• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Сравнительная политика: институты и процессы

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Майнор
Когда читается: 1, 2 модуль
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 76

Программа дисциплины

Аннотация

Учебная дисциплина «Сравнительная политика: институты и процессы» посвящена изучению проблем развития современных государств, политических систем и режимов, особенностей устройства и функционирования политических институтов и процессов. Итоговая оценка состоит из оценки за содержательную активность на семинарских занятиях (предваряемых прочтением текстов для самостоятельного ознакомления), оценки за тесты и оценки за выполнение эссе, а также оценки, полученной студентом на письменном экзамене.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов знаний о складывании и развитии современных политических систем и режимов, особенностях устройства и функционирования политических институтов и процессов, а также политических традициях и особенностях устройства и функционирования политических институтов государств, представляющих различные политические традиции.
  • Развитие навыков самостоятельного анализа мира современной политики на суб-национальном («меньше» государства) и национальном уровнях с использованием инструмен-тов сравнения, обеспечивающих надежное эмпирическое знание.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать основные понятия, категории, концепции, теории политической компаративистики, а также иметь представление о применении сравнительного метода.
  • Уметь использовать методы современной политической компаративистики и применять их в исследовательской и прикладной деятельности.
  • Иметь навыки использования знаний о политических традициях и особенностях устройства и функционирования политических институтов государств для самостоятельного анализа явлений и процессов в сфере политики в России и за рубежом.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Научное мышление и компаративистика как наука. Проблематичность науки о политике и мышления о политике. Методологические проблемы сравнения
    Способы познания (Ч. Пирс). Научное мышление против мышления на основе «здравого смысла» (Ф. Керлингер). Систематическое и эмпирическое тестирование теорий и гипотез. Методологический индивидуализм и холизм как парадигмы мышления о реальности. Выделение уровней анализа как методологическая процедура. Уровни анализа в современных исследованиях (Б. Бузан и Р. Литтл). Секторальный анализ как аналитический инструмент. Статическое и динамическое представления о науке. Сравнение: общие принципы. Сравнение как способ выявления общего и особенного в изучаемых феноменах. Слово и понятие как инструменты сравнения. Слово, значение и смысл: цепочка превращений. Феномен и ноумен. Понятие: объём и содержание. Закон обратного соотношения объёма и понятия. Понятие как двуединство содержания (Ю. Степанов). Структура понятия: сигнификат, интенсионал, денотат, компрегенсия. Концептная натяжка Дж. Сартори: суть, причины, способы решения проблемы. Концепты и «обсервативные термины». Правила подъема и спуска по «лестнице абстракции». Уровни абстрагирования и сравнительные исследования. Тип исследователей: несознательные, сверхсознательнее и сознательные. Методологические проблемы сравнения: проблема сравнимости, проблема исходной концептуализации, проблема критериев или эквивалентной меры сравнения, проблема Гэлтона. Холистский подход и стратегия анализа влияния мировой системы на внутреннее развитие страны как способы решения проблемы Гэлтона. Проблема ограниченности числа казусов и избыточности числа параметров: варианты решения и их ограничения (М. Доган и Д. Пеласси). Проблема валидности: внутренняя и внешняя валидность, а также конструктная, обобщённая и валидность измерения. Проблема операционализации. Дизайн исследования: различия в использовании понятий и практик: России и англоязычная научная традиция. Основные типы исследовательских вопросов.
  • Институты в политике: введение
    Различие институтов при внешнем сходстве выполняемых ими задач. Институты как правила игры. Экзогенный и эндогенный характер институтов. «Тонкие» и «толстые» институты (Дж. Лэйн и С. Эрссон) и соотношение формальных институтов и неформальных практик. Неоинституциональная трактовка содержания институтов (Д. Норт, Дж. Марч и Й. Ольсен): институт как пути внедрения политического поведения в институциональную структуру. Теория рационального выбора (Дж. Цебелис): «очищенная» трактовка институтов как формальных правил. Формирование институтов: точка зрения теории рационального выбора (Р. Аксельрод). Жизненный цикл института: от «дерзости» к «мстительности» и обратно. Понятие «мстительности к попустителям»: роль в сохранении устойчивых социальных порядков.
  • Современное государство: становление, институциональный дизайн, территориальность. Способы разделения власти.
    Государство как центральный политический институт. Основные причины возникновения государства. Основные теоретические подходы к осмыслению сущности государства. Государственноцентристские и социоцентристские определения государства. Понятие, сущность, основные признаки государства. Внутренние и внешние функции государства. Формы государственного правления. Монархия и ее разновидности. Республика и ее разновидности. Тип государственного устройства как отражение распределения власти по территории. Унитаризм. Федеративный принцип государственного устройства. Процесс государственного строительства и функционирования. «Несостоявшиеся государства». Проблема государственности в глобализирующемся мире. Бюрократия как аппарат государственного управления. Классические теории бюрократии. Основные черты современной бюрократии. Типы администрирования и особенности государственной службы в зарубежных странах. Территориальные государства. Современное государство как «территориальное государство» и «государство-состояние». Функциональные эквиваленты государств. Эволюционное, структурное и субстанциональное разнообразие форм и типов государственности. Альтернативные формы политической организации: полис, союзы городов, империя, Res Publica Christiana и Populus Christianus. Национальное государство как «неестественная форма» политической организации. Идеальные типы исходного формирования территориальных государств: династическое, консоциативное, корпоративно-сословное.
  • Политические режимы. Демократические, недемократические и гибридные режимы. Демократия: проблема определения, способы измерения, современные механизмы
    Понятие политического режима. Правовой и социологический подход к определению политического режима. Типологии политических режимов: Аристотель. Ш.Монтескье, Х.Линц и А.Степан. Тоталитаризм и его разновидности. Специфика тоталитаризма. Концепции тоталитаризма Х.Арендт, К.Фридриха и З.Бжезинского, К. Поппера, К.Витфогеля, Т.Самуэли и др. Отличительные признаки тоталитарных режимов. Эволюция концепции тоталитаризма. Тоталитаризм как дескриптивная и нормативная концепция. Исторические формы тоталитарных режимов в Германии, Италии, СССР и др. «Выходы» из тоталитаризма. Посттоталитарные режимы. Отличительные признаки посттоталитраных режимов. Авторитарные режимы. Исторические формы авторитаризма. Отличительные признаки современных авторитарных режимов. Типология авторитарных режимов по Х.Линцу. Максималистские и минималистские (Й. Шумпетер) трактовки демократии: особенности и проблемы подходов. Сравнительные исследования современных демократических систем и режимов: специфика, примеры. Количественные и качественные исследования демократии. Исследование «Freedom House», индекс демократизации Тату Ванханена и качественные исследования А. Лейпхарта: операционализация ключевых понятий, ход исследований, интерпретация результатов. Вестминстерская и консенсусная модели демократии: основные характеристики моделей, география распространения, перспективы развития. Промежуточные модели: мажоритарные-федеративные и консенсусные-унитарные. Исторические и современные формы демократии. Классические и современные модели демократии. Проблема определения «народа» и «власти». Охранительная модель демократии. Проблема «тирании большинства» и способы ее предотвращения. Представительная демократия, ее эволюция и ее современные критики. Марксистская модель демократии. Модель партиципаторной демократии. Проблема компетентности граждан. Элитарная модель демократии. Теория соревнующихся лидеров Й.Шумпетера. Экономическая теория демократии Э.Даунса. Плюралистическая модель демократии: власть с согласия народа, соревнование партий во время выборов и возможность групп интересов выражать мнение. Понимание современной демократии (по Р.Далю) как полиархии. Институциональные принципы полиархического правления. Понимание демократии как определенности процедур при неопределенности результатов (А.Пшеворский). Консоциативная (сообщественная) демократия как политический режим для многосоставных обществ (А.Лейпхарт). Современные критики и оппоненты демократии. «Аудиторная» демократия. Проблема «постдемократии» (К.Крауч и др). Понятие демократизации. Природа и происхождение демократии: взаимоотношения масс и элит. Сословие «йоментри»: история оформления социальной группы, атрибуты. Факторы, благоприятствующие зарождению и развитию демократии. «Ресурсное проклятие» и другие неблагоприятные для демократии факторы: взгляд М. Росса, К. Боша, Д. Асемоглу и Дж. Робинсона. Роль капитализма в развитии демократии: пределы влияния. Социальные расколы, распределительное равенство и демократизация: точка зрения С. Липсета, С. Роккана, Р. Колье, Р. Даля, И. Валлерстайна, Асемоглу и Дж. Робинсона. Международные конфликты, альянсы режимов и демократизация: мнение Ё. Терборна, С. Хантингтона, Ф. Фукуямы, Р. Инглхарта. «Неэффективные» демократии: исследования Г. О'Доннелла, Вельцеля и Р. Инглхарта.
  • Проект "Политический атлас современности", 2005-2020: зачем, почему и как. Проблемы создания универсальных рейтингов стран.
    В рамках проекта осуществлено глобальное сравнительное исследование 192 суверенных государств современного мира, разработаны их типологии на основе многомерного статистического анализа. Содержит обзор прецедентов использования количественных методов в сравнительном изучении политических систем, описание методологического аппарата исследования и основные результаты исследования. Результаты представлены в виде рейтингов стран по пяти индексам (государственности, внешних и внутренних угроз, потенциала международного влияния, качества жизни, институциональных основ демократии), в виде многомерной классификации и разномасштабной кластеризации стран мира и отражены в виде таблиц, графиков, карт.
  • Политические партии. Партийная и избирательные системы: проблема взаимосвязи
    Партия как политический институт. Становление понятия партии в политической теории и его различные трактовки. Классификация партий М.Дюверже. Универсальные партии (партии избирателей). Партии «новой волны». Функции политических партий (Р. Гарнер, П.Фердинанд и С. Лоусон). Основания типологии политических партий: партийная идеология, эмпирическая типология Гантера и Даймонда, «семейства» партий в трактовке фон Бейме и Уэра. Представительная демократия: особенности существования, механизмы осуществления. Выборы и партии как электоральные и парламентские «команды». Ключевые исследования природы партий и их деятельности (Й. Шумпетер, К. Бош). Работы М. Дюверже: объяснение причин возникновения и развития партий, типология партий на основе структуры(прямая/непрямая и сильная/слабая), базовых элементов партии (комитеты, секция, ячейка, милиция) и связи между ними (вертикальные/горизонтальные), системы партийного членства, специфических типов социальных связей (партия-общность, партия-общество, партия-орден), характера кругов причастности (специализированные/тоталитарные), размера (мажоритарные/большие/средние/малые). Партийный руководящий класс: камарильи, клики и кланы; руководящие команды; партийная бюрократия. Эволюция партий и тенденции в их развитии: персонализация и возрастание роли руководителей. Почему партии необходимы для демократии? «Законы Дюверже»: количество партий, характер партийных союзов, изменений в партийных системах (чередование/постоянное изменение/доминирование/синистризм). Выбор дизайна избирательных систем как элемент общего обсуждения институционального дизайна государства: компромисс между представительностью и управляемостью. «Поводы для беспокойства» при выборе избирательной системы. Формирование избирательных и партийных систем: зависимость от исторически сложившейся конфигурации расколов (С. Липсет, С. Роккан). Избирательное законодательство. Механический и психологический эффекты как объяснение политических последствий электоральных законов (М. Дюверже). Набор правил Дж. Сартори относительно условий существования избирательных систем. Институционализация партийных систем: критерии и влияние на избирательную систему (С. Мэйнуэринг и Т. Скалли). Смешанные избирательные системы: особенности, причины распространения (М. Шугарт), типы (Л. Массикот и А. Блэ), преимущества и недостатки (Р. Доренсплит). Эффективное число партий: «индекс фракционализации» Д. Рэ и индекс эффективного числа партий М. Лааксо и Р. Таагеперы. Способ подсчёта Дж. Сартори: критерий возможности вхождения в коалиции или шантажа других партий. Типология партийных систем Дж. Сартори на основе числа партий и уровня поляризации.
  • Институты представительной и законодательной власти. Исполнительная власть в президентских и парламентских системах
    Легислатуры как главные институты, отвечающие за разработку политики в современных демократиях. Функции институтов законодательной власти. Институты законодательной власти (легислатуры): нормативная модель и вопросы к ней. Выполняемые легислатурами задачи (Дж. Керри): представительство, делиберация, экспертиза, принятие решений, сдерживание большинства и исполнительной власти. Традиционные органы представительной и законодательной власти: собрание граждан политии, первые парламенты X века, Испания, Англия. История английского парламентаризма: 6 исторических формы парламентов. Количество палат в традиционных и современных легислатурах. Феномен бикамерализма: распространение, распределение функций между палатами. Верхняя палата: история, функции, страновые особенности, взаимосвязь с институциональным дизайном (парламентские, президентские и полупрезидентские системы), преимущества. Отказ от бикамерализма: причины, примеры, последствия. Бикамерализм в США, Франции: отличительные особенности. Особый случай Италии. Происхождение современного института главы государства. Традиционные династические или избираемые властители. Учрежденные главы государств. Функции главы государства. Собственные функции: интегрирующая (символическая и легитимирующая), посредническая, «федеративная» (внешнеполитическая). Разделяемые функции: посредническая (символическая и легитимирующая), «федеративная» (внешнеполитическая), законодательная и законоохранительная, управляющая, судебная, контрольная и т.п. Глава государства в матрице Мэтью Шугарта и Джона Кэри. Разнообразие существующих ныне типов глав государств. Отдельные примеры главы государств. Традиционные (король Испании, султан Брунея, капитаны Сан-Марино). Президенты унитарных государств и федераций различных типов (США, Бразилия, ФРГ, Индия). Коллективные (федеральный совет и президент Швейцарии, президентство Боснии и Герцоговины). Внешние (генерал-губернаторы Канады, Новой Зеландии, со-суверены Андорры, Верховный представитель по Боснии и Герцоговине и т.п.). Особый случай – папа Римский, а также Рахбар и президент Ирана. Происхождение кабинетной системы и современного органа исполнительной власти.
  • Право и политика. Судебные институты в сравнительной перспективе
    Верховенство права как концепт: особенности, проблема неопределённости, опыт использования (США и Европа). Независимость суда как нормативная теория: проблемы применения. Независимый суд и политики: проблемы взаимодействия.
  • Реформы и революции. Модернизация: теории, проблема периодизации. Режимные изменения: "волны" демократизации и авторитарные "откаты"
    Теории революции Т. Скочпол и Дж. Голдстоуна. Реформаторский путь развития государств. Капитализм и демократия: взаимоотношения категорий, общие и различные принципы и механизмы действия с точки зрений понятий равенства и подотчётности. Теория модернизации: экономическое развитие и демократизация как составные части модерна (У. Ростоу, С. Липсет, А. Пшеворский). Альтернативный взгляд на взаимосвязь развития капитализма и демократии: фокус внимания на феномене классового конфликта и избирательных прав (Рушемайер, Стивенс и Стивенс, Ё. Терборн, Марферсон). Теория Асемоглу и Робинсона: элиты как агенты демократизации в условиях угрозы насильственного низвержения капиталистического порядка. Проблема «исключений»: недемократических стран с высоким уровнем экономического развития. «Треугольник» Р. Даля: экономическое развитие, неравенство и демократия. Свободный рынок как механизм формирования сообщества противостоящих государству граждан (М. Фридман). Бизнес-ассоциации: социальные функции в условиях «провалов» рынка. Механизмы политического влияние собственников бизнеса и подрыв принципа демократического равенства. Парадигма модернизации. Фазы модернизации. Концепции модернизации Д.Растоу, С.Хантингтона, Л.Пая. Спонтанная (первичная) и направляемая (вторичная) модернизация. Национальные варианты политической модернизации. Проблема «догоняющего» развития («позднего старта»). Вызовы переходных обществ классической теории политической модернизации и переоценка ее положений. Понятие Модерна/современности/модернизма: история термина, исторический (Э. Гидденс, К. Кумар), аналитический (Г. Спенсер, Ф. Тённис, Э. Дюркгейм, К. Маркс и Ф. Энгельс) способы определения. Пять стержневых принципов современности (К. Кумар). Параметры сравнения традиционного и капиталистического обществ (М. Вебер. Р. Коллинс). Концептуальная схема паттерн-переменных Т. Парсонса и М. Леви. Принципы современности, реализованные в экономике, политике, социальной и культурной сферах, повседневной жизни. Аналитическая модель современной личности (Гарвардский проект по социальным и культурным аспектам развития). Идеальный тип бюрократической организации М. Вебера как основа политического порядка современности. Смыслы модернизации. Старые теории модернизации: основные постулаты, представители (Ш. Эйзенштадт, В. Мур, Э. Тиракьян, Н. Смелзер). Капитализм и демократия: взаимоотношения категорий, общие и различные принципы и механизмы действия с точки зрений понятий равенства и подотчётности. Теория модернизации: экономическое развитие и демократизация как составные части модерна (У. Ростоу, С. Липсет, А. Пшеворский). Альтернативный взгляд на взаимосвязь развития капитализма и демократии: фокус внимания на феномене классового конфликта и избирательных прав (Рушемайер, Стивенс и Стивенс, Ё. Терборн, Марферсон). Теория Асемоглу и Робинсона: элиты как агенты демократизации в условиях угрозы насильственного низвержения капиталистического порядка. Проблема «исключений»: недемократических стран с высоким уровнем экономического развития. «Треугольник» Р. Даля: экономическое развитие, неравенство и демократия. Свободный рынок как механизм формирования сообщества противостоящих государству граждан (М. Фридман). Бизнес-ассоциации: социальные функции в условиях «провалов» рынка. Механизмы политического влияние собственников бизнеса и подрыв принципа демократического равенства.
  • Взаимодействие политиков, бюрократов и общественности: внутри-политические истоки внешней политики государств и мировой политики. Войны в сравнительной перспективе.
    Влияние внутренних интересов на формирование внешней политики. Интересы лидеров. Интересы бюрократии. Динамика поведения в малых группах. Демократический мир: критический подход.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа в аудитории
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Кейс (экзамен)
  • неблокирующий Мини-эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    Накопленная (текущая) оценка за дисциплину (Онакопленная) формируется по формуле: Онакопленная = Оаудиторная * 0.4 + Омини-эссе * 0.6 где: Оаудиторная – среднеарифметическое значение активности студента на занятии, Омини-эссе – среднеарифметическая оценка за 3 мини-эссе. Оценка за кейс (Окейс) равняется оценке за экзамен: Оэкзамен = Окейс Результирующая оценка (Орезультирующая) выставляется в десятибалльной шкале по следующей формуле: Орезультирующая = Онакоп * (0,4) + Оэссе * (0,3) + Окейс * (0,3)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Сравнительная политология сегодня : мировой обзор: учеб. пособие для вузов, Алмонд, Г., 2002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Andris, C., Lee, D., Hamilton, M. J., Martino, M., Gunning, C. E., & Selden, J. A. (2015). The Rise of Partisanship and Super-Cooperators in the U.S. House of Representatives. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.1642A58C
  • Bueno de Mesquita, B., & Smith, A. (2011). The Dictator’s Handbook : Why Bad Behavior Is Almost Always Good Politics (Vol. 1st ed). New York: PublicAffairs. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=591672
  • Coercion and Capital revisited. Recent trends in the historiography of state-formation. (2015). Brepols Publishers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnar&AN=edsnar.oai.pure.knaw.nl.publications.d450b478.47b0.4b02.8a0d.4ffdc43655d0
  • Douglass C. North. (2000). Understanding institutions. Chapters. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.h.elg.eechap.1921.2
  • GEORGE TSEBELIS. (2003). Veto Players. How Political Institutions Work. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.9CC62C6B
  • Hall, P., & Taylor, R. (1996). Political Science and the Three New Institutionalisms. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.45428ED0
  • Levitsky, S., & Way, L. (2010). Competitive Authoritarianism : Hybrid Regimes After the Cold War. Cambridge: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=331320
  • Morlino, L. (DE-588)141182482, (DE-576)170296024. (2008). Hybrid regimes or regimes in transition? / Leonardo Morlino. Madrid: Fundación para las Relaciones Internacionales y el Diálogo Exterior. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.389545449
  • Pipes, R. (1996). Russia’s past, Russia’s future. Commentary, 101(6), 30. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=f5h&AN=9606150337
  • Rhodes, R., Binder, S. A., & Rockman, B. A. (2015). The Oxford Handbook of Political Institutions. Australia, Australia/Oceania: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.655BAF4C
  • Spruyt, H. (2002). The Origins, Development, and Possible Decline of the Modern State. Annual Review of Political Science, 5(1), 127. https://doi.org/10.1146/annurev.polisci.5.101501.145837