• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Основы градорегулирования

Статус: Майнор
Когда читается: 3, 4 модуль
Преподаватели: Баевский Олег Артемович, Городничев Антон Валерьевич, Карасельникова Ирина Васильевна, Медведев Иван Риммович, Сафарова Мария Динаровна, Трутнев Эдуард Константинович
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 76

Программа дисциплины

Аннотация

Урбанистика – интенсивно развивающаяся область теоретического и прикладного знания, находящаяся на стыке множества дисциплин (градостроительства и городского планирования, архитектуры, социологии, экономики, истории, географии, психологии, культурологии, эстетики). В мире она стала развиваться уже в первой половине ХХ века и в настоящее время представляет собой обширный и разветвленный корпус знания и практики. В последнее время она стала интенсивно развиваться и в России, постепенно вытесняя сохраняющиеся с советских времен формы градостроительства и городского планирования, пренебрегающие человеческим измерением городов, городских пространств и городской жизни. Цель освоения дисциплины «Основы градорегулирования» – сформировать у студентов систематизированное представление о целях и методах регулирования урбанистических процессов, обеспечения представительства и методах нахождения баланса интересов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • познакомить с современными механизмами градорегулирования;
  • дать начальные представления о принципах, задачах и подходах соучаствующего проектирования и адвокативного планирования;
  • дать представление о наличии различных интересов и инструментах урегулирования конфликтных ситуаций.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает как распределяются функции-полномочия между субъектами градорегулирования
  • Понимает взаимосвязь документов градостроительного проектирования, их правовой статус, объясняет взаимодействие с другими документами, оказывающими влияние на городское развитие
  • Понимает связь между пределами правовыми и максимальным экономическим поведением субъектов градорегулирования в связи с сохранением качества городской среды
  • Понимает особенности развития города в условиях рыночной экономики, функционирования рынка недвижимости
  • Разбирается в основных формах участия граждан в осуществлении местного самоуправления
  • Понимает правовую природу публичных слушаний по вопросам градорегулирования, знает отличия публичных слушаний и общественных обсуждений
  • Различает обязательные и необязательные случаи проведения публичных или общественных обсуждений по вопросам градорегулирования
  • Умеет сопоставить доступный методологический инструментарий с существующей проблемой, понимая связь между проблемой и ее решением;
  • Дает комплексную оценку имеющейся информации в ходе градостроительного планирования;
  • Умеет находить информацию для проведения исследований;
  • Самостоятельно формирует массив данных, необходимых для проведения исследования;
  • Грамотно интерпретирует данные статистики для объяснения причин наблюдаемых явлений и обоснования собственного решения рассматриваемой проблемы;
  • Способен анализировать, верифицировать, оценивать полноту информации в ходе профессиональной деятельности, при необходимости восполнять и синтезировать недостающую информацию и работать в условиях неопределенности
  • Способен анализировать сложившуюся пространственную структуру городов, устанавливать взаимосвязь с качеством жизни, условиями перемещения людей и транспорта, экономическими процессами, в том числе с доходностью городских территорий, продуктивностью городской экономики
  • Умеет проводить анализ основных закономерностей и проблем развития городов и социально- и экономико-географических аспектов процессов урбанизации;
  • Умеет проводить эмпирические социологические и экономические исследования, характеризующие городскую среду, основанную на данных опросов и интервью и статистических показателях
  • Умеет пользоваться источниками для проведения анализа социально-экономического состояния города и наглядно представлять результаты анализа
  • Умеет «видеть» актуальные проблемы развития городов и предлагать набор сценариев для их решения
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Институты управления мегаполисами, городами-регионами и агломерациями
    Агломерации как форма урбанизации 20 века. Этапы её развития по Р. Темиргалееву (пали-сады. города-спутники, пригороды, спрол, окраинные города, мегалополисы). «От морфологического принципа к функциональному. 7. Агломерация как единая форма расселения; выгоды сопряжённого размещения взаимодействующих предприятий; роль трудовых и прочих поездок; варианты экономии на масштабе; расширение спектра социальных ролей. Четыре главных направления сотрудничества: регулирование землепользования, охрана по-рядка, развитие инфраструктуры, охрана окружающей среды Примеры Большого Парижа и Большого Лондона. Проект Чикаго-40, кооперация на всех административных уровнях от местного до федерального; роль федерального министерства городского и жилищного строительства. Проблемы московской агломерации.
  • Тема 2. Взаимоотношения между городами и наднациональными институтами
    Роль наднациональных институтов в развитии городов - опыт Европейского Союза. Эволюция взаимоотношений. Содействие международных организаций в решении проблем городов - ООН, Всемирный банк, гуманитарные организации.
  • Тема 3. Принципы организации бюджетного федерализма: в России и мире.
    Принципы организации бюджетного федерализма: в мире и России. Проблемы бюджетного финансирования проектов развития территорий и городов. Принцип субсидиарности.
  • Тема 4. Федеральные грантовые программы, направленные на развитие городов.
    Федеральные грантовые программы, направленные на развитие городов - исторический обзор и текущее состояние. Роль штатов в процессе взаимодействия между федеральным правительством и местным самоуправлением.
  • Тема 5. Межмуниципальное сотрудничество.
    Правовые основы организации взаимодействия между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями. Управление агломерациями в России. Организация межмуниципального сотрудничества в России: правовая основа и практика. Перспективы развития межмуниципальной кооперации.
  • Тема 6. Город и право
    Главное о правовой системе градорегулирования. Документы градостроительного проектирования. Действия органов публичной власти в системе градорегулирования. Роль документов градостроительного проектирования в формировании городской среды.
  • Тема 7. Город и экономика
    Градорегулирование как способ инициирования экономического развития. Взаимосвязь правовой системы градорегулирования с вопросами экономики города, городской инфраструктуры, бюджетным и стратегическим планированием, межмуниципальным сотрудничеством и т.д.
  • Тема 8. Город и жители
    Правовое регулирование участия граждан в процессе принятия решений по вопросам градорегулирования
  • Тема 9. Пространство конфликта и идеология территориальной справедливости
    Объяснение специфики восприятия мира через призму конфликтов, формирование понятийного аппарата и методологической базы для работы с конфликтами, а также более детальное погружение в особенности градостроительных конфликтов. Формирование представления о городе, как о системе с большим числом акторов, и о необходимости наличия механизмов балансировки различных интересов и уравнивания доступа к системе принятия решений; историография подходов, цель которых состояла в создании подобных механизмов: advocacy planning, equity planning, participatory action research и т.д. Описание современной advocacy-повестки, как локального, так и глобального масштаба — environmental justice, food justice, etc., — в том числе более подробное описание тех меньшинств, за права которых идет активная борьба в современных городах. Подбор наиболее резонансных кейсов последних 10-15 лет.
  • Тема 10. Соучаствующее проектирование и медиация конфликтов
    Специфика работы по разрешению конфликтов на разных стадиях: обзор мировой и отечественной практики. Детальный разбор кейсов и методологий и объяснение, что работает и что не работает в условиях российских городов.
  • Тема 11. Градостроительные конфликты в России
    Подробный обзор резонансных конфликтных историй в России с точки зрения внутренней организации протестных сообществ, выстраивания коммуникаций внутри сообществ и с другими правообладателями, менеджмента кампаний и т.д. То есть, цель — объяснить, за счет чего конфликт разрешился (или не разрешился) в пользу горожан.
  • Тема 12. Технологии и равенство
    Краткий экскурс на тему того, как технологии меняют современные города с точки зрения управления. Объяснение на конкретных кейсах, почему современные технологии не просто оболочка для старой, централизованной системы принятия решений, но способны менять саму её суть — в сторону более распределённой, многомерной модели, основанной на коммуникациях и расширении прав и возможностей городских сообществ. Какие угрозы скрываются за открытостью и прогрессивностью современного высокотехнологичного мира. Как меняется баланс между публичным и приватным пространствами для общества в целом и для отдельных людей. Какие инструменты существуют сегодня для защиты интересов гражданского общества и городского сообщества от вмешательства государств и крупных корпораций.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа 1 по блоку градорегулирования
    Проводится в интерактивной форме обучения «Квест». Студенты делятся на команды по ~8 человек, каждой команде выдается задание, в вопросах которого зашифрован маршрут. С использованием документов градостроительного проектирования, кадастровых номеров земельных участков на публичной кадастровой карты и т.д., студент должен отметить закодированные объекты городской инфраструктуры на схеме маршрута и определить его конечную точку, где их будет ждать преподаватель. Командой-победителем считается та, которая быстрее разгадает и доберется до финальной точки маршрута
  • неблокирующий Работа 2 по блоку градорегулирования
    Работа по группам.
  • неблокирующий Командный проект по блоку "городские конфликты"
    Проводится в формате презентации.
  • неблокирующий Индивидуальная работа по блоку "Территориальное планирование"
  • неблокирующий Работа 1 по блоку градорегулирования
    Проводится в интерактивной форме обучения «Квест». Студенты делятся на команды по ~8 человек, каждой команде выдается задание, в вопросах которого зашифрован маршрут. С использованием документов градостроительного проектирования, кадастровых номеров земельных участков на публичной кадастровой карты и т.д., студент должен отметить закодированные объекты городской инфраструктуры на схеме маршрута и определить его конечную точку, где их будет ждать преподаватель. Командой-победителем считается та, которая быстрее разгадает и доберется до финальной точки маршрута
  • неблокирующий Работа 2 по блоку градорегулирования
    Работа по группам.
  • неблокирующий Командный проект по блоку "городские конфликты"
    Проводится в формате презентации.
  • неблокирующий Индивидуальная работа по блоку "Территориальное планирование"
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Индивидуальная работа по блоку "Территориальное планирование" + 0.3 * Командный проект по блоку "городские конфликты" + 0.2 * Работа 1 по блоку градорегулирования + 0.2 * Работа 2 по блоку градорегулирования
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Angotti, T. (2008). New York for Sale : Community Planning Confronts Global Real Estate. Cambridge, Mass: The MIT Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=237751
  • Camiz, A. (2016). The morphology of the times: European cities and their historical growth. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D2D9B5B9
  • Fainstein, S. S. (2010). The Just City. Ithaca: Cornell University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=673655
  • Forester, J. (2018). Planning in the Face of Conflict : The Surprising Possibilities of Facilitative Leadership. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1639073
  • под редакцией К. Динн перевод с английского В. Сечной - Брендинг территорий. Лучшие мировые практики - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2013 - 336с. - ISBN: 978-5-91657-655-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62340
  • САФАРОВА МАРИЯ ДИНАРОВНА. (2015). Практика применения института публичных слушаний в градорегулировании. Имущественные Отношения в Российской Федерации, (10 (169)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16083031
  • ТРУТНЕВ ЭДУАРД КОНСТАНТИНОВИЧ. (2015). Сбалансированность Города: Правовые Аспекты. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.94FD3105

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Katz, B., & Bradley, J. (2013). The Metropolitan Revolution : How Cities and Metros Are Fixing Our Broken Politics and Fragile Economy. Washington, D.C.: Brookings Institution Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=596664