• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Советское искусство

Статус: Факультатив
Когда читается: 1 модуль
Язык: русский
Кредиты: 2
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Советское искусство» ориентирован на формирование представлений об основных идеях, базовых принципах и тенденциях художественной культуры и искусства советского периода в широкой междисциплинарной перспективе, целостного представления о историко-культурном процессе. Данный курс имеет междисциплинарный характер, так как обращается к различным политическим, экономическим и социальным феноменам, оказывающим влияние на поле советского искусства: от декретов первых лет советской власти до проблем экономики искусства позднего советского периода. Данная дисциплина формирует структуру знаний о советском искусстве как важной части отечественной и мировой культуры. Курс является логическим продолжением дисциплин, связанных с отечественной историей, историей культуры и искусства.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • - Формирование знаний об отечественном художественном процессе 1910-х – 1980-х годов, тенденций и направлений искусства этого периода, теоретических принципов и закономерностях советского искусства;
  • - Развитие междисциплинарной оптики в исследованиях процессов культуры, обусловленных социальными, политическими и экономическими процессами;
  • - Развитие навыков анализа процессов культуры в междисциплинарной перспективе.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет представлениями об общей периодизации советского искусства, ключевых тенденциях развития советского искусства и роли идеологических, экономических, социальных и культурных факторов в советском искусстве.
  • Владеет представлениями о теоретических принципах данного периода, ключевых тенденциях развития советского искусства 1910-1930-х годов. Владеет представлениями о художественных союзах и объединениях в 1917-1932 гг. («Ассоциация художников революционной России», «Общество станковых художников», «Мастера аналитического искусства» и др.).
  • Владеет представлениями о теоретических принципах данного периода, ключевых тенденциях развития советского искусства 1930- первой половины 1950-х годов. Умеет обозначать основные черты социалистического реализма и его основных принципов.
  • Владеет представлениями о теоретических принципах данного периода, ключевых тенденциях развития советского искусства второй половины 1950-х годов – 1960-х годов (идеологический поворот, языки нового искусства и др.)
  • Владеет представлениями о теоретических принципах данного периода, ключевых тенденциях развития советского искусства 1970-х годов – 1980-х годов. Умеет выделять и обосновывать основные стратегии позднесоветского искусства.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Специфика советского искусства: между искусством и идеологией.
    Тема 1. Советское искусство: периодизация, факторы, идеология. Общая периодизация советского искусства. Факторы развития искусства в СССР: идеологические, экономические, социальные и культурные. Проблема языка искусства в СССР. Преемственность и основные традиции в советском искусстве. Тема 2. Советское искусство в дискурсе идеологии (П.Бурдье, М.Фуко, Б.Гройс, М. де Серто). Советское искусство в перспективе теории социальных полей П. Бурдье. Основные стратегии агентов в области советского искусства. Дискурс власти в перспективе исследований советского искусства (М.Фуко, Б.Гройс). Стратегии и тактики советского искусства (М. де Серто).
  • Раздел 2. Советское искусство 1917 – 1932 гг.: постановления в сфере художественной культуры и художественные объединения.
    Тема 3. Искусство как политическая агитация. Изменение политического, экономического и социального статуса художника в СССР. Культурное просвещение и массовая пропаганда. «Тематические» выставки как основной канал «социального заказа» в советском искусстве. Политические и культурно-просветительские плакаты. Специфика монументальной скульптуры начала 1920-х гг. Скульпторы-монументалисты: Сергей Коненков, Александр Матвеев, Вера Мухина, Иван Шадр и др. Тема 4. Художественное образование, союзы и объединения в 1917-1932 гг. Реформа художественного образования. Структура, принципы и методы обучения. Основание Высшего художественно-технического института (1920–1924). Союзы художников как фактор социокультурного и экономического функционирования. Тематические выставки. Общество станковых художников (ОСТ), 1925-1931 гг. (художники: Александр Дейнека, Юрий Пименов, Давид Штеренберг и др). Павел Филонов и «Мастера аналитического искусства» (1925-1932, 1932-1941 (неофиц.)). Супрематизм Казимира Малевича и УНОВИС в развитии конструктивистских форм 1919-1926 гг. Конструктивизм как универсальный художественный прием социальных преобразований. Художественный кризис 1920-х годов. Эмиграция художников (Василий Кандинский, Марк Шагал, Давид Бурлюк и др.). Тема 5. Советская архитектура 1920-1930-х годов. Романтическая символика архитектуры. Символическое в проектах Владимира Татлина, Лазаря Лисицкого и др. Романтический урбанизм. Проекты небоскребов Лазаря Лисицкого и Антона Лавинского. Архитекторы конструктивизма: Константин Мельников, братья Веснины и др. Идеи социалистического города. Конкурс проектов Дворца Советов. Постконструктивизм. Рождение «сталинского ампира».
  • Раздел 3. Искусство 1930-х – первой половины 1950-х гг.: социалистический реализм.
    Тема 6. Искусство как новая мифология. Перспективы развития искусства: идеализированный образ «социалистического строительства» в СССР, «нового, молодого советского человека». Инструменты политики в искусстве. Развитие единого художественного метода советского искусства - социалистического реализма и его основных принципов. Выставка «Искусство народов СССР» (1927). Юбилейная выставка «Художники РСФСР за 15 лет» (1932). События 1935-1936 годов как перелом в идеологии и культуре. Тема 7. Идеальное государство и «новый человек» в советском искусстве 1930-х - начала 1950-х годов. Монументальная скульптура в дискурсе власти. «Памятник вождю» и масштабные символические композиции (Вера Мухина, Сергей Меркуров и др.). Борьба с «импрессионизмом», «космополитизмом», «формализмом», «натурализмом» и «отсутствием идеологической и политической позиции» в искусстве. Социалистический реализм 1940-1950-х годов. Типичные сюжеты повествовательной живописи.
  • Раздел 4. Искусство «оттепели» (вторая половина 1950-х – 1960-е гг.).
    Тема 8. Идеологический поворот: новые времена - новое искусство. Либерализация политики в искусстве, преодоление стереотипов сталинского соцреализма. Влияние XX съезда на сферу искусства. Преодоление культурной изоляции. Оживление и демократизация культурной жизни. Тема 9. Языки нового искусства. Проблема «современного стиля живописи». «Суровый стиль» (1957-1962) как поиск нового стиля в искусстве. Выставка «30 лет Московскому союзу художников» (осень 1962 - зима 1963). Анализ творчества Павла Никонова, Евсея Моисеенко, Таира Салахова и др.
  • Раздел 5. Искусство 1970-х – 1980-х: проблемы и тенденции.
    Тема 10. Феномен «двух миров» в позднесоветском искусстве. Преследование диссидентов. Эмиграция Эрнста Неизвестного, Олега Целкова, Михаила Шемякина и др. Дискриминация посредством художественной критики. Самодеятельное и любительское искусство. Тема 11. Стратегии позднесоветского искусства. Обращение к классическому пониманию красоты, искусству средневековья, раннего Возрождения и др. Абстрактная живопись. Метафизическое искусство. Крупные выставки «неофициального искусства». Неофициальное искусство в СССР. Преодолевая советское искусство: соц-арт, концептуализм, кинетическое искусство.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Тест
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Самостоятельная работа
  • неблокирующий Письменная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.1 * Письменная работа + 0.1 * Самостоятельная работа + 0.3 * Тест + 0.3 * Экзамен + 0.2 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Агратина Е. Е. - ИСКУССТВО ХХ ВЕКА. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 317с. - ISBN: 978-5-534-04737-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/iskusstvo-hh-veka-438189
  • Кандинский В. В. - ТЕКСТ ХУДОЖНИКА. ИЗБРАННЫЕ РАБОТЫ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 204с. - ISBN: 978-5-534-11057-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/tekst-hudozhnika-izbrannye-raboty-444386
  • Красильников Р. Л. - ИСТОРИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ. ХХ ВЕК. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 203с. - ISBN: 978-5-534-10652-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-russkoy-kultury-hh-vek-430982

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Вёльфлин Г. ; Пер. Франковский А. А. - ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ИСТОРИИ ИСКУССТВ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 296с. - ISBN: 978-5-534-05288-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/osnovnye-ponyatiya-istorii-iskusstv-441330
  • Ильина Т. В. - ВВЕДЕНИЕ В ИСКУССТВОЗНАНИЕ 2-е изд. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 201с. - ISBN: 978-5-534-10029-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/vvedenie-v-iskusstvoznanie-429148