2020/2021
Методы исследований медиатекстов
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Майнор
Кто читает:
Департамент социологии
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
1, 2 модуль
Преподаватели:
Давыдов Сергей Геннадьевич,
Логунова Ольга Сергеевна,
Сапонова Анастасия Владимировна
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
76
Программа дисциплины
Аннотация
В современных социальных науках существует множество подходов к анализу медийных текстов. В ходе лекционной части дисциплины будут рассмотрены различные подходы к пониманию текста и дискурса, существующие в современных социальных науках, а также ключевые методы анализа различных типов медийных текстов, их возможности и ограничения. На семинарах студенты смогут освоить основы контент-анализа, анализа дискурса, нарративного анализа, анализа фреймов и др. В качестве объектов анализа будут предложены информационные материалы СМИ, художественные медиатексты, а также публикации в социальных онлайн медиа.
Цель освоения дисциплины
- Обеспечить формирование углубленных навыков академической работы с текстами, начиная с этапа выдвижения и формулирования рабочей гипотезы, выработки методологических и методических оснований, подготовку и проведение исследований медиатекстов.
Планируемые результаты обучения
- Пользуется основными понятиями дисциплины, знает их определения.
- Описывает структуру исследовательского процесса.
- Описывает достоинства и недостатки метода, его основные принципы.
- Следует основным этапам развития метода контент-анализ.
- Последовательно осуществляет все этапы контент анализа, включая моделирование выборки, разработку категорий анализа и кодировку сообщений.
- Использует основные принципы и правила работы с данными.
- Называет основные положения визуального анализа и применяет их к анализу медиатекстов.
- Применяет на практике основные приемы интент-анализа.
- Владеет основными положениями теории установления повестки дня и теории фреймов.
- Применяет на практике основные подходы к исследованию дискурса.
- Анализирует нарративную структуру текста.
- Использует основные направления комплексного анализа фильмов (film studies), владеет навыками анализа.
- Называет основные понятия научного исследования.
- Называет критерии определения проблемы исследования, формулирования исследовательского вопроса и гипотезы.
- Владеет основными приемами интент-анализа.
Содержание учебной дисциплины
- Документ, текст, дискурс.Подходы к определению текста. Текст как документ и как художественное произведение, художественное произведение как документ. Направления исследований текстов в различных социальных науках. Дискурс как междисциплинарное понятие. Дискурсивное поле. Роль медиа в формировании дискурса.
- Структура научного исследования.Дедуктивная и индуктивная логика научного исследования. Проблема научного исследова-ния и исследовательский вопрос. Цели и задачи научного исследования. Объект и предмет научного исследования. Задачи литературного обзора. Теоретизация и формирование гипотезы научного исследования. Концептуализация и операционализация понятий в научном исследовании. Разработка дизайна эмпирической части исследования. Сбор и анализ данных. Описание результатов исследования. Интерпретация результатов исследования. Ограничения исследования. Выводы.
- Контент-анализ как метод социальных исследований: общий обзор.Контент-анализ как социологический метод. Возможности и ограничения метода. Контент-анализ текстов: понятие, область применения, типы. Виды документов для анализа. Выбор источ-ников данных.
- История метода контент-анализ.Контент анализ – предпосылки появления метода и история развития. Исследования церков-ных книг и анализ американской прессы. Модели построения метода. Историческая перспектива усовершенствования основных процедур. Появление базовых по-нятий и категорий анализа.
- Основные этапы и процедура проведения контент-анализа .Основные этапы контент-анализа: программа, категории анализа, единицы счета, кодирова-ние, обработка данных, выводы. Принципы формирования выборки. Примеры использования метода контент-анализа для анализа СМИ (Лассуэл, Берельсон и др.). Разбор кейсов – категории анализа и единицы счета. Работа в мини-группах: кодировка фрагментов текста (новостная лента СМИ).
- Анализ и интерпретация данных.Возможности и ограничения программ обработки данных, подготовка инструментария для ручной кодировки. Общие принципы аналитического описания. Осмысление результатов. Первич-ное описание текстовых данных. Категоризация. Выбор единиц анализа текста. Проверка надежно-сти данных. Триангуляция.
- Визуальный анализ медиатекстов.Визуальный анализ – история, основные принципы. Возможности и ограничения примене-ния. Медиа тексты и их типология в контексте визуального анализа. Понятие контекста и его значение при анализе. Различные языки общения (вербальный и невербальный язык). Язык и его социальное значение.
- Интенции в медиатекстах. Метод интент-анализа.Определение интенции. Интенциональные состояния сознания и их проявление в коммуникации. Интент-анализ как метод выявления интенций в текстах. Теоретические основы интент-анализа. Основные приемы интент-анализа.
- Анализ повестки дня и фреймов в медиа.Теория установления повестки дня (У. Липпман, М. МакКомбс и Д. Шоу). Механизмы кон-струирования повестки дня в различных типах медиа. Три уровня установления повестки дня. Экс-перимент в Чапел-Хилл (1972) и последуюшие эмпирические исследования установления повестки дня. Понятие фрейма. Фреймирование и второй уровень установления повестки дня. Тематиче-ский и эпизодический фреймы. Подходы к анализу медийных фреймов.
- Основные приемы дискурс-анализа.Современные теории дискурса: подходы к классификации. Связь теории дискурса и метода дискурс-анализа. Лингвистический подход к анализу дискурса. Критический дискурс-анализ. Трех-мерная модель Н. Фэркло. Дискурс-анализ в рамках культурных исследований и media studies. Постструктуралистская традиция дискурс-анализа. Теория дискурса Э. Лакло и Ш. Муфф.
- Нарративный анализ.Определение нарратива. Основные элементы нарратива: фабула и сюжет. Элементы струк-туры нарратива, несущие функциональную нагрузку (по У. Лабову). Нарративный анализ волшеб-ной сказки В.Я. Проппа. Современные модели анализа нарратива.
- Комплексный анализ медиатекста (на примере художественных фильмов и сериалов).Film studies как теоретическая дисциплина. Направления и схемы анализа фильмов. Язык кино и его изучение. Изобразительные средства кинематографа. Способы аналитической работы с кинотекстом. Разбор примеров системного анализа фильмов и сериалов.
Элементы контроля
- Семинары
- Домашнее задание 1Оценка за программу группового исследования, представленную в конце 1 модуля.
- Домашнее задание 2Оценка за пакет документов, представленный по результатам исследования (финальная версия про-граммы, инструментарий, базы данных и т.д.).
- Групповой проект
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.3 * Групповой проект + 0.11 * Домашнее задание 1 + 0.3 * Домашнее задание 2 + 0.29 * Семинары
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Маркетинговые исследования : учебник для магистров, Галицкий, Е. Б., 2012
- Массовая коммуникация и общество : введ. в теорию и исслед., Назаров, М. М., 2010
- Методы социологического исследования : учеб. пособие для вузов, Девятко, И. Ф., 2009
- Социология массовой коммуникации : учебник для вузов, Федотова, Л. Н., 2009
- Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности: учеб. пособие, Ядов, В. А., 2012
Рекомендуемая дополнительная литература
- Carson, D. (2001). Qualitative Marketing Research. London: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=593394
- Franses, P. H., & Paap, R. (2001). Quantitative Models in Marketing Research. Cambridge: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=73143
- Власть коммуникации, Кастельс (Кастеллс), М., 2017