2020/2021
Театр и театральность в современной культуре
Статус:
Майнор
Кто читает:
Школа философии и культурологии
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1, 2 модуль
Преподаватели:
Баулина Полина Витальевна,
Ганжа Анна Геннадиевна,
Стрижак Евгения Александровна,
Тараканова Ольга Васильевна,
Юрийчук Дарья Владимировна
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
28
Программа дисциплины
Аннотация
В курсе анализируется место и роль театра в современном культурном процессе. Театр рассматривается и как культурная практика, и как социальный институт. Основные вопросы курса: какова специфика современного театра и взаимоотношений его агентов (продюсеров, режиссеров, актеров и т. д.), какие театральные формы востребованы массовым зрителем и почему, что им противопоставляет театр авангарда и эксперимента? При каких условиях театр обретает статус политического жеста? Как и в каком виде повседневная культура усваивает элементы театрального мышления (ролевого поведения, драматического и мелодраматического воображения, эффекта зрелища и др.)? Широкий теоретический контекст осмысления эпохи «модерности» реализуется через конкретные кейсы из области как собственно театра, так и социального ритуала (в частности, праздника), перформанса, телешоу, флэшмоба, спорта и т. д. Дисциплина изучается с использованием онлайн-курса «Театр и театральность в современной культуре», созданного Высшей школой экономики на платформе «Открытое образование»: https://openedu.ru/course/hse/THEATER/.
Цель освоения дисциплины
- Знакомство слушателей с методами анализа современного театра и шире – театральной культуры, которые существуют на стыке разных дисциплин (театроведение, performance studies, cultural studies, социология театра, социология культуры).
- Освоение особенностей истории развития и функционирования современной театральной культуры: специфики ее институционального функционирования, ее жанровых и текстовых особенностей; а также места театра в современной культуре.
- Формирование представлений о принципах написания истории театра сегодня.
- Знакомство слушателей с разными типами работы с театральным материалом.
- Формирование навыков обращения с конкретными театральными высказываниями (анализа спектаклей, театрального критического дискурса и т.п.) и ориентации в современной театральной ситуации.
Планируемые результаты обучения
- Уметь выделять основные характеристики театрального события, знать условия его осуществления.
- Понимать, что именно придает событию или явлению качество театральности.
- Знать основные вехи в истории театра во всем разнообразии его форм.
- Понимать, какие исследовательские вопросы могут быть заданы по отношению к театральному материалу.
- Видеть и расшифровывать театральные метафоры в повседневной речи, восстанавливать контекст их возникновения и употребления.
- Знать содержание концепций И.Гофмана, Ю.Лотмана, П. Бурдье и Дж. Батлер.
- Уметь выделять и интерпретировать случаи работы современных режиссеров с проблематикой ролевого поведения.
- Разбираться в понятиях ритуала и церемонии, уметь применять их при анализе театральных событий.
- Знать и понимать проблематику хора в истории театра и культуры.
- Уметь выявлять и анализировать практики соприсутствия и соучастия в современной культуре.
- Разбираться в основных аспектах проблематики маски и костюма в истории театра; уметь пользоваться понятиями «амплуа», «характер», «персонаж».
- Уметь применять полученные знания для анализа культурной проблематики персональной идентичности.
- Знать основные взгляды на актера и его деятельность в истории театра.
- Иметь представление об обстоятельствах, культурном контексте и последствиях возникновения фигуры актера как светской знаменитости.
- Разбираться в основных аспектах истории и теории драмы.
- Знать основные драматические жанры и их особенности.
- Анализировать театральный спектакль в драматургической исследовательской оптике.
- Разбираться в проблематике зрелищности и спектакулярности.
Содержание учебной дисциплины
- Театр в истории и теории культуры. Категория театральности.Основные характеристики театрального события. Театральные контексты (Что такое театр?). Как писать историю театра? Категория театральности. «Театральный факт». История театра: основные вехи. Как можно писать историю театра? Основные проблемы театральных исследований.
- «Весь мир – театр, и люди в нем актеры»: театральные метафоры в повседневной жизни.Театральные метафоры в повседневной жизни. Понятие социальной роли. Драматургический подход в социологии. «Представление себя другим в повседневной жизни» Ирвинга Гофмана. Семиотика поведения. Понятие культурных ролей в работах Ю.М.Лотмана. Понятие габитуса у Пьера Бурдье. Понятие гендерных ролей. Концепция перформативного гендера Джудит Батлер. Кейс-стади: кросс-кастинг как театральный прием. Тема изучается с использованием онлайн-курса «Театр и театральность в современной культуре».
- Театр и ритуал. (Со)присутствие и (со)участие в театре. Проблема театрального зрителя.Антропологический подход к анализу ритуалов. Перформативный ресурс ритуала. Ритуалы и церемонии в повседневной жизни. Лиминальность. Ритуалы и церемонии в повседневной жизни. Лиминальность. Театр как «другое место». Понятие гетеротопии (М. Фуко). Хор и его место в истории театра. Хор как память о ритуальном прошлом театра. Практики соприсутствия и соучастия в современном театре: обзор. Практики соприсутствия и соучастия в современном театре: кейс-стади с элементами практикума по анализу спектакля.
- Маска, роль, амплуа в истории культуры. Театральные и перформативные аспекты персональной идентичности в истории культуры: практики костюмного переодевания и перевоплощения.Маска в истории театра. Категория театрального амплуа. Исторический кейс: комедия дель арте. Театральный костюм: исторический обзор. Театр и мода. Театральные эффекты костюма и модных практик. Феномен дендизма. Практики переодевания и перевоплощения в контексте проблематики конструирования персональной идентичности. Кейс: переодевание как прием в современном театре. Тема изучается с использованием онлайн-курса «Театр и театральность в современной культуре».
- Проблема актера в истории культуры. Актерство и проблематика персональной идентичности. Проблема искренности и подлинности в современной культуре.Актер в истории театра. Споры об актере в культурной ситуации XVII-XVIII вв. Дени Дидро «Парадокс об актере». Актер как светская знаменитость. «Культ личности» в истории театра и культуры XVIII – XIX вв. Кейс-стади: Никколо Паганини. Кейс-стади: Сара Бернар. «Работа актера над собой» и «работа актера над ролью» в теории и практике Константина Станиславского. Актер в теории и практике Бертольда Брехта. «Очуждение» как идеология и актерская техника. Споры об актере в современной театральной ситуации. Тема изучается с использованием онлайн-курса «Театр и театральность в современной культуре».
- Драма и театр. Театральные жанры в истории культуры. Трагедия, комедия, фарс, мелодрама. В поисках катарсиса. Пафос и сильные чувства: их источники в культуре современности.Драма и театр. Что такое пьеса? История драмы и история театра: проблема соотнесенности. Основные этапы истории драмы. Драматические жанры. Трагедия. Комедия. Фарс. История драмы в XVIII-XX вв.: жанровое измерение. Как рождение режиссерского театра изменило отношение к драме и тексту. Драматург как (новый) культурный герой. Драматург в его взаимодействии с актером и режиссером. Феномен «новой драмы». Кейс-стади: вербатим и документальный театр. Тема изучается с использованием онлайн-курса «Театр и театральность в современной культуре».
- Как звучит и как молчит спектакль? Текст, речь, голос и звук в театре.Звучащая речь в театре: исторические и теоретические аспекты темы. Поэзия и проза на сцене: исторический и практический аспекты. Звучащая речь в современном театре: постдраматические эффекты. Музыка и вокал в современном театре. Категория театральной паузы. Как современный театр работает с категорией отсутствия (речи и звука). Кейс-стади: монодрама.
- Сцена и спектакль. Эффекты спектакулярности в истории культуры. Иммерсивный театр.Театр как зрелище: исторические и теоретические аспекты. Кейс-стади: зрелищные аспекты средневекового театра. Кейс-стади: зрелищные аспекты музыкального театра (опера и балет). Рождение режиссерского театра: открытие новых форм театральной зрелищности. Современный театр: медиа как ресурс новой зрелищности. Иммерсивность как новый театральный эффект. Сайт-специфик. Тема изучается с использованием онлайн-курса «Театр и театральность в современной культуре».
- Социальный театр. Театротерапия.Социальные проекты в истории театра. Любительский театр. Театральная самодеятельность. Концепция театротерапии Николая Евреинова. Социальные проекты в современном театре: обзор идей и практик. Кейс-стади: социальный театр и образовательная школа. Кейс-стади: социальный театр и культура старости. Тема изучается с использованием онлайн-курса «Театр и театральность в современной культуре».
- Театр и перформанс. Театр и медиа. Эффекты сиюминутности в истории культуры. Ситуация прямого эфира в современной культуре. Театр и экран.Театр и перформанс: проблематика открытых временных границ. Эффект сиюминутности в театре и перформансе. Концепция постдраматического театра Х.-Т.Лемана. Театр и медиа. Значение экрана в современном театре: обзор приемов и практик. «Сейчас и больше никогда»: эффекты сиюминутности в современном театре и смежных культурных контекстах. Кейс-стади: функция экрана в спектаклях современных российских режиссеров.
- Жестокость и насилие как темы театра и перформанса. Театральный авангард. Театр и политика. Театр как «вещь в себе». Театр без зрителя. Театр и эксперимент. Лабораторный театр.Жестокость и насилие как темы театра и перформанса: исторические и теоретические аспекты. Театр и политика: исторический и теоретический аспекты. Концепция политического театра у Пискатора и Брехта. Кейс-стади: феномен советского театра. Театральный авангард. «Левое» театральное искусство. Театр и эксперимент. Возможен ли театр без зрителей? Кейс-стади: Театральная лаборатория Ежи Гротовского. Фестивальные аспекты современного театра: между политикой и лабораторией.
- Цирк, спорт, танец. Театр и тело.Тренированное тело и исполнительские искусства. Театр и спорт. Эстетизация тела в исполнительских искусствах. Тело как язык. Танец и балет. Кейс-стади: Ненормативное тела в современном театре и перформансе. Риск и лиминальность в исполнительских искусствах. Цирковое искусство. Кейс-стади: канадский цирк.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.3 * Активность на семинарах + 0.4 * Оценка за онлайн-курс и собеседование + 0.3 * Проект
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Fischer-Lichte, E. (2001). Introduction: contemporary theatre and drama in Europe. European Review, (03), 275. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.cup.eurrev.v9y2001i03p275.276.00
Рекомендуемая дополнительная литература
- Wihstutz, B., & Fischer-Lichte, E. (2013). Performance and the Politics of Space : Theatre and Topology. New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=507474
- Станиславский К. С. - РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 171с. - ISBN: 978-5-534-07313-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/rabota-aktera-nad-soboy-v-2-ch-chast-1-438046
- Станиславский К. С. - РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 215с. - ISBN: 978-5-534-07315-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/rabota-aktera-nad-soboy-v-2-ch-chast-2-438056