2020/2021





Исследования мобильных медиа и коммуникаций
Статус:
Дисциплина общефакультетского пула
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
2-4 модуль
Преподаватели:
Ним Евгения Генриевна
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
48
Программа дисциплины
Аннотация
НИС посвящен изучению мобильных медиа и коммуникаций в парадигме медиатизации. В рамках НИСа возможны следующие направления исследований для курсовых работ: мобильные медиа в повседневных и профессиональных практиках, мобильные медиа и социальное неравенство, мобильные медиа и близкие отношения, мобильные медиа в политике, образовании и медицине, мобильные технологии в обществе слежения; селф-трекинг и носимые устройства (умные часы, браслеты, бижутерия, одежда), аудитория мобильных медиа, аффордансы мобильных медиа, номофобия, мобильные игры и т.д. В НИСе могут принять участие студенты, пишущие не только академические, но и проектные курсовые работы, например, по изучению рынка и разработке мобильных приложений и девайсов. На семинарах планируется: 1) обсуждать научную литературу, посвященную исследованиям в этой области; 2) разрабатывать дизайн курсовых исследований и представлять их результаты; 3) анализировать отдельные феномены и практики использования мобильных медиа.
Цель освоения дисциплины
- Сформировать у студентов представления о направлениях исследований мобильных медиа и коммуникаций.
- Научить студентов использовать различные подходы и методы в процессе написания курсовых работ в сфере мобильных медиа и носимых устройств.
- Развить навыки академической дискуссии и презентации студенческих исследований, посвященных мобильным медиа и коммуникациям.
Планируемые результаты обучения
- ориентируется в направлениях исследований мобильных медиа
- разрабатывает дизайн исследования мобильных медиа
- находит и анализирует исследования, посвященные мобильным медиа в контексте повседневности
- находит и анализирует исследования об использовании мобильных технологий в разных сферах общественной жизни
- находит и анализирует исследования, проблематизирующие мобильные коммуникации
- применяет различные подходы и методы к анализу мобильных медиа как технологий
- применяет различные подходы и методы к исследованию аудитории мобильных медиа
- применяет различные подходы и методы к изучению мобильной индустрии
- прогнозирует перспективы развития мобильных технологий и их социальные последствия
- представляет результаты исследования мобильных медиа и коммуникаций
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Введение в НИС «Исследования мобильных медиа и коммуникаций»Специфика формата научно-исследовательского семинара. Что такое мобильные медиа? Основные направления исследований мобильных медиа и коммуникаций. Научная литература и ресурсы по исследованиям мобильных медиа. Исследовательские предпочтения слушателей семинаров.
- Тема 2. Мобильные медиа и повседневностьМобильные медиа и близкие отношения. Мобильная семейная коммуникация – родительский контроль, семейное общение и идентичность. Практики использования мобильных медиа в романтических отношениях (дейтинг, секстинг). Мобильный лайфлоггинг. Мобильные развлечения (игры, музыка и т.д.).
- Тема 3. Мобильные технологии и обществоМобильные медиа в образовании. Мобильные медиа, здоровье и медицина. Мобильные медиа и политические коммуникации. Миграции, освоение города и мобильные медиа. Мобильные технологии в профессиях (мобильный журнализм и т.д.). Использование мобильные медиа в научных исследованиях.
- Тема 4. Проблемы использования мобильных медиаБезопасность мобильных приложений и конфиденциальность пользовательских данных. Исследования рисков мобильных коммуникаций в разных сферах. Мобильные меди и общественное здоровье. Зависимость от мобильных медиа, синдром FoMO и номофобия. Мобильные медиа и неравенство.
- Тема 5. Исследования мобильных медиа как технологииМобильные телефоны и носимые устройства как специфические технологии. Аффордансы мобильных медиа. Дизайн мобильных приложений и девайсов. Геймификация мобильных медиа. Выбор и апробация методов анализа мобильных приложений / устройств на примере объектов студенческих исследований.
- Тема 6. Исследования пользователей мобильных медиаКоличественные и качественные подходы к изучению аудиторий мобильных медиа. Цифровая этнография как исследовательская стратегия. Выбор и апробация методов исследования аудитории мобильных медиа на примере объектов студенческих исследований.
- Тема 7. Исследования рынка мобильных приложений и устройствСтруктура, тенденции и перспективы развития индустрии мобильных приложений и девайсов (мир и Россия). Выбор и апробация методов исследования рынков мобильных приложений и устройств на примере объектов студенческих исследований.
- Тема 8. Носимые устройства и будущее мобильных технологийТренды и прогнозы дальнейшего развития мобильных технологий. Форсайт-исследования на тему мобильных медиа. Анализ репрезентаций воображаемых мобильных технологий и эффектов их использования в научно-фантастических произведениях.
- Тема 9. Представление результатов исследований мобильных медиаЗащита индивидуальных студенческих проектов, посвященных исследованиям мобильных медиа и коммуникаций. Обсуждение дизайна, процедур и результатов студенческих исследований с участием преподавателей семинара и учебных ассистентов.
Элементы контроля
- Активность на семинарах
- Письменное домашнее задание “Обзор литературы”
- Индивидуальный / коллективный исследовательский проект
- Задание 1 для семинарских встреч
- Задание 2 для семинарских встреч
- Задание 3 для семинарских встреч
- Задание 4 для семинарских встреч
- Задание 5 для семинарских встреч
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.1 * Активность на семинарах + 0.08 * Задание 1 для семинарских встреч + 0.08 * Задание 2 для семинарских встреч + 0.08 * Задание 3 для семинарских встреч + 0.08 * Задание 4 для семинарских встреч + 0.08 * Задание 5 для семинарских встреч + 0.3 * Индивидуальный / коллективный исследовательский проект + 0.2 * Письменное домашнее задание “Обзор литературы”
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Gerard Goggin. (2011). Global Mobile Media. Routledge.
- Larissa Hjorth, Jean Burgess, & Ingrid Richardson. (2012). Studying Mobile Media : Cultural Technologies, Mobile Communication, and the IPhone. Routledge.
Рекомендуемая дополнительная литература
- author 1, S. K. (2018). The History of Telephones: Fractions. Teacher Created Materials.
- Colder Carras, M., Mojtabai, R., & Cullen, B. (2018). Beyond Social Media: A Cross-Sectional Survey of Other Internet and Mobile Phone Applications in a Community Psychiatry Population. https://doi.org/10.1097/PRA.0000000000000297
- David Morley. (2017). Communications and Mobility : The Migrant, the Mobile Phone, and the Container Box. Wiley-Blackwell.
- Love at first swipe? Explaining Tinder self-presentation and motives. (2017). Mobile Media & Communication, 5(1), 80–101. https://doi.org/10.1177/2050157916664559
- Глазков Константин Павлович. (n.d.). Механизмы соблюдения приличий в геолокационных играх.
- Ним Е. Г. (n.d.). Студенческий Дискурс О Цифровом Селф-Трекинге: Риторики И Практики.
- Ним Евгения Генриевна. (n.d.). Селф-Трекинг Как Практика Квантификации Телесности: Концептуальные Контуры.