2020/2021
Русская мысль в поисках смысла жизни
Статус:
Майнор
Кто читает:
Школа философии и культурологии
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
3, 4 модуль
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
76
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина общеуниверситетского майнора «Русская мысль в поисках смысла жизни» посвящена наиболее общим и в тоже время специфическим аспектам смысло-жизненного и экзистенциального порядка в человеческом бытии. В период двух модулей будут рассмотрены истоки зарождения данной проблематики, ее динамика и переход от традиционных взглядов, подходов и позиций к опыту выживания в условиях тоталитаризма, который становится верификацией возможного разговора о смысле жизни в зачеловеческом 20веке. Вся проблематика представлена сквозь призму художественного и философского анализа идей русских мыслителей и писателей, при этом учитываются сопоставительные стратегии с подобным опытом выживания на Западе.
Цель освоения дисциплины
- Целью освоения дисциплины «Русская мысль в поисках смысла жизни» является ознакомление студентов, не обучающихся по философской специальности, со спецификой русской философии, неразрывно связанной с русской литературой в 19-нач.20вв., в период становления ее уникального содержания, главным образом, смысложизненного и экзистенциального. В процессе освоения дисциплины студенты знакомятся с основными темами/проблемами, а также текстами русской философии и литературы, которые являются базовыми для понимания важнейших аксиологических, этических и мировоззренческих составляющих русской интеллектуальной мысли XIX- XX вв., и конкретно касаются вопросов, посвященных поискам ответа на вопрос о смысле жизни.
Планируемые результаты обучения
- студенты должны знать: - содержание базовых текстов курса по литературе и философии; -основные подходы и направления в истории русской философии; - методики диалогического прочтения исследуемых в курсе текстов, -основы этики и аксиологии, - иметь представление о путях развития истории русской философии и литературы;
- туденты должны уметь -интерпретировать тексты, самостоятельно извлекать смыслы, заложенные в них автором, - различать смысложизненную проблематику; -оценивать изученное с современной позиции; студенты должны владеть - навыками обобщения, - концептуализации, -способности суждения и критического анализа прочитанного; - основами аргументации, - навыками ведения дискуссии.
- студенты должны сформировать навыки сопоставительного анализа текстов, развивать основы не только критического, но и морального мышления.
- студенты должны сформировать навыки сопоставительного анализа текстов, развивать основы не только критического, но и морального мышления. Важно научиться вычленять проблемы смысложизненного цикла в отличие от эпистемиологических или чисто этических.
- студенты должны сформировать навыки сопоставительного анализа текстов, развивать основы не только критического, но и морального мышления. Необходимо научиться дифференциации литературного подхода от философского к рассмотрению пробелм смысла жизни.
- студенты должны ознакомиться с подходами, характерными для религиозного сознания, уловить связь между субъективным восприятием смыслов и внешней реальности, вступающей с человеком в "оппозицию".
- на примере русской короткой прозы позапрошлых веков научить студента критическому переосмыслению эпохи безвременья как предчувствия тоталитаризма и потери личностного Я в мире.
- самое важное - заставить студентов сопереживать событиям жизни людей в "системе", научиться понимать смыслы за пределами нормального или человеческого мира. Эта тема исторической памяти, не позволяющий эстетизировать зло фашистской и любой другой тоталитарной идеологии. Смысл жизни должен быть понят как борьба за право человека на существование и независимость от системы.
- овладение основами герменевтического прочтения текстов, представление о сопоставительных стратегиях, научение связи между логикой, сознанием и этикой.
Содержание учебной дисциплины
- Тема1. Историко-философский подход к проблеме смысла жизни. Анализ статьи В.В. Розанова "цель человеческой жизни"История философии в поисках смысла жизни: общие тенденции и специфика подходов от античности до современности (постановка проблемы); смысл как предзаданность – проблема телеологии; секуляризация как толчок к антропологическому повороту и поиску смысла жизни; смысл жизни как потребности и цель;
- Тема 2. Путь русской философской мысли: от поэзии к литературе – спор трансценденталистов и утилитаристов. Анализ повести М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"Предзаданность или данность: понятие «смысла жизни» в европейском и русском языках – сравнительный анализ; кантианство и европейский утилитаризм на русской почве; смысл жизни как должное и сущее; определения счастья и пользы в 19в.; русские критики и сторонники утилитаризма; русская поэзия на пути к трансцендентализму; литературоцентризм русской философии и философичность русской литературы и литературной критики; художественность как язык философии; кристаллизация философских идей внутри литературного творчества; переживание философии; философия как синтез личности и ее идей.
- Тема 3. Н.Г. Чернышевский в интерьере эпохи – русский утилитарист и/или святой.Образ Н.Г. Чернышевского в контексте 60-х. 19века – кто такие русские разночинцы; новый образ счастья; новые люди России «строят» общее счастье; «разумный эгоизм» против лжи культурной жизни; новое отношение к действительности и инверсии в литературе; смысл жизни как данность и счастье; мореднизм как появление женского вопроса: поиск всечеловеческого счастья – новая модель семьи (что такое тройственный союз). Как новая модель семьи и сексуальных отношений становится идеальной моделью общества.
- Тема 4. Образы жизни и смерти в художественных и публицистических произведениях Ф.М. Достоевского.«Записки из подполья Ф.М. Достоевского» как ответ автору романа «Что делать»: два представления о смысле жизни. Страдание или счастье – два способа разговора о смысле жизни. Феномен жизнетворчества Достоевского; смерть как пережитое и вымышленное; «казнь» и тема казни в романе «Идиот»; теодицея Достоевского как код к его антроподицеи («Преступление и наказание», «Братья Карамазовы»); типология смертей и убийств героев Достоевского – сопряженность их образов с поиском смысла жизни; самоубийство в художественном мире («Бесы»); «карамазовский вопрос» - вопрос о русской идентичности; вера и Церковь в творчестве Достоевский; кто из его героев обрел смысл жизни; был ли Достоевский православным писателем?
- Тема5. Смысл жизни в поисках Л.Н. Толстого – путь к вере.Феномен жизнетворчества Л.Н. Толстого; смерть как пережитое и вымышленное; «Исповедь» как потеря и обретение смысла; Арзамасский ужас и «Записки сумасшедшего»; типология жизни и смерти: война и мир; полемос как мир («Хаджи-Мурат»); образы смерти в творчестве Толстого; философия жизни как путь жизни – единство теории и практики; художественное и религиозное воплощение данного единства. «Смерть Ивана Ильича» - как художественное воплощение религиозно-философской концепции Толстого.
- Тема 6. Поиски смысла жизни в русской религиозной мысли: В.В. Розанов, М.М. Тареев, С.Л. ФранкФилософская эпоха смыслов; В.В. Розанов о цели и смысле человеческой жизни; смысл жизни и задачи философской антропологии; персонализм и критика утилитаризма; М.М. Тареев – специфика подхода; унти-утилитаризм и критика эвдемонизма; религиозные особенности цели жизни – проблемы теодицеи; связь темы с концепцией Церкви; В.С. Соловьев – против Канта и против Милля: к теории всеединства и абсолютизации Добра; трансформация идеи после революции в творчестве С.Л. Франка; есть ли смысл после «крушения кумиров»; смысл жизни – ответ на вопрос «Что делать»; смысл жизни и грядущие идеалы; любовь к ближнему и дальнему – что правильнее; условия возможности смысла жизни; спасение – в вере. Смысл жизни создается духовным усилием – активное противостояние злу как смысложизненная задача человека. Жизнь неустранимо противоречива, но это не разоружает человека в поисках смысла. «Свет во тьме светит!». К свету Абсолюта человека поднимает свободное усилие живой веры.
- Тема 7. Трансформация проблемы поиска смысла жизни в конце XIX – пер. пол. XXвв.: А. П. Чехов и А. П. Платонов.Отчего тоскуют герои А. П. Чехова? Превращение принципов культуры в пустые словесные оболочки. Кризис культуры – утрата доверия людей к ее принципам. Культурный кризис: разочарование в культуре как таковой, сведение культуры к игре с символами (симулякрами идей) или что-то иное. Возможен ли был выход из кризиса культуры? От кризиса к катастрофе: А. Платонов: Чевенгур – пространство культурной катастрофы. Царство идей, вытеснившее человеческий мир. Тоска по утраченному бытию – надежда на возвращение человеческого мира. Опора на «внутреннего человека», на бессмертие его фундаментальных духовных оснований. От «Палаты №6» к всемирной стройке коммунизма (А. Платонов. «Котлован»); от коммунистической идеи к фашистским лагерям и голой жизни в зоне (концепция В. Франкла, лагерная проза); обретение смысла жизни после потери ценностей и счастья приобщения к человеческой истории и культуре; что общего между концептом страдания у Достоевского и страданиями заключенных в лагерях? Смысл жизни как разговор о «выживании» или «как стать достойным своего страдания» (В. Франкл).
- Тема 8. «Лагерная проза»: проблемы смысла и бессмысленности человеческой жизни (В. Шаламов, А. Солженицын)Кризис человеческого в 20веке; онтологизация зла и ее отражение в литературе; что такое лагерная проза; уничтожение личных смыслов на пути утверждения общих. Почему стала возможной поэзия после Освенцима? Трансформация утилитарного счастья и марксистской утопии в практику тоталитаризма и начало зачеловеческого. Страдание как смерь личности; лагерный мир бытия; есть ли Бог в аду – о шаламовской прозе; сопоставление прозы Шаламова и Солженицына; источники спасения в лагере; почему Франкл сохраняет разговор о достоинстве и культуре, а В. Шаламов избегает и не принимает его. Проза «с другого берега» - записки солдата С. Довлатова.
Элементы контроля
- семинарские занятия и проверка знания текстов первоисточников, итоговое эссенет блокирующих оценок
- семинары, итоговые эссе, возможность индивидуальной досдачи текстов в дополнительные часыВНИМАНИЕ: оценка за итоговый контроль (экзамен) не является блокирующей Оценка на экзамене составляет самостоятельные 10 баллов. Данная оценка составляет 50% общей оценки+ 50% накопленная оценка за два модуля. О экз. =О итог. (0,5) +О экз. (0,5)
- экзаменВНИМАНИЕ: оценка за итоговый контроль (экзамен) не является блокирующей Оценка на экзамене составляет самостоятельные 10 баллов. Данная оценка составляет 50% общей оценки+ 50% накопленная оценка за два модуля. О экз. =О итог. (0,5) +О экз. (0,5)
- экзамен пройдет в виде конференцииДля экзаменов без прокторинга: Экзамен проводится в (устной) форме. Экзамен проводится на платформе (Zoom https://zoom.us/j/4559473245?pwd=WWF4QWxpM1ZsakRLV1ZTZGxtL1l2QT09 Идентификатор конференции: 455 947 3245 Пароль: 442935 К экзамену необходимо подключиться за 10минут до начала назначенного времени. Каждая группа входит по своему времени на экзамен. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: надежное интернет-соединение, видео и аудио акустика (без видеосвязи экзамен не будет проводиться) Для участия в экзамене студент обязан: (камеру и микрофон в течение всего экзамена оставлять включенными). Во время экзамена студентам запрещено: (отключать камеру, выходить из «аудитории»). Во время экзамена студентам разрешено: (написать план ответа для подготовки устной части ответа). Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается (нормой до 1 минуты, если студент не вернется после указанного интервала – экзамен будет перенесён). Долговременным нарушением связи во время экзамена считается (временной период более 1минуты, отключение видеокамеры/звука более, чем на 1 минуту). При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи/подразумевает новые задания, проводится также в устной форме в постсессионное время (сентябрь). Пример описания экзамена без прокторинга: Экзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса, выложенным в вопросах к экзамену заранее в ЛМС через объявление). Экзамен проводится на платформе Zoom. К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, выданному преподавателем вначале экзамена каждому студенту. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при начале экзамена (в период подготовки и далее) работать с включённой камерой и микрофоном. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками посторонних лиц. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование новых вопросов.
- оналйн-экзамен
- экзамен пройдет в виде конференцииэкзаменационные вопросы приведены в разделе - Текущий контроль
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)1= 0.5 накопленная (работа на семинарах в 3 и 4 модулях) +0.25 - эссе+0.25 экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Dovlatov, S., & Frydman, A. (2012). The Zone : A Prison Camp Guard’s Story. New York: Counterpoint. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=586957
- Livescu, S., & Wu, Y. (2011). Human Rights, Suffering, and Aesthetics in Political Prison Literature. Lanham, MD: Lexington Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=368207
- Mihailovich, V. D. (2018). Andrei Platonov. Salem Press Biographical Encyclopedia. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=ers&AN=89312483
- Miller, J. A. (2018). The Snake Charmer by Varlam Shalamov. Salem Press Encyclopedia of Literature. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=ers&AN=117482334
- Sergei Sergei Dovlatov. (2013). The Zone. [N.p.]: Alma Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1622903
- Shalamov, V., & Rayfield, D. (2018). Kolyma Stories. New York: NYRB Classics. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1579316
- Мережковский Д. С. - ТОЛСТОЙ И ДОСТОЕВСКИЙ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 542с. - ISBN: 978-5-534-09509-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/tolstoy-i-dostoevskiy-428044
- Муравьев, А. Н. (2019). Революция - сила хранительная: Михаил Лифшиц и Андрей Платонов. Journal of Philosophical Sciences / Filosofskie Nauki, 62(1), 121–138. https://doi.org/10.30727/0235-1188-2019-62-1-121-138
- Розанов В.В. - Л.Н.Толстой - Издательство "Лань" - 2013 - 4с. - ISBN: 978-5-507-10951-7 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/7748
- Розанов В.В. - Толстой и Достоевский об искусстве - Издательство "Лань" - 2013 - 9с. - ISBN: 978-5-507-11044-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/7840
- Толстой Л.Н. - В чем моя вера? - Издательство "Лань" - 2013 - 81с. - ISBN: 978-5-507-10654-7 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/6440
- Толстой Л.Н. - Закон насилия и закон любви - Издательство "Лань" - 2013 - 37с. - ISBN: 978-5-507-10661-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/6447
- Чернышевский Н. Г. - ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ИСКУССТВА К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ. ИЗБРАННЫЕ РАБОТЫ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 369с. - ISBN: 978-5-534-08961-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/esteticheskie-otnosheniya-iskusstva-k-deystvitelnosti-izbrannye-raboty-438040
- Чернышевский Н.Г. - Антропологический принцип в философии - Издательство "Лань" - 2013 - 68с. - ISBN: 978-5-507-11726-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/8416
- Чернышевский Н.Г. - Что делать? - Художественная классика - - 249с. - ISBN: - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/901578
Рекомендуемая дополнительная литература
- ‘Theology and Theosis after Gulag. Varlam Shalamov’s Challenge to Theological Reflection in Postcommunist Russia. (2013). Just Peace: Ecumenical, Intercultural, and Interdisciplinary Perspectives, 50–69. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnar&AN=edsnar.oai.research.vu.nl.publications.f6b55261.1f5f.4967.85ae.4fe343c2f3ac
- André RADIGUET. (2017). PLATONOV ANDREÏ PLATONOVITCH KLIMENTOV dit (1899-1951). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsuni&AN=edsuni.34885.T302114.edu
- Kulikowska, M. (2018). The Dialectics of Time and Space versus the Spiritual Condition of the Lyrical “I” in the Poem Мне что ни ночь – то море бреда… by Varlam Shalamov ; Dialektyka czasu i przestrzeni a kondycja duchowa „ja” lirycznego w wierszu Мне что ни ночь – то море бреда… Warłama Szałamowa. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.97E76A3E
- L. S. Starikova. (2014). The Cultural Concept of «Socialist Labour» and Its Content in the Second Half of the 20Th Century (V. Shalamov, S. Dovlatov, V. Maksimov). Вестник Кемеровского Государственного Университета, (1–2), 167. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsdoj&AN=edsdoj.48d44c8c584b1ba6782365209607b4
- L. Starikova S., & Л. Старикова С. (2016). The Cultural Concept of «Socialist Labour» and Its Content in the Second Half of the 20Th Century (V. Shalamov, S. Dovlatov, V. Maksimov) ; Культурный Концепт «Социалистический Труд» И Его Наполнение В Лагерной Прозе Второй Половины Хх Века (В. Шаламов, С. Довлатов, В. Максимов). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.47CE0EF6
- Lane, T. (2018). Andrey Platonov : The Forgotten Dream of the Revolution. Lanham: Lexington Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1793288
- Lundblad Janjić, L. J. (2017). Writer or Witness: Problems of Varlam Shalamov’s Late Prose and Dramaturgy. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edssch&AN=edssch.oai%3aescholarship.org%2fark%3a%2f13030%2fqt8619j8s5
- lundblad, josefina. (2014). Shalamov Rediscovered: When a Poet Writes Prose. Baltic Worlds, 7(1), 42–44. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=100912678
- Lundblad, J. (2014). What Cannot Be Known Cannot Be Performed: Staging the Gulag in Varlam Shalamov’s Anna Ivanovna. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edssch&AN=edssch.oai%3aescholarship.org%2fark%3a%2f13030%2fqt8xz1t2kw
- Natalya I. Duzhina. (2019). The Building of Socialism in Platonov’s The Foundation Pit. Studia Litterarum, (3), 252. https://doi.org/10.22455/2500-4247-2019-4-3-252-267
- Nikonowa, T. (2018). An interpretation of Andrei Platonov’s literary work in Voronez: on the problem of research on „local texts” ; Recepcja twórczości Andrieja Płatonowa w Woroneżu: problem kształtowania „tekstów lokalnych” ; Рецепция творчества Андрея Платонова в Воронеже: к проблеме формирования „локальных текстов”. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F9C4393B
- Olga V. Bogdanova. (2018). «To Look For Truth For Beaten» (A. Solzhenitsyn and V. Shalamov in Russian Literature of the ХX Century). Izvestiâ Ûžnogo Federalʹnogo Universiteta: Filologičeskie Nauki, (4), 12. https://doi.org/10.23683/1995-0640-2018-4-12-20
- Pavel, E. (2006). Varlam Chalamov, témoin des bourreaux du Goulag. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.12883216
- Robert Chandler. (2017). Bread for the Soul: Andrey Platonov. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F937E00E
- Scherr, B. P. (2018). Varlam Shalamov. Salem Press Biographical Encyclopedia. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=ers&AN=89313537
- Storing up Citizens: The Myth of Soviet Motherhood and Childhood in A. P. Platonov’s Dramas of the 1920s–1930s ; «Заготовка граждан впрок»: миф о советском материнстве и детстве в драматургии А. П. Платонова 1920–1930-х гг. (2017). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E5BAA5B9
- Toker, L. (2008). Samizdat and the Problem of Authorial Control: The Case of Varlam Shalamov. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.9DD0EE7F
- Überleben und Schreiben : Varlam Šalamov, Aleksandr Solženicyn, Jorge Semprún. (2016). Germany, Europe. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.69EAEECB
- Young, S. J. (2013). Mapping Spaces as Factography: Human Traces and Negated Genres in Varlam Shalamov’s Kolymskie rasskazy. Slavonica, 19(1), 1–17. https://doi.org/10.1179/1361742713Z.00000000015
- Апресян Р.Г. - Этика (для бакалавров и магистрантов) - КноРус - 2017 - 356с. - ISBN: 978-5-406-05973-9 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/922959
- Избранные работы по философии культуры. Культурный капитал. Русская культура и социальные практики современной России / Жукова О.А. - Москва :Согласие, 2014. - 536 с.: ISBN 978-5-906709-06-6 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/559499
- Короленко В.Г. - Лев Николаевич Толстой (Статья первая) - Издательство "Лань" - 2013 - 11с. - ISBN: 978-5-507-24484-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/24915
- Кузнецов О.Н., Лебедев В.И. - Достоевский над бездной безумия - ООО "Когито-центр" - 2003 - 227с. - ISBN: 5-89353-075-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/109084
- Леонтьев К.Н. - Достоевский о русском дворянстве - Издательство "Лань" - 2013 - 6с. - ISBN: 978-5-507-10423-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/6218
- Луначарский А.В. - Толстой и Маркс - Издательство "Лань" - 2014 - 15с. - ISBN: 978-5-507-40762-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/51668
- Панарин А.С. Русская культура перед вызовом постмо- дернизма. — М., 2005. — 189 с. ISBN 5-9540-0033-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/346281
- Розанов В. В. - "ЛЕГЕНДА О ВЕЛИКОМ ИНКВИЗИТОРЕ" Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 259с. - ISBN: 978-5-534-10107-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/legenda-o-velikom-inkvizitore-f-m-dostoevskogo-429362
- Розанов В. В. - ОПАВШИЕ ЛИСТЬЯ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 301с. - ISBN: 978-5-534-05692-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/opavshie-listya-441693
- Розанов В. В. - УЕДИНЕННОЕ. ИЗБРАННЫЕ РАБОТЫ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 191с. - ISBN: 978-5-534-05693-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/uedinennoe-izbrannye-raboty-441604
- Розанов В.В. - А.Л.Волынский. Ф.М.Достоевский - Издательство "Лань" - 2013 - 2с. - ISBN: 978-5-507-10868-8 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/7666
- Розанов В.В. - Вл. Соловьев и Достоевский - Издательство "Лань" - 2013 - 4с. - ISBN: 978-5-507-10891-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/7689
- Розанов В.В. - Л.Н.Толстой и Н.Я.Грот (Предсмертные мысли Л.Н.Толстого) - Издательство "Лань" - 2013 - 5с. - ISBN: 978-5-507-10952-4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/7749
- Розанов В.В. - На закате дней (Л.Толстой и быт) - Издательство "Лань" - 2013 - 3с. - ISBN: 978-5-507-10973-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/7770
- Розанов В.В. - Чем нам дорог Достоевский? (К 30-летию со дня его кончины) - Издательство "Лань" - 2013 - 4с. - ISBN: 978-5-507-11053-7 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/7849
- составитель А. К. Ломунова - Л.Н. Толстой. В поисках истины (по дневникам писателя) - Издательство "ФЛИНТА" - 2018 - 180с. - ISBN: 978-5-9765-0277-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/109603
- Тареев М.М. - Цель и смысл жизни - Издательство "Лань" - 2013 - 91с. - ISBN: 978-5-507-37263-8 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/43950
- Толстой Л.Н. - Исследование догматического богословия - Издательство "Лань" - 2013 - 136с. - ISBN: 978-5-507-10663-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/6449
- Тусичишный А.П. - Русская литература второй половины века (Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, Н.А.Некрасов, А Н .Островский, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов): учеб. пособие для студентов-иностранцев - Издательство "ФЛИНТА" - 2019 - 172с. - ISBN: 978-5-9765-1735-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/119440
- Фёдоров Н.Ф. - Толстой и братское единение - Издательство "Лань" - 2013 - 4с. - ISBN: 978-5-507-10560-1 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/6355
- Чернышевский Н.Г. - Александр Сергеевич Пушкин. Его жизнь и сочинения - Издательство "Лань" - 2013 - 29с. - ISBN: 978-5-507-11725-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/8415
- Чернышевский Н.Г. - Барским крестьянам от их доброжелателей - Издательство "Лань" - 2013 - 7с. - ISBN: 978-5-507-11727-7 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/8417
- Чернышевский Н.Г. - Критика философских предубеждений против общинного владения - Издательство "Лань" - 2013 - 23с. - ISBN: 978-5-507-10775-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/6549
- Чернышевский Н.Г. - Характер человеческого знания - Издательство "Лань" - 2013 - 10с. - ISBN: 978-5-507-10780-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/6554
- Чулков Г. И. - КАК РАБОТАЛ ДОСТОЕВСКИЙ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 217с. - ISBN: 978-5-534-05539-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/kak-rabotal-dostoevskiy-441589