2020/2021![Цель освоения дисциплины](/f/src/global/i/edu/objectives.svg)
![Планируемые результаты обучения](/f/src/global/i/edu/results.svg)
![Содержание учебной дисциплины](/f/src/global/i/edu/sections.svg)
![Элементы контроля](/f/src/global/i/edu/controls.svg)
![Промежуточная аттестация](/f/src/global/i/edu/intermediate_certification.svg)
![Список литературы](/f/src/global/i/edu/library.svg)
Социологический анализ рекламной коммуникации
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Факультатив
Когда читается:
3 модуль
Преподаватели:
Надеждина Евгения Владимировна
Язык:
русский
Кредиты:
2
Контактные часы:
32
Программа дисциплины
Аннотация
В современном мире институт рекламы является одним из доминирующих механизмов воздействия на массовое сознание, служит каналом трансляции культурных норм и ценностей. Развитие рекламного бизнеса в России вызвало потребность в специалистах рекламного дела, инициировало возникновение новых учебных специальностей, учебных курсов по рекламе и маркетингу. Однако большинство учебных курсов (как и обеспечивающей их учебной литературы) посвящено прикладному аспекту рекламной деятельности и рассматривает вопросы технологии создания рекламы, психологических аспектов ее восприятия, способы воздействия на потенциального потребителя. Реклама представлена как специфическая маркетинговая деятельность, направленная на переведение качества товара или услуги на язык запросов и нужд покупателя. Выдвигается требование соответствия рекламы запросам потребителя, особое внимание уделяется созданию наиболее выигрышных рекламных образов. Социокультурная функция рекламы если и рассматривается, то как факультативное, сопутствующее явление.
Цель освоения дисциплины
- Цель настоящего курса – проанализировать институт рекламы как особый канал коммуникации и механизм конструирования социальной реальности Для этого предполагается описать специфику производства и потребления рекламы с точки зрения теории коммуникации. Такой подход позволит более полно выявить особенности трансакции на всех уровнях функционирования рекламы («реклама – потребитель», «рекламодатель – потребитель», «рекламодатель – криэйтор», «криэйтор – криэйтор»), проанализировать механизмы формирования и трансляции системы ценностей и социально одобренных стилей жизни посредством рекламного сообщения. Цель практических занятий – дать представление о работе рекламного агентства и этапах работы криэйтора, освоить различные способы обращения к целевой аудитории.
Планируемые результаты обучения
- Определяет основные функции рекламы
- Знает структуру рекламной коммуникации
- Представляет основные этапы истории развития рекламы
- Указывает основные сегменты современного рекламного рынка
- Знает жанровые разновидности рекламы
- Определяет специфику целевых аудиторий
Содержание учебной дисциплины
- Реклама как социальный институт и форма коммуникации.Экономическая и социокультурная функции рекламы. Два подхода к анализу рекламы: маркетинговый и философский. Мир-хозяйственная система и ее динамика. Реклама в современном миро-хозяйстве. Маркетинговые и социальные функции рекламы. Семиотический аспект рекламного сообщения. Реклама как форма идеологии. Реклама как иллюзия, празднество. Замещающая функция рекламы. Реклама как коммуникативный акт. Структура рекламной коммуникации, адресант и адресат. Функции рекламной коммуникации: коммуникативная, фатическая, контекстуальная, кодовая, эстетическая.
- Новейшая история рекламы: от борьбы за чистоту к сегментированию потребительского рынка.Развитие массового производства (сер. XIX в.) и первые образцы рекламы. Реклама и пропаганда здорового образа жизни. Достижительский идеал и идеальное потребление. Кока-кола: от антипохмельного средства к статусному потреблению. Супы «Кембелл» как символ американской культуры (Э.Уорхолл). Стиль «Не отставать от Джонсонов». Позиционирующая реклама. Маркетинговые войны 1970-х. Десятилетие «под знаком «Я» (1980-е). Сегментация современного рекламного рынка (гендерная, возрастная, этнокультурная реклама).
- Адресант и адресат рекламной коммуникации.Рекламодатель – маркетолог – криэйтор. Специфика профессионального диалога. Структура целевых установок участников диалога. Рекламный продукт как результат профессиональной коммуникации. Жанровые разновидности рекламы (TV, радио, в печатных СМИ, Интернет, наружка). Креатив-бриф. Имиджевая, товарная, некоммерческая реклама. Реклама и социальная стратификация. Символическое значение социальной стратификации. Сегментирование потребителей. Целевые аудитории. Динамика целевых аудиторий. Специфика российских целевых аудиторий. Идея особого российского будущего.
Элементы контроля
- Посещение лекций и семинаров
- Обобщающая оценка работы на семинарах
- Эссе
- Письменный зачет
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (3 модуль)0.6 * Обобщающая оценка работы на семинарах + 0.4 * Письменный зачет
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Креативные стратегии в рекламе, пер. с англ. Т. Виноградова, Л. Царук под общ. ред. Ю. Каптуревского, 7-е изд., 384 с., Джулер, Д. А., Дрюниани, Б. Л., 2002
- Мыло, секс и сигареты : история американской рекламы, Сивулка, Д., 2002
- Основы рекламоведения, Медведева, Е., 2003
- Система вещей, Бодрийяр, Ж., 2001
Рекомендуемая дополнительная литература
- Конец знакомого мира. Социология XXI века, Валлерстайн, И., 2003
- Современная реклама : пер. с англ., Бове, К. Л., 1995