• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Музеи и память

Статус: Майнор
Когда читается: 3, 4 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Максимова Алиса Сергеевна
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 76

Программа дисциплины

Аннотация

Цель данного курса — ознакомить студентов непрофильных специальностей с ролью музеев в формировании памяти и изучить сложные связи истории, музеев и публики. Курс проблематизирует взгляд на музеи как на нейтральный носитель «сохраненной» истории и исторических фактов и предлагает обратить внимание на социальные процессы конструирования прошлого и памяти. Музеи доносят до публики, закрепляют и оспаривают смыслы исторических событий. За последнее столетие музейные экспозиции, не в последнюю очередь именно исторические и этнографические, подвергались критике и были переосмыслены: постепенно происходит переход от единой национальной истории к множественным, фрагментарным, многоголосым нарративам. Новые идеи, проблемы и противоречия рождаются из столкновения со сложным прошлым и колониальной историей. Музеи работают с коллективной травмой и «неудобными» артефактами (бомбардировщик «Энола Гэй», сбросивший бомбу на Хиросиму, музеи Холокоста), а также временами вынуждены считаться с собственным прошлым, отраженным в том, как выстроены их экспозиции и что в них включено, в том, что собой представляют их коллекции. Кроме того, в рамках курса будет подробно обсуждаться кейс развития краеведческих музеев в малых городах России как мест, способствующих укреплению местных сообществ и привлечению туристов. Курс позволит слушателям освоить подходы к анализу музейных экспозиций и способы изучения посетителей, их опыта и восприятия в исторических музеях, — на это направлены практические задания и рассмотрение примеров российских и зарубежных музеев.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство с ключевыми мировыми музеями памяти, понимание их концепций
  • Формирование навыка выявлять и критически анализировать музейные нарративы о прошлом с точки зрения основных акторов, смыслов, образов
  • Обучение способам изучать реакции музейной аудитории, особенности и проблемы восприятия выставок и экспозиций, анализировать отзывы, реакции и поведение посетителей
  • Формирование понимания особенностей музея как пространства публичной истории
  • Знакомство с функциями и социальными эффектами музеев как агентов памяти
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализирует устройство музеев памяти
  • Знает об исторических событиях, легших в основу музеев памяти в разных странах мира, и способах конструирования памяти о них
  • Критически рассматривает фигуру Другого, образы, классификации и отношения, заложенные в экспозиции антропологических музеев
  • Описывает возможности и способы работы с трудным колониальным прошлым
  • Умеет собирать и интерпретировать данные о реакции аудитории на музеи и выставки, посвященному прошлому
  • Анализирует отношения музеев, посвященных истории, с их аудиториями
  • Описывает противоречия и дискуссии, ведущиеся по поводу исторических событий XX века в России, и способы коммеморации этих событий в музеях
  • Понимает, как сформировался, развивался и изменялся музей как культурный институт
  • Анализирует включенность музеев в культурную экономику
  • Ориентируется в концепциях туристического опыта, рассматривает процессы конструирования исторических достопримечательностей, туристические практики и их влияние на местные сообщества и сообщества памяти
  • Описывает роль музейного нарратива и выявляет способы и приемы его построения
  • Выделяет различные элементы музейного нарратива
  • Знает о концепциях культурной травмы и значении понятия травмы в контексте исследований коллективной памяти
  • Рассматривает пространство, материальную среду и архитектуру музеев памяти как средства для конструирования особого опыта и переживаний
  • Понимает место исторических и краеведческих музеев в контексте государственной исторической и культурной политики
  • Анализирует статус, связь с другими институтами, типы организации, отчетности и поддержки и официальные функции музеев, посвященных прошлому, как значимые обстоятельства их деятельности
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Музей как культурная форма: история развития института
    Формирование музея как института. Ранние образы и функции музеев. Связь музея и национального государства. Музей как просветительский проект. Сохранение наследия. Критика музеев и современные тенденции инклюзивности, соучастия, демократизации.
  • Музеи в государственной исторической политике
    Культурная и историческая политика. Типы музеев, способы организации и поддержка, официальный статус музеев. Анализ документов, регулирующих деятельность музеев и определяющих их значение, функции и формы на уровне государства.
  • Культурная травма и трудное прошлое в музеях
    Социальное значение травмы. Холокост как коллективная травма: культурсоциологический анализ. Характеристики музея как агента памяти.
  • Музеи памяти
    Память о трагических событиях в музеях (Яд Вашем, Мемориальный музей Холокоста, Национальный мемориал и музей 11 сентября). Особенности музеев памяти.
  • Музеи, посвященные трудному прошлому: российские кейсы
    Память о трагических и противоречивых событиях XX века на постсоветском пространстве. Примеры музеев (Музей истории ГУЛАГа, Музей обороны и блокады Ленинграда, Музей современной истории России, Ельцин центр, Музей политической истории России, "Россия - моя история"). Характерные для них нарративы, образы, символические средства. Конфликты и дискуссии вокруг экспозиций, посвященных противоречивым событиям отечественной истории.
  • Этнографические музеи и деколонизация
    Трансформации этнографических и краеведческих музеев как отражение процесса деколонизации. Проблемы, связанные с антропологическими и этнографическими коллекциями и экспозициями. Чья история и память представлена в музеях и кто производит высказывания.
  • Построение музейного нарратива
    Анализ музейного нарратива. Музей как агент производства знания о прошлом. Музей и аффект. Акторы, жанры и сюжеты в рассказе о прошлом.
  • Архитектура и пространство как символ
    Способы работы с пространством и архитектурой в музеях памяти. Значения места. Визуальные средства производства эмоционального воздействия и передачи сообщений. Звук, свет и материальность как элементы музейного опыта в экспозициях, посвященных трудному прошлому.
  • Музеи и аудитории
    Восприятие экспозиций. Способы изучать реакции посетителей. Поведение в пространстве музея. Анализ отзывов. Интервью. Опросы. Наблюдение. Сообщества памяти и их участие в создании и интерпретации музеев.
  • Социальные и политические эффекты музеев
    Культура как инструмент развития территорий (городских районов, малых городов, индустриальных районов). Туризм и туристический опыт. Достопримечательности. Локальные инициативы. Маркетинг культуры.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашние задания (отчет-отзыв о посещения музея или выставки, проект выставки, и т.д.)
  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Домашние задания (отчет-отзыв о посещения музея или выставки, проект выставки, и т.д.)
  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Активность на семинарах + 0.3 * Домашние задания (отчет-отзыв о посещения музея или выставки, проект выставки, и т.д.) + 0.5 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Роиже, Х. (2013). Музеология И Память О Прошлом: Образы Гражданской Войны В Экспозициях Испанских Музеев. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E55FCD0E

Рекомендуемая дополнительная литература

  • БРАНДЕНБЕРГЕР ДЭВИД. (2016). «Репрессированная» Память? Кампания Против Ленинградской Трактовки Блокады В Сталинском Ссср, 1949-1952 Гг. (На Примере Музея Обороны Ленинграда). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.28AD34FD
  • ДОНОВАН ВИКТОРИЯ. (2012). «Идя назад, шагаем вперед»: краеведческие музеи и создание местной памяти в СевероЗападном регионе, 1956–1981. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A4D59FC1
  • Максимова, А. (2014). Формы И Следствия Музеефикации Малого Города: Кейс Мышкина И Каргополя. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.9F983981
  • МЕЛЬНИКОВА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА. (2015). Локальное прошлое на границе национального: краеведческие музеи Северного Приладожья в постсоветское время. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.3428DEC6