2020/2021
Религиозные системы Ирана
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Майнор
Кто читает:
Институт классического Востока и античности
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
3, 4 модуль
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
76
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина «Религиозные системы Ирана» охватывает широкий спектр вопросов, касающихся формирования и бытования различных религиозных систем среди иранских народов. Задача курса – познакомить студентов со религиозными памятниками исторического Ирана, с главными вероучениями, вошедшими в историю иранской культуры. Настоящий курс имеет целью познакомить студентов с историей религиозной культуры ираноязычного региона, показав не только своеобразие каждого из рассматриваемых религиозных направлений, но и общие характеристики, прослеживаемые в них. Курс прочно привязан к изучению письменных памятников религиозного содержания и предполагает у студентов способность к их общему текстологическому анализу. В рамках данного курса наряду с обзором этого весьма обширного материала выбирается несколько характерных произведений и тем для более подробного обсуждения. Такое обсуждение позволит студентам не только получить представление о содержании вероучительных концепций, но и освоить методику изучения этих явлений методику и подходы, разработанные научным сообществом при их исследовании.
Цель освоения дисциплины
- Знакомство студентов с историей религиозной мысли Иранского мира
- Формирование у студентов понимания современной религиозной ситуации в Иране на основании исторической картины формирования и бытования в регионе различных религиозных систем
- Знакомство студентов с основными источниками в рамках изучаемой тематики
Планируемые результаты обучения
- Студенты имеют базовые знания о жизнеописании и пророческой миссии Заратуштры, имеют представление об этической системе зороастризма, а также об образе Заратуштры в зороастрийской и западной традиции
- Студенты имеют представления о составе, содержании и значении Авесты, традиции ее комментирования, а также авестологии
- Студенты обладают знаниями об основных этапах истории зороастрийского учения и излагают особенности каждого из них
- Студенты обладают базовыми знаниями о ранней истории христианства и проникновении религии в ираноязычную среду
- Студенты должны обладать знаниями об основных догматах ислама, понимать и трактовать ключевые категории ислама как религиозной системы
- Студенты должны знать причины расколов в исламе, понимать их последствия и различия между сложившимися толками
- Студенты должны понимать процесс исламизации Ирана, реакцию на нее со стороны местного населения, ее причины и последствия
- Студенты должны понимать структуру шиитского вероучения, а также знать и уметь определять особенность разнообразных толков в шиизме
- Студенты должны знать основные этапы развития суфизма, иметь представление об основных понятиях и концептах суфизма, а также обладать знаниями о видах и жанрах суфийской литературы
- Студенты должны обладать базовыми знаниями о раннемусульманском аскетическом движении, а также понимать механизмы его влияние на дальнейшее развитие мусульманских мистических традиций
- Студенты должны знать предпосылки возникновения бабизма, особенности существования движения и его влияние на последующую бахаистскую традицию
Содержание учебной дисциплины
- Зороастризм1-2: Авеста: язык, состав корпуса, функция 3-4: Пехлевийские тексты: состав корпуса, проблемы датировки 5-6: Зороастрийская религиозная система: теология, космология, эсхатология, ритуал и практика
- Иудаизм в доисламском Иране7-8: исторический обзор, Вавилонский Талмуд, магические чаши
- Мандеизм11-12: исторический обзор, корпус мандейской литературы
- Манихейство13-14: Мани – жизнь и учение, обзор манихейской религиозной системы, манихейская литература на иранских языка
- Догматика ислама15-18: Исламское вероучение в его основных интерпретациях. Исламский ритуал. Коран и кораническая традиция. Сунна и ее формирование. Шариʻат и фикх. Понятия aṣl и farʻ. Ортодоксия и ересь: применимы ли данные категории к исламу?
- Суннизм и шиизм19-20: Возникновение главных религиозно-политических течений в исламе – суннитов, шиитов и хариджитов; доктринальные различия суннитского и шиитского ислама; суннизм и суннитские представления о государстве и власти в исламе; эволюция шиитского направления в исламе.
- Исламизация Ирана и реакция на нее. Харизматические пророки21-22: Мусульманское завоевание Ирана. Религиозная обстановка на восточной границе Халифата. Роль восточных провинций в Аббасидской революции. Харизматические пророки. Восстания Муканны и Сунпада. Бабак и движение хуррамитов. Локальный зороастризм и радикальный шиизм как как катализаторы восстаний в раннеаббасидское время.
- Разветвление шиитского направления в исламе. Исмаилизм23-24: Разделение шиитской общности на ранних этапах. Возникновение и расцвет исмаилизма. История и структура исмаилитской общины. Хамид ад-дин ал-Кирмани и философия исмаилитов. Исмаилизм по-персидски: Насир-и Хусрав.
- Мусульманское аскетическое движение. Возникновение суфизма.25-28: Раннемусульманское подвижничество. Движение зухд, его возникновение, основные представители и идеи. Региональный мистицизм: Абу Йазид Бистами и Зу-н-Нун Мисри. Джунайд Багдади и распространение суфизма. «Мученик любви» Хусайн ибн Мансур Халладж.
- Суфизм в Иране. Формы, институции и практики29-30: Институализация суфизма. Возникновение первых суфийских сообществ. Суфийская литература и систематизация суфийского учения. «Суфийская наука»: основные понятия и концепты. Путь как основная метафора суфийского самосовершенствования. Суфийские братства.
- Восточный перипатетизм31-32: Восприятие античной мысли в мусульманском мире. "Дом мудрости" ал-Ма'муна и переводческое движение. Корпус текстов. Комментирование и создание оригинальных сочинений. Влияние арабоязычной философии на европейскую мысль.
- Триумф шиизма в Иране33-34: Братство Сафавиййа: от ордена к династии. Народный шиизм кызылбашей и мессианство шаха Исмаила. Шиитизация Ирана. Усулиты и ахбариты. Рухолла Хомейни и доктрина "вилайати-и факих".
- Бабизм и бахаизм35-36: Религиозная обстановка в Иране первой половины XIX в. Движение шейхитов. Проповедь Саййида Али Мухаммада Ширази и его самопровозглашение «Бабом». Бабидские восстания и реакция властей. Казнь Баба: раскол на азалитов и бахаитов. Проповедь Бахауллы и распространение бахаизм.
- Политический ислам в Иране37-38: положение шиитского духовенства в Иране в XIX-XX веках. Исламский реформизм в Иране. Политическая роль представителей шиитского духовенства. Идеология и деятельность Рухоллы Хомейни. Доктрина "вилайат-и факих". "Революционный ислам" Али Шариати.
Элементы контроля
- Промежуточные тестирования
- ЭкзаменПо усмотрению преподавателя и по результатам исключительной и активной работы студента в течение курса, а также высоких результатов выполнения тестовых заданий студенту может быть выставлена высшая оценка автоматически.
- Презентация
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.4 * Презентация + 0.35 * Промежуточные тестирования + 0.25 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Abu-Rabiʻ, I. M. (2006). The Blackwell Companion to Contemporary Islamic Thought. Wiley-Blackwell.
- Afnan, Habib Allah, and Ahang Rabbani. Genesis of the Bábi-Bahá'í Faiths in Shíráz and Fárs, BRILL, 2008.
- Rippin, A., & Mojaddedi, J. A. (2017). The Wiley Blackwell Companion to the Qur’an (Vol. Second edition). Hoboken, NJ: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1486737
- Williams, A., Stewart, S., & Hintze, A. (2016). The Zoroastrian Flame : Exploring Religion, History and Tradition. [N.p.]: I.B. Tauris. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1260219
Рекомендуемая дополнительная литература
- López Farjeat, L. X., & Taylor, R. C. (2016). The Routledge Companion to Islamic Philosophy. Routledge.