционных и социальных теориях альтруизма Знаком с содержанием понятия эмпатии, сопереживания, сострадания, сорадования и основными теориями, объясняющими эти феномены
- Знаком с основными индивидуальными особенностями, отвечающими за проявление морали Имеет представление о справедливости, прощении, благодарности, мудрости как чертах личности Может анализировать повседневные ситуации с точки зрения их морального содержания
- Знаком с основными закономерностями развития морали в детстве и на протяжении жизненного пути Знаком с проявлением моральных девиаций
Содержание учебной дисциплины
- Введение в психологию морали: основные подходы и теорииЗачем человеку быть моральным? Обоснование морали: что она дает обществу и индивиду. Этика - понимание добродетели, психология морали - ее реализация (А.А.Гусейнов). Мораль как особая форма нормативности и оценки. Различение добра и зла: универсальное и релятивное. Мораль и нравственность как система норм, средство самовыражения, пространство личной свободы. Адаптивность/дезадаптивность нравственных поступков, «цена» морального выбора. Краткое введение в этические системы. Этика Платона, Аристотеля, Гегеля, Канта, Юма. Классовая мораль, секулярная и религиозная (дохристианская, индуистская христианская, протестантская, мусульманская) этика. Любовь как основа морали. Мораль в теологии; проблема зла (теодицея). Этика благоговения перед жизнью и экзистенциальная вина (А.Швейцер). Понятия кармы и греха, нормы и воли. Совесть как «внутренний голос» - особая оценка человеком своих поступков. Современное общество: две этические системы (В.А.Лефевр). Общий очерк теорий морального развития и функционирования: эволюционная (П.Кропоткин, Ф.де Вааль), этологическая (К.Лоренц), психоаналитическая (З.Фрейд, К.Г.Юнг), привязанности (Д.Боулби, А.Говрин) социального научения (Б.Скиннер), когнитивная (Ж.Пиаже, Л.Кольберг, К.Гиллиган), нейроэкономическая (оценка мозгом субъективной полезности - Ключарев В.А.), позитивная психология (Broaden-and-Built Theory Б.Фредриксон, концепции психологического благополучия и понятие эвдемонии, развитие моральных черт личности. Биологические предикторы морали. Лингвистические аспекты морали. Методы психологии морали: дилеммы, игры, опросники, кейс-метод.
- Эмпатия и альтруизмЭмпатия и альтруизм; сорадование, сочувствие, сопереживание себе и другим. Психотерапия сопереживанием. Запрет на сопереживание. Эволюционное, социально-психологическое, личностное понимание альтруизма. «Модель психического» в развитии морали. Роль зеркальных нейронов в развитии эмпатии. Кооперативность. Привязанность. Моральные мотивы. Моральные эмоции: гнев, стыд, смущение, моральное мужество (moral courage, А.Баумерт). Чувство долга как источник нравственных поступков. Асимметрия моральных эмоций. Моральное суждение и правила. Моральная интуиция. Личность и ситуация: роль личности (С.Милгрэм, Ф.Зимбардо). Конформность. Моральная согласованность (Value-behavior consistency) и диссоциация. Моральный конфликт личности. Моральная компетентность. Психология ответственности. Ответственность, добрая воля, внутренний локус контроля. Моральная идентичность. Моральная чувствительность. Рациональное и иррациональное в психологии морали. «Тень» как возможный источник морального развития. Коллизия раскаявшегося грешника. Современные концепции психологии морали: Концепция моральных оснований (Дж. Хайдт), Модель моральных мотивов (Р.Янофф-Бульман), Теория моральной экспансии (Д.Кримстон).
- Моральные качества личностиЦенности (Ш.Шварц, Р.Инглхарт, В.Билски). Достоинства и добродетели (strengths and virtues) (М.Селигман и К.Петерсон). Мудрость как синтез морали и интеллекта (П.Бальтес). Психология честности. Обман и ложь; виды лжи (прагматическая и «ложь во спасение», направленная на прошлое и настоящее) (В.В.Знаков). Индивидуально-личностные факторы честности/лживости. Психология справедливости. Основные концепции. Вера в справедливый мир (М.Лернер, К.Дальберт) – адаптивные функции. Вера в личную и общую справедливость. Связь с про- и асоциальными установками и поведением. Чувствительность к справедливости (М.Шмитт). Четыре позиции: жертва, нарушитель, свидетель, бенефициар. Справедливость имманентная и конечная (Ю.Маес). Влияние черт, связанных со справедливостью, на психологическое благополучие. Справедливость в социальном контексте. Экологическая справедливость. Психология прощения. Способность прощать и психологическое благополучие (Л.Томпсон). Запрет на прощение. Прощение как принятие решений, переживание, поведение, coping. Прощение как энергосберегающая стратегия разрешения ситуаций несправедливости. Страх прощать: предрассудки относительно прощения. Психология благодарности (М.Маккаллоу, Р.Эммонс). Тезаурус близких понятий: appreciation, mercy, gratitude (Н.Фэгли, Ф.Уоткинс). Парадоксы благодарности: проявления в экстремальных обстоятельствах. Благодарность и психологическое благополучие.
- Развитие морали в онтогенезе. Прикладные вопросы психологии моралиВербальное и реальное поведение. Моральный конфликт. Феномен «горькой конфеты» (А.Н.Леонтьев). Оценка поступка и личности. Поощрение и наказание. Семейное воспитание и его роли в моральном развитии ребенка. Моральные привычки. Моральное воздействие (убеждение). Воспитание навыков благодарности и прощения. Гендерные различия в суждениях и других проявлениях морали. Прикладные вопросы: профессиональная этика в медицине, психотерапии, экстремальных профессиях. Экологическая этика. Этика и политика (разные виды дискриминации: расизм, шовинизм, буллинг и пр.). Моральные девиации.
Элементы контроля
- Контрольная работаКаждый из трех ответов оценивается по 3-балльной шкале; оценки суммируются. В случае выдающегося особо креативного ответа хотя бы на один вопрос добавляется один балл к общей оценке контрольной. Оценки каждого из вопросов (кейсов): 0 – ответ неправильный или формальный 2 – ответ правильный, но неполный или используется обыденный научный язык 3 – ответ правильный, полный, используется понятийный аппарат соответствующей области
- ЭссеЭссе представляет собой краткое письменное сообщение по одному из заранее предложенных вопросов. Эссе должно включать 2-3 страницы машинописного текста (до 8000 знаков), не менее 3 российских источников и не менее 3 иностранных источников. Эссе сдается в течение 4 модуля, но не позже чем за две недели до экзамена. Структура эссе должна быть следующей: постановка проблемы, краткое изложение современного положения дел, обязательно – обсуждение взаимовлияния российских и зарубежных традиций, прикладные аспекты решения проблемы. Приветствуется междисциплинарное рассмотрение вопроса. За превышение объема оценка будет снижаться. Эссе проверяется в течение недели.
- ЭкзаменПреподаватель вправе освободить от прохождения экзамена студентов, с выставлением им оценки по промежуточной аттестации, соответствующей накопленной оценке без учёта веса экзамена, в случае если округленная промежуточная оценка студента равна или превышает 8 баллов, в таком случае ему может быть выставлена в ведомость оценка «отлично» без прохождения итогового теста. Отличная оценка выставляется исходя из следующего принципа: накопленная оценка от 7,5 до 8,4 - в ведомость выставляется оценка 8; от 8,5 до 9,4 – в ведомость выставляется оценка 9, накопленная оценка от 9,5 до 10 – в ведомость выставляется оценка 10. Если накопленная оценка студента положительна (больше 5,7, с учетом коэффициентов), по согласованию с преподавателем ему может быть выставлена оценка без экзамена. В этом случае следует ориентироваться на формулу: Оокончат= 0,6*(0,5*Оконтр.раб+0,5*Оэссе)+0,4*Оауд
- Самостоятельная работаОценки за самостоятельную работу студента/слушателя и эссе преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед итоговым контролем.
- ДокладПреподаватель оценивает работу студентов в форме присутствия на лекциях, контрольной работы, эссе и экзамена в виде теста; промежуточные оценки входят в состав окончательной. Оценки за самостоятельную работу студента/слушателя и эссе преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед итоговым контролем.
- Аудиторная работа
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)Оокончат=0,7*(0,6*(0,5*Оконтр.раб+0,5*Оэссе)+0,4*Оауд)+0,3*Оэкз
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- A study in moral theory, Laird, J., 2014
- Поведение: физиология, психология, этика : учеб. пособие, Колесов, Д. В., 2006
- Прикладная этика в современной России : вчера, сегодная, завтра, , 2017
- Этика : конспект лекций, Филатова, О. Г., 2000
Рекомендуемая дополнительная литература
- Heinrichs, K., Oser, F., & Lovat, T. (2013). Handbook of Moral Motivation : Theories, Models, Applications. Brill | Sense.
- The moral psychology handbook, Doris, J. M., 2010
- The Oxford Handbook of Moral Development: An Interdisciplinary Perspective / Ed. L. A. 2020. Jensen. DOI: 10.1093/oxfordhb/9780190676049.001.0001