2020/2021
Философское введение в живопись 20 века
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Факультатив
Кто читает:
Школа философии и культурологии
Когда читается:
3, 4 модуль
Преподаватели:
Лечич Никола Добривоевич
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
42
Программа дисциплины
Аннотация
Курс предлагает довольно редкий способ анализа живописи 20 века, где искусство рассматривается как равноправный участник и творец истории идей. На курсе, через анализ соответствующих философских систем, разберем важнейшие мыслительные конструкции западной цивилизации, с которыми живопись 20 века вступает в прямой диалог. Не будем заниматься историей искусства и арт-критикой: мы стремимся научиться читать чистое содержание картин. Курс охватит анализ картин таких художников как Пикассо, Клее, Матисс, Дали, Мунк, Малевич, Ларионов, Попова, Шагал, Кандинский, Миро, де Кирико, Хундертвассер, Дюфи, Ремедиос Варо, Ротко, Поллок, Твомбли, Бэкон, Бурри, Фонтана, Гигер, Баския и многих других. Темы: (1) Введение. Интеллект, интуиция и искусство. (2) Живопись 20 в. и понятия внешнего и внутреннего. (3) Живопись 20 в. и понятия материала, содержания, формы и поверхности. (4) Классические концепты света и тьмы в живописи 20 в. (5) Символ, знак, метафора, аллегория и ассоциация в живописи 20 в. (6) Миф и примитивное в живописи 20 в. (7) Классические концепты прекрасного и безобразного и живопись 20 в. (8) Место текста в живописи 20 в. (9) Живопись 20 в. и формы современного искусства.
Цель освоения дисциплины
- получить интерпретации большого количества произведений искусства 20 века
- научиться самостоятельно анализировать искусство 20 века и чувствовать себя уверенно на выставках
- увеличить общую культуру через знание важных идей из истории философии и их места в современном мире
Планируемые результаты обучения
- Получение конкретных инструментов для разбора практически любого вида современного визуального искусства
- Умение анализа важных идей, которые лежат в основе нашего мировоззрения
- Видеть место многих художественных идей в рамках общей истории мысли
- Способность применить в жизни многие идеи из истории философии
Содержание учебной дисциплины
- Введение. Интеллект, интуиция и искусствоКраткий разбор места искусства в истории западной цивилизации и западной мысли. Произведение искусства как форма знания о мире. Разбор философских систем, дающих инструментарий для анализа картины как формы знания.
- Живопись 20 в. и понятия внешнего и внутреннегоРазбор классической пары понятий внешнего и внутреннего в истории мысли. Внешнее и внутреннее в классической живописи. Модификации классического отношения внешнего и внутреннего в живописи 20 в.
- Живопись 20 в. и понятия материала, содержания, формы и поверхностиФилософская история понятий материала (материи), содержания, формы и поверхности и отражение этой истории в культуре. Разработка классических версий этих понятий в живописи 20 в.
- Классические концепты света и тьмы в живописи 20 в.Онтология и эпистемология света и тьмы в истории западной мысли. Переосмысление этих концептов в живописи 20 в.
- Символ, знак, метафора, аллегория и ассоциация в живописи 20 в.Философская история концептов символа и знака и отражение этой истории в культуре. Метафора, аллегория и ассоциация в классической живописи и в живописи 20 в.
- Миф и примитивное в живописи 20 в.Эпистемологическая ценность мифа в классической и современной философии. Вопрос забытых мыслительных течений в западной цивилизации и возможность их оживления. Живопись 20 в. и древние/примитивные формы мышления.
- Классические концепты прекрасного и безобразного и живопись 20 в.Философская история концептов прекрасного и безобразного и их отношение к истине, добру и злу. Отражение этой истории в традиции западной эстетики. Трансформация этих концептов в живописи 20 в.
- Место текста в живописи 20 в.Обзор философской истории концептов буквы, слова, письма и текста в западной цивилизации. Текст в классической живописи и живописи 20 в.
- Живопись 20 в. и формы современного искусстваЭпистемология живописи 20 в. и ее отношение к возникновению некоторых форм современного искусства (инсталляция, перформанс, лeнд-арт и др.).
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.3 * Активность на семинарах + 0.5 * Экзамен + 0.2 * Эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Деконструкция : тексты и интерпретация, Гурко, Е., 2001
- Диссеминация, Деррида, Ж., 2007
- Избранные естественнонаучные произведения, Леонардо да Винчи, 1955
- Исследования по эстетике, Ингарден, Р., 1962
- История красоты, , 2007
- История уродства, , 2007
- Разговор на проселочной дороге, избранные статьи позднего периода творчества, 192 с., Хайдеггер, М., 1991
- Творческая эволюция, Бергсон, А., 2019
- Точка и линия на плоскости, Кандинский, В. В., 2004
- Федон, Пир, Федр, Парменид, Платон, ., 1999
- Что такое искусство?, Данто, А., 2018
Рекомендуемая дополнительная литература
- "Голос и феномен" и другие работы по теории знака, Деррида, Ж., 2014
- "Рассуждение о методе..." и другие произведения, написанные в период с 1627 г. по 1649 г. : пер. с лат. и фр., Декарт, Р., 2014
- Camera lucida : комментарий к фотографии, Барт, Р., 2016
- Авангард на выставках : новое искусство в XX веке, Альтшулер, Б., 2018
- Государство, Платон, ., 2005
- Кино, Делез, Ж., 2013
- Китайская грамота : о китайском языке, иероглифах, каллиграфии, "иероглифическом" видении мира, Бажанов, Е. П., 2008
- Лекции по эстетике. Т.1: ., Гегель, Г. В. Ф., 2001
- Лекции по эстетике. Т.2: ., Гегель, Г. В. Ф., 2007
- Письмо и различие, Деррида, Ж., 2000
- Рождение трагедии из духа музыки, Ницше, Ф., 2005
- Собрание сочинений. Т.5: Критика способности суждения, Кант, И., 1994
- Сочинения. Т.1: ., Аристотель, ., 1975
- Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1: От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики, , 1989