2020/2021
Теория поколений для бизнеса, политики, общества
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Кафедра демографии
Когда читается:
3, 4 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Митрофанова Екатерина Сергеевна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
36
Программа дисциплины
Аннотация
Учебных курсов, посвященных тематике поколений практически нет ни в России, ни в мире. То, что есть, освещает, в основном, только теоретические аспекты и в рамках одной дисциплины (чаще всего – социологии). Данный курс ставит целью изучение поколений как через междисциплинарные теории, так и на прикладном материале: через рекламные ролики, сериалы, мемы, корпоративную, маркетинговую и государственную политику. // Мы очень детально рассмотрим поколение нынешней молодежи, ее привычки, способ жизни и мышления, а также причину популярности разных брендов и продуктов. Мы будем сравнивать молодежь с поколениями ее родителей и бабушек-дедушек, а также со сверстниками в других странах. Благодаря инструментам из социологии, статистики и демографии мы исследуем и лучше поймем причины различий в ценностях, поведении и предпочтениях разных поколений. // В программе курса предусмотрены игры, индивидуальные и групповые задания. В качестве финальной работы предлагается творческий проект, который в можно будет конвертировать в курсовую/магистерскую работу, готовое бизнес-решение, краудфандинговый проект и т.п. // Студенты могут выбрать, за счет каких заданий накопить нужное количество баллов, поэтому курс подойдет как для интровертов, так и для экстравертов; как для тех, кто ориентирован на академическую карьеру, так и тех, кто хочет продвигаться в сфере бизнеса или государственной службы. К обучению на данном курсе приглашаются магистранты любого направления. // Видео-презентация курса: https://clck.ru/S5FFr
Цель освоения дисциплины
- Сформировать особое поколенческое "зрение", то есть способность видеть в повседневных явлениях и в профессиональной деятельности влияние поколенческого фактора на поведение людей
- Научиться различать вклад эффектов поколения, периода и возраста в социальные явления, тренды, предпочтения людей и их поведение
- Сформировать навык применения знаний о поколениях в практической деятельности: при разработке государственной, корпоративной, маркетинговой политики; при работе с продуктом, информационной повесткой, клиентами и сотрудниками
Планируемые результаты обучения
- Знание специфических особенностей разных российских поколений
- Знание разницы между терминами «поколение» и «когорта», а также подходов к определению границ поколений
- Выявление и разграничение эффектов периода, возраста и когорты при помощи сетки Лексиса
- Оперирование терминологией и аналитическим инструментарием концепции жизненного пути, теории второго демографического перехода
- Анализ социальных явлений и процессов с использованием поколенческой оптики
- Применение знаний о поколениях для решений бизнес-задач при работе с клиентами и сотрудниками
- Умение учитывать поколенческий фактор при формировании государственной политики
- Умение ориентироваться в существующих теориях поколений и формировать собственную классификацию под конкретную задачу
Содержание учебной дисциплины
- ВведениеЛекция: Знакомство. Зачем изучать поколения? Российские поколения вчера, сегодня, завтра
- Теории поколений. Поколенческий код. Понятие «поколение»Лекция: Теории поколений - псевдонаучные гороскопы или серьезные теории? Расшифровка поколенческого кода при помощи сетки Лексиса. Игра «песенный телепорт» // Семинар: «Поколение» и «когорта». Как определить, где заканчивается одно поколение и начинается другое? Есть ли цикличность смены поколений? Российские поколения на половозрастной пирамиде. Тест. Игра «голос поколения»
- Поколения на разных этапах жизниЛекция: Трансформация поколений в течение жизни. Концепция жизненного пути. Взросление как период проявления поколенческого кода // Семинар: Тест. Работа с сеткой Лексиса. Игра «скриншотный Шерлок Холмс»
- Поколения и обществоЛекция: Сходства и различия жизненных путей поколений в разных странах. Разбор кейсов
- Поколения и бизнесЛекция: Поколенческий подход в бизнесе (маркетинг, реклама, управление персоналом). Можно ли тратить меньше на рекламу и мотивацию персонала, просто зная больше о поколениях? // Семинар: Разбор кейсов. Презентация проектов
- Поколения и политикаЛекция: Учет знаний о поколениях в сфере государственного управления: социальная, демографическая, здравоохранительная, фискальная и другие политики. Разбор кейсов.
Элементы контроля
- Активность на семинарахПод активностью на семинарах подразумевается решение тестов и участие в деловых играх. Большинство семинаров было проведено до режима самоизоляции в связи с covid-2019. Все оставшиеся активности по курсу, предполагающие групповую работу студентов, после введения режима самоизоляции были проведены в Zoom с использованием разделения на комнаты, где студенты, общаясь друг с другом, формировали коллективный ответ на поставленную задачу.
- Финальный проектФинальный проект представляет собой творческую работу на выбранную тему. Она может быть реализована в виде аргументированного эссе-размышления на выбранную тему (трек 1) или в виде технического отчета по созданию творческого продукта (трек 2). Финальные проекты до введения режима самоизоляции предполагали, что студенты готовят их индивидуально или в группе, а затем высылают на электронную почту преподавателя. Групповые проекты были реализованы в дистанционном формате студентами самостоятельно. Была предоставлена возможность презентации своих проектов на последнем занятии, которое проводилось в Zoom согласно расписанию.
- Творческие заданияТворческие задания предусмотрены в двух форматах: 4 мини-эссе с ответами на заданные вопросы (трек 1) или создание творческого продукта (трек 2). Творческие задания до введения режима самоизоляции предполагали, что студенты готовят их индивидуально или в группе, а затем высылают на электронную почту преподавателя. Групповые проекты были реализованы в дистанционном формате студентами самостоятельно. Была предоставлена возможность презентации своих проектов на последнем занятии, которое проводилось в Zoom согласно расписанию.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.3 * Активность на семинарах + 0.3 * Творческие задания + 0.4 * Финальный проект
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Ryder, N. B. (1965). The Cohort as a Concept in the Study of Social Change. American Sociological Review, 30(6), 843–861. https://doi.org/10.2307/2090964
- Взаимообусловленность трудовых ценностей и факторов мотивации поколенных групп работников : автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05, Черников, Б. В., 2014
- Демографическая модернизация России, 1900-2000, Вишневский, А. Г., 2006
- Демографическое поведение поколений в России в послевоенный период : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05, Гришина, О. В., 2009
- Динамика ценностных ориентаций молодежи в изменяющейся России (межпоколенный подход) : автореф. дис. ... канд. социологических наук : 22.00.04, Герцен, С. М., 2012
- Жизненный потенциал послевоенных поколений в России : ист.-демогр. аспект, 1946-1960, Жиромская, В. Б., 2009
- Молодое поколение современной России: устойчивость и изменчивость трудовой деятельности как факто... : автореф. дис. ... канд. социологических наук: 22.00.04, Власова, О. И., 2014
- Отцы и дети: поколенческий анализ современной России, , 2005
- Очерки социологии знания : проблема поколений - состязательность - экономические амбиции, Мангейм, К., 2000
- Поколение в зеркале социально - демографического анализа, Иванова, Е. И., 2016
- Поколенческая организация современного российского общества, Шахматова, Н. В., 2003
- Социальная динамика поколений : проблема и реальность, Семенова, В. В., 2009
Рекомендуемая дополнительная литература
- Childbearing trends and prospects in low-fertility countries : a cohort analysis, Frejka, T., 2004
- Cohort analysis, Glenn, N. D., 1977
- Вступление новых поколений в трудовую жизнь в условиях политических и социально - экономических р... : сб., , 1992
- Дизайн рекламы: поколение NEXT : Стратегия творческого проектирования, Павловская, Е., 2003
- Поколение в социокультурном контексте XX века, Хренов, Н. А., 2005
- Потребительские практики в сфере туризма: когортный анализ : автореф. дис. ... канд. социологических услуг: 22.00.03, Малышева, Е. В., 2015
- Теория поколений : необыкновенный Икс, Шамис, Е., 2017
- Частные межпоколенные трансферты в различных типах домохозяйств : автореф. дис. ... канд. социологических наук: 22.00.03, Миронова, А. А., 2016