2020/2021
Научно-исследовательский семинар "Конституция и современная экономика"
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Дисциплина общефакультетского пула
Кто читает:
Департамент публичного права
Где читается:
Факультет права
Когда читается:
2-4 модуль
Преподаватели:
Мазаев Владимир Дмитриевич
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
32
Программа дисциплины
Аннотация
Научно-исследовательский семинар представляет собой набор занятий, нацеленных на помощь студентам в подготовке курсовой и другой письменной исследовательской работы, включая аналитические записки, правовые заключения, презентации исследований по публично-правовой тематике. Развитие экономики страны, конкретной отрасли или бизнеса (крупного и даже среднего) не может быть успешным без надлежащего конституционно-правового регулирования. Предлагаемое направление обучения способствует формированию представлений об основных конституционно-правовых задачах, принципах и механизме государственного регулирования экономических отношений; ориентирует в системе органов публичной власти, а также в системе их властных полномочий в сфере экономике, в области гражданского оборота, в том числе, по осуществлению прав публичных собственников. В связи с этим данный практико-ориентирующий курс направлен на подготовку курсовых и иных письменных исследовательских работ по проблемам конституционно-правового регулирования современной экономики, в которые входят вопросы конституционной модели экономики, основных институтов регулирования конституционно-правового регулирования, конституционных принципов экономической модели, вопросов права собственности в конституционном праве, полномочий органов государственной власти в сфере экономики, конституционно-правовых аспектов национализации и приватизации и др. Студентам предлагаются методологические решения выбора темы исследования, составления плана, сбора литературы, подготовки текста, оформления ссылок и сносок, рекомендации в области исключения плагиата, этики цитирования контакта с научным руководителем и др. На семинаре обсуждаются проблемные моменты, возникшие в ходе написания курсовой и иной письменной исследовательской работы по выбранной теме, делаются презентации по результатам исследовательской работы. Блокирующие элементы контроля отсутствуют
Цель освоения дисциплины
- формирование у студентов знаний и привитие профессиональных навыков в области подготовки и защиты научно-исследовательской работы, в целом, и курсовой работы в области публично-правовой тематики, в частности.
Планируемые результаты обучения
- Знает требования к написанию научно-исследовательской работы, к оформлению ссылок и сносок, библиографии, цитированию правовых норм, правовых позиций и мнения авторов, методологию научно-практического исследования.
- Умеет выбирать актуальную тему научно-исследовательской работы, в том числе в области публичного права и в сфере проблематики политической конкуренции, составлять план работы, собирать источники и группировать их в списке правовых актов и списке литературы, писать текст работы в научном стиле.
- Имеет представление о порядке защиты научно-исследовательской работы, о том, как формулировать достоверные и обоснованные рассуждения и выводы, о формате общения с рецензентами, оппонентами, научным руководителем.
- Обладает навыками публичной дискуссии, презентации, ораторского искусства при защите положений научно-исследовательской работы.
Содержание учебной дисциплины
- Тема и план научно-исследовательской работыА. Выбор темы. Вопросы: 1. Как выбрать тему работы? Что такое научная проблема? 2. В чем заключатся актуальность темы? 3. Виды научно-исследовательской работы: курсовая работа, дипломная работа, выпускная квалификационная работа, диссертация и др. 4. Темы научно-исследовательской работы по частному праву, темы научно-исследовательской работы по публичному праву? В чем их отличие? 5. Какие вопросы научно-исследовательской работы нужно продумать на этапе выбора темы? 6. Есть ли возможность изменения темы в процессе написания работы? 7. Перспективы выбора темы научно-исследовательской работы на весь период обучения по программе: бакалаврской, магистерской и др. 8. К чему обязывает включение в тему фраз «сравнительно-правовое исследование» или «на примере зарубежных стран». Б. План работы. Вопросы: 1. Зачем нужно составлять план работы после выбора темы? Можно ли обойтись без плана? Можно ли составить план работы после того, как написан ее текст? 3. Структура плана: что в нем должно быть отражено? Главы, параграфы, подпараграфы. Нумерация. Сколько частей плана необходимо? Почему классическим считается структура из двух глав с несколькими параграфами в каждой? Сложная структура плана и простая структура плана: в чем отличие? 4. Правила, которые надо соблюдать при выборе названия частей плана. Почему нежелательно использовать в названии частей плана фразы «актуальные проблемы» или «актуальные вопросы»? 5. Почему название частей плана должны полно и четко отражать содержание темы работы?
- Источники и методика научно-исследовательской работыА. Источники. Вопросы: 1. Что такое источники научно-исследовательской работы? Их отличие от источников права. 2. Понятия: библиография, литература, правовые акты, правовые источники. Правила составления библиографии. Ее состав в научно-исследовательской работе по юриспруденции. Нужно ли включать в библиографию источники, на которые нет ссылок по ходу текста, но которые автор читал в процессе исследования? 3. Почему объем источников зависит от содержания плана научно-исследовательской работы? Сколько источников можно считать достаточным для признания рассуждений и выводов работы достоверными и обоснованными. Что такое достоверность и обоснованность рассуждений и выводов? 4. Где собирать источники для научно-исследовательской работы по юриспруденции? 5. Практические рекомендации по конспектированию литературы, фиксации страницы с цитатой, используемой впоследствии в тексте работы, по составлению библиографии в процессе ознакомления с источниками. Б. Методика. Вопросы: 1. Метод, методика, методология научно-исследовательской работы: в чем отличие понятий? 2. Методы научного исследования в юриспруденции: сравнительно-правовой, формально-юридический и др. Необходимость расширения методов. 3. Предмет и метод научно-исследовательской работы. Метод – как предмет исследования научно-исследовательской работы по юриспруденции. 4. Цели, задачи исследования в аспекте понимания методологии работы. Гипотеза. Выводы. Положения, выносимые на защиту.
- Текст научно-исследовательской работы. Сноски, ссылки и цитирования в научно-исследовательской работе.А. Текст научно-исследовательской работы Вопросы: 1. Основные требования к оформлению текста работы. 2. Части текста: введение, заключение, приложения, основное содержание. Почему введение и заключение пишутся после того, как основное содержание текста готово. 3. Формальные требования к введению работы: зачем их соблюдать. Какие необходимые элементы отражаются во введении: актуальность, цель, задачи, обзор источников, методы, положения, выносимые на защиту. 4. Какие вопросы отражаются в заключении работы? Чем заключение научно-исследовательской работы отличается от положений, выносимых на защиту. 5. Рассуждения и выводы как необходимые части текста работы: где им место и каков порядок их изложения? 6. Стиль научно-исследовательской работы. Б. Сноски, ссылки и цитирования. Вопросы: 1. В чем отличие сносок от ссылок? Понятие цитаты. 2. Частота сносок и ссылок, цитирования: какая она должна быть? 3. Виды сносок и порядок их оформления: постраничные, концевые, сквозные и др. 4. Виды ссылок и порядок их оформления: ссылки на правовые акты, порядок упоминания в тексте правовых документов, сокращений. Ссылки на интернет-ресурсы. 5. Цитирование правовых актов, цитирование правовых позиций, цитирование авторских мнений: в чем разница? Порядок оформления сносок на прямую авторскую цитату и на приблизительную авторскую позицию. 6. Стандарт оформления сносок, ссылок и цитат. Стандарт оформления сносок, ссылок и цитат в научно-исследовательских работах по юриспруденции.
- Научно-исследовательская работа по проблематике Конституция и современная экономика.Вопросы: 1. Конституционная модель экономики: понятие, содержание и эволюция. 2. Правовые позиции Конституционного суда РФ и Европейского суда по правам человека по вопросам защиты права собственности. 3. Конституционные основы экономической системы российского общества: модель и реальность 4. Понятие и характерные черты публичной собственности в России. Право публичной собственности как конституционно-правовой институт. 5. Социальные общности как особые субъекты права публичной собственности. 6. Публичная собственность как экономическая основа самостоятельности органов публичной власти. 7. Конституционные принципы рыночной экономики: проблемы реализации. 8. Роль решений Конституционного Суда РФ в осуществлении конституционно-правовых принципов регулирования отношений в сфере публичной собственности. 9. Конституционные основы экономического выбора в России. 10. Реализация принципов равной правовой защиты различных форм собственности, поддержки конкуренции, единства экономического пространства, целевого назначения и открытости публичной собственности в практике Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ. 11. Дуализм статуса органа публичной власти как института публичной власти и как субъекта хозяйственной деятельности. 12. Принцип разделения властей и разграничение полномочий в сфере публичной собственности. 13. Роль Президента РФ в сфере отношений публичной собственности. 14. Экономическая основа местного самоуправления: модель и реальность 15. Разграничения собственности между субъектами Федерации и муниципальными образованиями, а также между различными видами муниципальных образований.
- Презентация научно-исследовательской работа.1. Публичный доклад по результатам научно-исследовательской работы (что в ней должно быть отражен, каков порядок распространения?) 2. Выбор рецензентов и оппонентов. При каких обстоятельствах возможен учет пожеланий автора и научного руководителя? 3. Отзыв и рецензия на научно-исследовательскую работу: в чем их разница? Обсуждение отзыва и рецензии с научным руководителем как необходимый этап защиты работы. 4. Обсуждение представленной работы и выступления оппонентов. 5. Обсуждение защиты.
- Презентация плана научно-исследовательской работы (проблема и актуальность темы, логика построения)Вопросы: 1. Презентация плана работы, ее актуальности и основной проблемы. 2. Развитие ораторских способностей для успешной защиты работы: некоторые практические рекомендации. 3. Подготовка выступления на предварительную защиты выбора темы исследования: актуальность, проблематика, формат, необходимость согласования с научным руководителем. 4. Презентация актуальности и логики изложения основной выбранной проблемы исследования. 5. Обсуждение представленной темы и выступления оппонентов. 6. Обсуждение презентации.