2020/2021
Религии древнего мира: Ближний Восток, античность, Ветхий Завет
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Майнор
Кто читает:
Институт классического Востока и античности
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1, 2 модуль
Преподаватели:
Брагинская Нина Владимировна,
Мостовая Вера Геннадиевна,
Нуруллин Рим Маратович,
Селезнёв Михаил Георгиевич
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
84
Программа дисциплины
Аннотация
Первый курс майнора посвящен религиозным традициям и текстам древнего Ближнего Востока и античности. «Перекрестком», на котором эти два мира - древнего Ближнего Востока и античности – встретились друг с другом, стала Библия. От этого «перекрестка» отходят две важнейшие религиозные традиции последующих двух тысячелетий: иудаизм и христианство. Слушатели курса познакомятся с религией древней Месопотамии и классической античности, с Ветхим и Новым Заветом.
Цель освоения дисциплины
- приобретение базовых знаний о религии древних Месопотамии и Греции
- знакомство с Библией и ранними интерпретациями Ветхого Завета
- получение знаний о формировании христианства как встрече иудаизма и эллинизма
- обучение навыкам работы с религиозными текстами
- освоение основных методов и терминологии, использующихся в религиоведении
Планируемые результаты обучения
- Умеет анализировать письменные источники (в переводе) по религии Древней Месопотамии
- Называет важнейшие источники по религии Древней Месопотамии
- анализирует особенности устройства и эволюции месопотамского пантеона
- Умеет анализировать шумеро-аккадские мифы
- определяет важнейших богов месопотамского пантеона
- Умеет анализировать месопотамские гадательные тексты
- анализирует важнейшие письменные источники по гадательным практикам Древней Месопотамии
- показывает особенности композиции и литературные источники вавилонской поэмы о сотворении мира "Энума элиш".
- воспроизводит основные этапы возвышения культа Мардука
- перечисляет основные письменные источники, отражающие возвышение культа Мардука.
- Умеет анализировать аккадский Эпос о Гильгамеше как источник о религиозных воззрениях жителей Древней Месопотамии.
- воспроизводит содержание аккадского Эпоса о Гильгамеше и историю его эволюции.
Содержание учебной дисциплины
- Общее введение в проблематику религиозных текстовЯзык религии как один из языков человеческой культуры. Семиотика культуры. Смыслосоздающие нарративы. Функции религиозного языка и религиозных текстов. Роль метафоры для обыденного языка и других языков человеческой культуры. Место метафоры в герменевтике П. Рикёра. Когнитивный подход к метафоре и его потенциал для осмысления религиозных концептов. Основные подходы к изучению религии и религиозных текстов: антропология религии, психология религии, социология религии, феноменология религии, теология. Текст и толкование. «Герменевтическая спираль». Религиозный текст в динамике: переводы, интерпретации и переинтерпретации.
- Введение в изучение религии Древней МесопотамииОбщие сведения об истории Древней Месопотамии. Важнейшие языки Месопотамии и сопредельных регионов. Особенности клинописной системы письма. Характер дошедших до нас клинописных источников. Дешифровка клинописи в середине XIX в. и становление ассириологии как отдельной филологической дисциплины. Источники сведений о месопотамской религии. Клинописные тексты и иконографический материал, проблема их соотношения. Краткая характеристика важнейших письменных источников: литературные тексты (мифы, эпос, гимны), царские надписи, списки богов, документы хозяйственной отчетности, сборники гаданий, описания ритуалов, заклинания, культовые плачи. Ономастика как источник сведений о религии. Цилиндрические печати как важнейший источник по иконографии месопотамской религии. Прочие иконографические источники: рельефы, межевые камни кудурру, отдельные артефакты («Урукская ваза», «Урский штандарт» и др.). Археологические свидетельства о религии Древней Месопотамии. Устройство дома и храма. Посвятительные дары. Понятие «бог» в месопотамской культуре. Понятие личного бога. Атрибуты и символы богов. Понятие «мэ» в шумерской религии. Изображения богов. Структура и история развития месопотамского пантеона. Проблема интерпретации обозначений Игиги и Ануннаки. Проблема сосуществования общемесопотамского пантеона и локальных пантеонов отдельных городов Месопотамии. Шумеро-аккадский религиозный синкретизм. Слияние богов со сходными функциями в единое божество (внутренний синкретизм). На примере бога-воителя Нинурты/Нингирсу, богини врачевания и богини-матери. Множество ипостасей одного божества (на примере Инанны/Иштар). Значение имени божества. Проблема множественности имен у богов Древней Месопотамии. Зачатки монотеизма в Месопотамии I тыс. до н. э. Официальный культ и народная религия. Культ предков. Храм и жречество в Древней Месо-потамии. Культовый календарь и религиозные празднества. Ход ритуала и виды жертвоприношений. Пророки и пророчества: письма из царского архива города Мари (XVIII в. до н. э.), пророческие тексты из библиотеки Ашшурбанапала (VII в. до н. э.), «литературные» пророчества. Магические практики Древней Месопотамии. Обзор месопотамской заговорно-заклинательной традиции. Жанр молитвы. Письма к богам. Вопрос о природе страданий: мотив невинного страдальца и «теодицея» в культуре Древней Месопотамии.
- Боги и мифы Древней Месопотамии.Представления жителей Древней Месопотамии о космогонии, теогонии и космологии. Проблемы, связанные с интерпретацией вавилонской поэмы о сотворении мира «Энума элиш». Поэма «Энума элиш» как компилятивное произведение. Сотворение мира в шумерской литературной традиции. «Теогония Дунну». Реконструкция месопотамской теогонии на основании списков богов. Сотворение человека в шумерском мифе «Энки и Нинмах» и в вавилонском «Эпосе об Атрахаси-се». Миф о потопе (шумерская и аккадская версии). Представление жителей Древней Месопотамии об устройстве мира. Вавилонская Mappa mundi («карта мира»). Устройство небес и подземного мира. Главные божества шумеро-аккадского пантеона. Бог неба Ану как deus otiosus. Мифы, связанные с Ан/Ану. Шумерский миф «Инанна и Ан». Ану в хеттоязычном мифе о Кумарби. Энлиль как верховный бог пантеона. Мифологические предания, связанные с именем Энлиля. Проблема интерпретации имени «Энлиль». Энлиль и другие верховные боги пантеонов древнего Ближнего Востока (Даган, Кумарби) как боги растительности. Энки/Эа, бог мудрости, обитатель подземного океана Апсу. Этимология имен Энки (шум.) и Эа (аккад.). Энки/Эа как демиург, культурный герой и трикстер: шумерские мифы «Энки и мировой порядок», «Энки и Нинмах», «Энки и Нинхурсаг». Образ бога Эа в аккадском «Эпосе об Атрахасисе». Эа как покровитель ремесел и бог заклинаний. Богиня-мать в шумеро-аккадском пантеоне и в пантеоне Элама. Имена богини-матери и проблема множественности ее ипостасей. Роль богини-матери в сотворении людей. Богиня-мать как богиня родовспоможения. Упадок культа богини-матери в течение II тыс. до н. э. Астральные божества. Лунный бог Нанна-Суэн (шум.)/Син (аккад.). Образ бога луны в гимнах и заклинаниях. Заклинание «Корова Сина». Лунный календарь и праздники, связанные с фазами луны в Древней Месопотамии. Бог луны в народной религии: данные ономастики. Этиология лунного затмения. Бог солнца Уту/Шамаш. Уту/Шамах как бог-судья. Образ Шамаша в аккадском «Большом гимне Шамашу». Ночной путь солнца. Изображения Шамаша на староаккадских цилиндрических печатях. Инанна/Иштар (Венера) как богиня любви и войны. Проблема этимологии имен Инанна (шум.) и Иштар (аккад.). Шумерские мифы об Инанне: «Инанна и Эбих», «Инанна и Ан», «Инанна и Энки», «Инанна и Шукалетуда», «Нисхождение Инанны в подземный мир». Образ Иштар в аккадской литературной традиции. Нинурта как бог-воитель и бог земледелия. Шумерские мифы «Подвиг Нинурты» (Lugale) и «Возвращение Нинурты» (Angimdimma). Одиннадцать подвигов Нинурты. Нинурта в аккадском «Эпосе об Анзу». Образ Нинурты как бога-спасителя в аккадских гимнах I тыс. до н. э. Бог грозы, шум. Ишкур, аккад. Адад. Незначительная роль Ишкура/Адада в шумеро-аккадском пантеоне в противоположность верховному месту, занимаемому богом грозы в пантеонах сопредельных регионов (хурритский Тешшоб, угаритский Ваал, хеттский Тархунтас). Важнейшие ипостаси богини врачевания: Нинисина и Гула. Образ богини врачевания в шумерских и аккадских гимнах. Думузи/Таммуз, умирающий и воскресающий бог. Шумерские мифы «Нисхождение Инанны в преисподнюю», «Сон Думузи», «Думузи и Гештинанна». Боги подземного мира. Шумерские хтонические божества Ниназу и Нингишзида. Эрешкигаль как царица подземного мира в шумерской мифологии. Нергал/Эрра как верховный бог подземного мира у аккадцев. Аккадский миф «Нергал и Эрешкигаль» – скрещение двух традиций. Описания подземного мира в шумерской и аккадской литературной традициях: шумерская поэма «Гильгамеш, Энкиду и подземный мир», аккадский «Эпос о Гильгамеше» и др. Ассирийский верховный бог Ашшур как numen loci и его трансформация в deus persona. Особенности культа Ашшура в средне- и новоассирийской империи.
- Аккадские сборники гаданий как источник знаний о религиозном мировоззрении жителей Древней Месопотамии.Виды гаданий, практиковавшихся в Древней Месопотамии. Гадания по внутренним органам, гадания по явлениям на небе, гадания по явлениям на земле, гадания по врожденным уродствам и др. Казуистический стиль науки Древней Месопотамии. Сопоставление ранних памятников гадательной литературы (первая пол. II тыс. до н. э.) и позднейшего канонического свода гадательных текстов, известного по библиотекам I тыс. до н. э. Определение следующих понятий: омен, протазис, аподозис. Понятие знака. Соотношение протазиса и аподозиса. Сведения о религии, содержащиеся в аподозисах гадательных текстов. Народные приметы в текстах гаданий по земным явлениям. Месопотамский сонник. Диагностические тексты как разновидность гадания. Лекарь и заклинатель в Древней Месопотамии. Физиогномические «омены». Предсказание судьбы человека по его поведению и речи. Кодекс поведения в форме предсказаний («Ein Sittenkanon in Omenform»).
- Вавилонская о поэма о сотворении мира «Энума элиш» и возвышение вавилонского бога Мардука.«Энума элиш» как компилятивное произведение. Основные мифологические мотивы и их источники. Вопрос о времени написания «Энума элиш». Исторический контекст поэмы. «Энума элиш» и вавилонские новогодние торжества. Возвышение Мардука в пантеоне Древней Месопотамии. Упоминания Мардука в источниках III тыс. до н. э. Проблема этимологии имени «Мардук» и вопрос изначальном характере Мардука. Мардук как бог заклинаний. Появление вавилонского государства в начале II тыс. до н. э. Первая династия Вавилона. Внедрение Мардука в общемесопотамский пантеон. Мардук как первородный сын бога Эа. Синкретизм Мардук-Асаллухи. Мардук в прологе Законов Хаммурапи. Мардук как бог страны. Мардук в аккадском ономастиконе II тыс. до н. э. Возведение Мардука на вершину общемесопотамского пантеона в конце II тыс. до н. э. (II династия Исина).
- «Эпос о Гильгамеше» как источник сведений о религии и мифологии Древней Месопотамии.Литературные произведения, связанные с именем Гильгамеша. Шумерские поэмы и аккадский эпос: малая и большая эпические формы. Версии аккадского «Эпоса о Гильгамеше» II тыс. до н. э. и «каноническая» версия I тыс. до н. э. Композиция и сюжет аккадского «Эпоса о Гильгамеше». История открытия аккадского «Эпоса о Гильгамеше». «Эпос о Гильгамеше» как исторический источник. «Эпос о Гильгамеше» как источник знаний о культуре и религии Древней Месопотамии.
- Канон Ветхого Завета. Обзор книг Ветхого Завета и их краткое содержание7.1. Еврейская религия – единственная из религий древнего Ближнего Востока, которая пережила конец древнего мира. Преемственность и разрыв между древнееврейской религией, с одной стороны, средневековым и современным иудаизмом, с другой. Место Библии (Танаха) в иудейской традиции. 7.2. Понятие о каноне. Уникальность иудейского представления о каноне на фоне религий древнего Ближнего Востока и античности. Социологические и теологические особенности «религий книги». Особый статус религии и Священного Писания в иудейской традиции. 7.3. Состав иудейского канона. Трехчастная структура иудейского канона, ее происхожде-ние. Структура христианского канона Ветхого Завета, мотивированная пониманием Ветхого Завета как ступеньки к Новому Завету. Понятие «Ветхий Завет». Место «второканонических»/ «неканонических» книг Ветхого Завета в христианских Библиях. 7.4. Текст еврейской Библии/Ветхого Завета. Основные переводы на европейские языки. 7.5. «Закон» (Тора): состав, краткое содержание. 7.6. Корпус «пророков»: состав, краткое содержание книг. 7.7. Корпус «Писаний»: состав, краткое содержание книг.
- Библейские повествования об истории Израиля и история древнего Ближнего Востока.8.1. Общая картина истории мира и еврейского народа, как она изложена в Ветхом Завете. Важнейшие этнонимы: евреи, Израиль, Иудея. Важнейшие вехи: скитания праотцев по Палестине; Исход; завоевание Палестины; царство Давида и Соломона; эпоха разделенных царств; вавилонский плен; возвращение из плена. 8.2. Идеологические и теологические аспекты этой картины. Отсутствие границы между «мифологическим» и историческим. Еврейский народ как главное действующее лицо этой картины; его отношения с Богом как главный двигатель сюжета. Раши о том, почему Тора начинается с рассказа о сотворении мира. Тема «падения» и «восстановления». «Эпоха Моисея» как золотой век истории древнего Израиля, последующая история как время падения и греха. Тема изгнания в рассказе о прародителях и в историческом нарративе. Библейские рассказы о преобразованиях царя Иосии и о преобразованиях книжника Эзры: восстановление «святого прошлого» или религиозные реформы? Современные представления о возникновении библейского повествования в его нынешнем виде. 8.3. Почти полное отсутствие письменных артефактов, происходящих из до-эллинистической Палестины, причины этого. Проблемы реконструкции истории до-эллинистической Палестины, роль археологии. Спор «максималистов» и «минималистов». 8.4. Поиски соответствий между библейской хронологией и историей древнего Ближнего Востока. Проблема историчности Исхода. Библейское повествование о завоевании Ханаана израильтянами и альтернативные гипотезы, выдвинутые учеными последнего столетия. 8.5. История израильской религии. Реминисценции архаических религиозных представлений в книгах Ветхого Завета. Религия древнего Израиля в свете археологии.
- Пятикнижие. Теория источников. Разные теологии и разные литературные стили в ПятикнижииПятикнижие и последующие исторические книги; «четверокнижие»; «шестикнижие». Традиция о Моисеевом авторстве. Современные представления о возникновении Пятикнижия. Гипотеза Велльгаузена и ее критики. «Закон Моисеев». Значение еврейского слова «Тора». Структура Пятикнижия. Бытие как исторический пролог к законодательной части. Структура книги Бытия. Генеалогии как костяк повествования книги Бытия; подзаголовки-«толедот». Два рассказа о сотворении мира, трактовка этих рассказов в последующей экзегетической традиции. Повествование о грехопадении, его трактовка в позднейшей экзегетической традиции. Повторы и редакционные «швы» в книге Бытия. Анализ гипотезы об «источниках» Пятикнижия применительно к конкретным текстам. Книга Исход как смысловой центр Пятикнижия. Пасха в еврейской и в христианской традициях. Выделение различных законодательных корпусов в Пятикнижии. Жреческие тексты как повествование об идеальной теократии. Книги Левит, Чисел. Книга Второзакония и ее отношение к остальным частям Пятикнижия. Основные религиозно-этические требования книги Второзакония. Второзаконие и преобразования царя Иосии. Девтерономическая история. Пятикнижие как целое. Жреческие тексты Пятикнижия и преобразования книжника Эзры. Дискуссия об исторической достоверности повествований Пятикнижия. Отсутствие границы между мифологическим и собственно историческим. Сотворение мира и история первых людей как пролог к собственно еврейской истории. 4-я глава Бытия и попытки интерпретировать ее как адаптацию древнего письменного источника. Отражение географических и политических реалий в библейских генеалогиях. Бытовые реалии в повествованиях о праотцах: II или I тыс. до н. э.?
- Исторические книги Ветхого Завета. Отношение библейского историка к царской властиВажнейшие мотивы девтерономической истории. Книга Иисуса Навина как продолжение повествования об идеальной теократии. Иисус Навин и завоевание Ханаана. Раздел завоеванной земли. География расселения израильских племен, ее схематизм. Незавершенность израильских завоеваний. Повествования книги Судей. Различия в перспективах книги Иисуса Навина и книги Судей. Предания о судьях (шофетах); значение слова шофет. Структура книги Судей и идеология «девтерономической истории». Сравнительный анализ Песни Деворы и прозаической версии тех же событий. Два Явина, царя хацорских (книги Иисуса Навина и Судей)? «Монархические» и «антимонархические» тексты Ветхого Завета. Двойственное отношение Библии к царской власти. Фигура Самуила. Три попытки установить монархию в Израиле: Авимелех (Шехем), Саул (племя Вениамина), Давид (племя Иуды). Цикл преданий о Ковчеге Завета; символический смысл «переезда» ковчега из Шило в Иерусалим. Повествования о Сауле, Давиде и Соломоне. Образ Давида – центральный образ книг Самуила (1-2 Царств). Историческая и фольклорная основы повествований о Давиде. Выражение «дом Давида» как одно из древних обозначений Иудеи. «Повествование о престолонаследии». Образ Соломона. Строительство Храма как кульминационный момент еврейской истории согласно Библии. Хронологические схемы в «девтерономической истории». Вопрос о границах царств Саула, Давида и Соломона. Список «наместников» царя Соломона, его неоднородность. Иуда и Израиль как две разные области с разным характером экономики и разным населением. Диалектальные различия между Иудой и Израилем. Рассказ о разделе царства в Шехеме. Цари Израиля и Иудеи в оценке «девтерономиста». Время написания девтерономической истории. Различие в перспективах между книгами девтерономической истории и книгами Хроник (Паралипоменон). Сравнение книг Царств и Хроник (Паралипоменон). Послепленная история, как она изложена в книгах Эзры-Неемии. Символические мотивы в исторических книгах Ветхого Завета. Проблемы с хронологией. Историческое, литературное и теологическое в исторических книгах Ветхого Завета.
- Пророческие книги Ветхого ЗаветаФеномен пророчества. Роль пророков и гадателей на древнем Ближнем Востоке. Упоминания о пророках в исторических книгах Ветхого Завета. «Письменные пророки». Хронология пророческих текстов. Пророческие тексты в позднейшей экзегезе. «Мессианские места» в пророческих книгах. Книга пророка Исайи. Составной характер книги. Исайя и политические события в Иудее конца 8 века до н.э. Основные мотивы «Протоисайи». Основные мотивы «Девтероисайи». Основные мотивы «Тритоисайи». Книга пророка Иеремии и история гибели Иудейского царства. Иеремия и «новый Завет». Книга пророка Иезекииля. Проект возрождения Израиля в заключительных главах книги Иезекииля, черты сходства и различия этого проекта с идеальной теократией жреческих текстов Пятикнижия. Двенадцать малых пророков. Обзор. Особое место книги пророка Ионы в пророческом корпусе.
- Поэтические книги Ветхого Завета. «Литература мудрости».Корпус «Писаний» («Кетувим»). Его гетерогенность: поэтические книги (Псалмы, Иов, Притчи), пять «свитков» (мегиллот), книга Даниила, поздние исторические книги (Хроники (Паралипоменон), книги Эзры и Неемии). «Литература мудрых» в контексте литератур древнего Ближнего Востока. «Нормативная дидактика» (Притчи) и протест против нее (Иов). Основные черты еврейской поэзии. Основные темы Псалтири, история возникновения сборника и его «давидизации».
- Что такое греческая мифология. Источники.Происхождение слова «миф». Связь мифа с поэтическим мышлением, миф и фантастическое, миф и история, миф и ритуал История изучения мифологического мышления. Дж. Викко, ро-мантики, антропологическая школа (Тейлор), кембриджская школа Фрезер, Малиновский). Русские исследователи мифа: О.М. Фрейденберг, А.Ф. Лосев, С.И. Радциг, А.А. Тахо-Годи. Этапы становления мифологического сознания: хтоническая мифология (фетишизм, анимизм, терратоморфные существа), антропоморфная мифология (олимпийская мифология, героиче-ская, богоборческая).
- Гесиод и ближневосточная традиция.Дидактический эпос и поэмы Гесиода. «Теогония» - поэма о происхождении богов. Движе-ние от бесформенных богов к антропоморфным. Изменение семейных взаимоотношений богов к принятым в человеческом сообществе. «Наделы» и почести богов. Параллелизм сюжетов о смене поколений богов с вавилонским и хеттским преданием. Легенда о чудовищном противнике верховного бога: Тифон и Улликуми. «Труды и Дни». Поэма о земледелии и правилах человеческой жизни. Подражание судебной речи: изложение материала от общего к частному. Миф о Прометее и Пандоре в «Трудах и днях» и в «Теогонии». Влияние литературной задачи на изложение мифа.
- Гомеровская религия и ее истоки.Индо-европейские, ближневосточные и египетские источники античной мифологии. История населения Крита и Балканской Греции. Источники по религии II тыс. до н.э.: кольца, печати, мелкая пластика, глиняные таблички из дворцовых архивов. Минойские святилища: горы и пещеры. Имена микенских богов. Парность божеств. Гомеровская мифология. Олимпийская семья – объединение богов и-е- и малоазийского происхождения, сюжетная мотивировка их противостояния друг другу вместо «генетической». Герои – дети богов. От фетишизма к богоборчеству. Всегда ли тот или иной оборот («жарить на Гефесте», «сила Геракла») – свидетельство фетишизма гомеровских представлений? Отбор мифологических сюжетов, связанных с богами, в гомеровском эпосе. Фантастика и юмор в изображении гомеровских богов. Специфика изображения мира богов в классическом героическом эпосе. Анахронизмы и художественные задачи.
- Организация религиозной жизни в Древней Греции.Святилище: 1. священный участок, расположение, охрана сакрального пространства; 2. ал-тарь; 3. храмовая архитектура; 4. изображение божества (древние деревянные идолы - ксоаны и новые статуи); 5. посвятительные дары Жречество: наследственное, выборное, положенное, по возрасту. Элементы культа: жертвоприношения, молитвы, очищения.
- Городские и сельские праздники Афин.Афинский календарь, его связь с земледельческим циклом. Греческие боги, их основные атрибуты Праздники, связанные с покровителями города и семьи
- Праздники, посвященные Дионису.Мифы, рассказывающие о Дионисе. Дионис как бог виноградной лозы. Дионисии Великие и Сельские, Ленеи, Антфестерии. Греческий театр как форма почитания божества. Мифологические сюжеты драматических представлений. Дионисийские мистерии, орфизм.
- Греческая религия и ее связь с литературой и философией.Мифы о Деметре и ее дочери Персефоне. Праздники пахоты, Фесмофории. Элевсинские таинства.
- Греческая религия и ее связь с литературой и философией.Культ героев. Олимпийские, Пифийские и др. игры. Хоровая лирика. Критика мифологии и религии в античности. Орфическая теогония, ее связь с пифагореизмом. Мифология и Платон.
- Религия Древнего Рима.Многочисленность римских божеств, дробность их функций (божество первого крика ребенка, божество хлеба под землей, боги нивы и сжатого хлеба и т.д.) Магические корни ритуалов, положившие начало разделению божественного и человеческого права. Влияние греков, италиков и этрусков на религию римлян. Божественный numen и гений. Культ императора.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Lambert, W. G. (2013). Babylonian Creation Myths. Winona Lake, Indiana: Eisenbrauns. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=644554
- Leick, G. (1991). A Dictionary of Ancient Near Eastern Mythology. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=77015
- Lévêque Pierre. (1992). Gwendolyn Leick. — A Dictionary of Ancient Near Eastern Mythology, 1991. Revue Des Études Anciennes, (1–2), 287. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsper&AN=edsper.rea.0035.2004.1992.num.94.1.4497.t1.0287.0000.4
Рекомендуемая дополнительная литература
- A. R. George (london. (n.d.). Shattered tablets and tangled threads: Editing Gilgamesh, then and now *. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B0DA1895
- Abusch, T. (2015). Male and Female in the Epic of Gilgamesh : Encounters, Literary History, and Interpretation. Winona Lake, Indiana: Eisenbrauns. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1086697
- Rochberg, F. (2004). The Heavenly Writing : Divination, Horoscopy, and Astronomy in Mesopotamian Culture. Cambridge: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=174127
- Steinert, U. (2018). Assyrian and Babylonian Scholarly Text Catalogues. Medicine, Magic and Divination. Web server without geographic relation, Web server without geographic relation (org): De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B04C48C7