2020/2021
«Глубинная социология» и её выход на поверхность
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Майнор
Кто читает:
Департамент социологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
3, 4 модуль
Преподаватели:
Михеев Игорь Станиславович,
Никишин Егор Александрович,
Попов Дмитрий Сергеевич,
Черныш Михаил Федорович
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
76
Программа дисциплины
Аннотация
Курс является субдисциплиной майнора «Сложное общество. Социальная теория в лицах и современном звучании». Предлагаемый курс майнора имеет своей целью раскрытие сложной картины современного общества, используя огромный потенциал социальной теории, и развитие у студентов «социологического воображения».
Цель освоения дисциплины
- Главная цель освоения дисциплины – ознакомление с основными принципами, понятиями, теориями социологии, прививание студентам базовых элементов профессиональной культуры и навыков социологического мышления при анализе различных явлений и событий. В рамках курса предполагается ознакомление студентов с трудами некоторых видных социологов прошлого и настоящего. Кроме того, данная дисциплина должна подготовить студентов к последующему углубленному изучению специальных социологических дисциплин и отраслей социологического знания.
Планируемые результаты обучения
- иметь навыки устных выступлений, докладов, презентаций, написания эссе, рефератов, обзоров
- - студенты понимают сущность метода исторической социологии, знакомы с ключевыми исследователями и работами в данной области;
- - студенты знают социологические теории интеллигенции и интеллектуалов;
- - студенты понимают ключевые подходы в области социологии образования и способны видят связь между образованием и другими социальными процессами;
- - студенты знают основные подходы к определению власти и свободы в социологии.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Маркс и марксизмГегельянство со знаком минус: материалистическое понимание истории в работах К.Маркса. Теория классов и классовой борьбы в работах Маркса. Что такое «классовое сознание»? Отчуждение как неизбежное следствие развития капиталистических отношений.
- Тема 2. ЛенинизмЛенин: марксистский анализ на российской почве. От теории классов к теории революции. Создание революционного движения и революционной партии. Неизбежный кризис ленинизма в обществах модерна.
- Тема 3. Чарльз Райт МиллсЛевая идея в обществе среднего класса. Властвующая элита: что это такое? Элиты и классы в современном обществе. Может ли социология быть объективной в эпоху контроля элитами средств массовой информации?
- Тема 4. Иммануил ВаллерстайнМарксистская идея с глобальным охватом. Что такое «мир-система» и как она развивалась? «Золотой миллиард», полупериферия и периферия: структурный взгляд на глобальные противоречия. Национальное государство в эпоху глобализации. Фанон и его теория революции в странах периферии.
- Тема 5. Эрик Олин РайтНеомарксистские идеи: классы в современном обществе. Аналитические показатели классовой принадлежности: участие в принятии решений и самостоятельность в труде. Отношения власти как классовообразующий критерий современного общества. Могут ли утопии стать реальностью?
- Тема 6. Майкл БуравойСоциальные движения как фактор социальных изменений. Меньшинства и субалтерны – новый пролетариат позднего капитализма. Публичная социология.
- Тема 7. Молот и наковальня истории (М.Вебер).Сравнительный исторический подход в социологии. «Протестантская этика» и дух посткапитализма. Корпоративизация институтов. Воспроизводство революции. «Правый» - «левый» максимализм: Т.Скочпол против Л.Троцкого. Обрушение железной клетки рациональности. Черный лебедь непредсказуемости.
- Тема 8. Жизнь, смерть и «жизнь после смерти» интеллигенции (А.Грамши).Жизнь, смерть и «жизнь после смерти» интеллигенции (А.Грамши). Реальные и воображаемые миры интеллигенции (Л.Альтюссер, И.Селеньи). Пути, перепутья и тупики интеллектуального класса. Интеллектуалы и бюрократия – «любовь» по найму и расчёту. "Жизнь" и "смерть" российской интеллигенции.
- Тема 9. Образование как прессинг (М.Фуко и П.Бурдье).Маховик воспроизводства социального порядка. Образование и неравенства. От классического университета к университету как корпорации.
- Тема 10. Социологическое понимание власти и свободы (П.А.Кропоткин, И.Берлин)Социологические подходы к пониманию власти. Власть как свойство структуры и как свойство действия, модель с нулевой суммой и модель с переменной суммой. Конфликт и согласие. Определение и границы человеческой свободы (Дж.С.Милль, П.А.Кропоткин, И.Берлин). Связь индивида и сообщества. Критика либеральной теории: универсализм против партикуляризма (А.Этциони). Свобода повседневного: городское локальное сообщество (Дж.Джекобс против Р.Мозеса).