• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

«Глубинная социология» и её выход на поверхность

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Майнор
Когда читается: 3, 4 модуль
Преподаватели: Михеев Игорь Станиславович, Никишин Егор Александрович, Попов Дмитрий Сергеевич, Черныш Михаил Федорович
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 76

Программа дисциплины

Аннотация

Курс является субдисциплиной майнора «Сложное общество. Социальная теория в лицах и современном звучании». Предлагаемый курс майнора имеет своей целью раскрытие сложной картины современного общества, используя огромный потенциал социальной теории, и развитие у студентов «социологического воображения».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Главная цель освоения дисциплины – ознакомление с основными принципами, понятиями, теориями социологии, прививание студентам базовых элементов профессиональной культуры и навыков социологического мышления при анализе различных явлений и событий. В рамках курса предполагается ознакомление студентов с трудами некоторых видных социологов прошлого и настоящего. Кроме того, данная дисциплина должна подготовить студентов к последующему углубленному изучению специальных социологических дисциплин и отраслей социологического знания.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • иметь навыки устных выступлений, докладов, презентаций, написания эссе, рефератов, обзоров
  • - студенты понимают сущность метода исторической социологии, знакомы с ключевыми исследователями и работами в данной области;
  • - студенты знают социологические теории интеллигенции и интеллектуалов;
  • - студенты понимают ключевые подходы в области социологии образования и способны видят связь между образованием и другими социальными процессами;
  • - студенты знают основные подходы к определению власти и свободы в социологии.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Маркс и марксизм
    Гегельянство со знаком минус: материалистическое понимание истории в работах К.Маркса. Теория классов и классовой борьбы в работах Маркса. Что такое «классовое сознание»? Отчуждение как неизбежное следствие развития капиталистических отношений.
  • Тема 2. Ленинизм
    Ленин: марксистский анализ на российской почве. От теории классов к теории революции. Создание революционного движения и революционной партии. Неизбежный кризис ленинизма в обществах модерна.
  • Тема 3. Чарльз Райт Миллс
    Левая идея в обществе среднего класса. Властвующая элита: что это такое? Элиты и классы в современном обществе. Может ли социология быть объективной в эпоху контроля элитами средств массовой информации?
  • Тема 4. Иммануил Валлерстайн
    Марксистская идея с глобальным охватом. Что такое «мир-система» и как она развивалась? «Золотой миллиард», полупериферия и периферия: структурный взгляд на глобальные противоречия. Национальное государство в эпоху глобализации. Фанон и его теория революции в странах периферии.
  • Тема 5. Эрик Олин Райт
    Неомарксистские идеи: классы в современном обществе. Аналитические показатели классовой принадлежности: участие в принятии решений и самостоятельность в труде. Отношения власти как классовообразующий критерий современного общества. Могут ли утопии стать реальностью?
  • Тема 6. Майкл Буравой
    Социальные движения как фактор социальных изменений. Меньшинства и субалтерны – новый пролетариат позднего капитализма. Публичная социология.
  • Тема 7. Молот и наковальня истории (М.Вебер).
    Сравнительный исторический подход в социологии. «Протестантская этика» и дух посткапитализма. Корпоративизация институтов. Воспроизводство революции. «Правый» - «левый» максимализм: Т.Скочпол против Л.Троцкого. Обрушение железной клетки рациональности. Черный лебедь непредсказуемости.
  • Тема 8. Жизнь, смерть и «жизнь после смерти» интеллигенции (А.Грамши).
    Жизнь, смерть и «жизнь после смерти» интеллигенции (А.Грамши). Реальные и воображаемые миры интеллигенции (Л.Альтюссер, И.Селеньи). Пути, перепутья и тупики интеллектуального класса. Интеллектуалы и бюрократия – «любовь» по найму и расчёту. "Жизнь" и "смерть" российской интеллигенции.
  • Тема 9. Образование как прессинг (М.Фуко и П.Бурдье).
    Маховик воспроизводства социального порядка. Образование и неравенства. От классического университета к университету как корпорации.
  • Тема 10. Социологическое понимание власти и свободы (П.А.Кропоткин, И.Берлин)
    Социологические подходы к пониманию власти. Власть как свойство структуры и как свойство действия, модель с нулевой суммой и модель с переменной суммой. Конфликт и согласие. Определение и границы человеческой свободы (Дж.С.Милль, П.А.Кропоткин, И.Берлин). Связь индивида и сообщества. Критика либеральной теории: универсализм против партикуляризма (А.Этциони). Свобода повседневного: городское локальное сообщество (Дж.Джекобс против Р.Мозеса).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах 1
  • неблокирующий Домашнее задание №1
  • неблокирующий Работа на семинарах 2
  • неблокирующий Домашнее задание №2
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.25 * Домашнее задание №1 + 0.25 * Домашнее задание №2 + 0.25 * Работа на семинарах 1 + 0.25 * Работа на семинарах 2
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Волков Ю.Г. - Социология - КноРус - 2016 - 320с. - ISBN: 978-5-406-04684-5 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/918101