• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Методы исследований медиатекстов

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Майнор
Когда читается: 1, 2 модуль
Преподаватели: Давыдов Сергей Геннадьевич, Логунова Ольга Сергеевна, Сапонова Анастасия Владимировна
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 76

Программа дисциплины

Аннотация

В современных социальных науках существует множество подходов к анализу медийных текстов. В ходе лекционной части дисциплины будут рассмотрены различные подходы к пониманию текста и дискурса, существующие в современных социальных науках, а также ключевые методы анализа различных типов медийных текстов, их возможности и ограничения. На семинарах студенты смогут освоить основы контент-анализа, анализа дискурса, нарративного анализа, анализа фреймов и др. В качестве объектов анализа будут предложены информационные материалы СМИ, художественные медиатексты, а также публикации в социальных онлайн медиа.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Обеспечить формирование углубленных навыков академической работы с текстами, начиная с этапа выдвижения и формулирования рабочей гипотезы, выработки методологических и методических оснований, подготовку и проведение исследований медиатекстов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Пользуется основными понятиями дисциплины, знает их определения.
  • Описывает структуру исследовательского процесса.
  • Описывает достоинства и недостатки метода, его основные принципы.
  • Следует основным этапам развития метода контент-анализ.
  • Последовательно осуществляет все этапы контент анализа, включая моделирование выборки, разработку категорий анализа и кодировку сообщений.
  • Использует основные принципы и правила работы с данными.
  • Называет основные положения визуального анализа и применяет их к анализу медиатекстов.
  • Применяет на практике основные приемы интент-анализа.
  • Владеет основными положениями теории установления повестки дня и теории фреймов.
  • Применяет на практике основные подходы к исследованию дискурса.
  • Анализирует нарративную структуру текста.
  • Использует основные направления комплексного анализа фильмов (film studies), владеет навыками анализа.
  • Называет основные понятия научного исследования.
  • Называет критерии определения проблемы исследования, формулирования исследовательского вопроса и гипотезы.
  • Владеет основными приемами интент-анализа.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Документ, текст, дискурс.
    Подходы к определению текста. Текст как документ и как художественное произведение, художественное произведение как документ. Направления исследований текстов в различных социальных науках. Дискурс как междисциплинарное понятие. Дискурсивное поле. Роль медиа в формировании дискурса.
  • Структура научного исследования.
    Дедуктивная и индуктивная логика научного исследования. Проблема научного исследова-ния и исследовательский вопрос. Цели и задачи научного исследования. Объект и предмет научного исследования. Задачи литературного обзора. Теоретизация и формирование гипотезы научного исследования. Концептуализация и операционализация понятий в научном исследовании. Разработка дизайна эмпирической части исследования. Сбор и анализ данных. Описание результатов исследования. Интерпретация результатов исследования. Ограничения исследования. Выводы.
  • Контент-анализ как метод социальных исследований: общий обзор.
    Контент-анализ как социологический метод. Возможности и ограничения метода. Контент-анализ текстов: понятие, область применения, типы. Виды документов для анализа. Выбор источ-ников данных.
  • История метода контент-анализ.
    Контент анализ – предпосылки появления метода и история развития. Исследования церков-ных книг и анализ американской прессы. Модели построения метода. Историческая перспектива усовершенствования основных процедур. Появление базовых по-нятий и категорий анализа.
  • Основные этапы и процедура проведения контент-анализа .
    Основные этапы контент-анализа: программа, категории анализа, единицы счета, кодирова-ние, обработка данных, выводы. Принципы формирования выборки. Примеры использования метода контент-анализа для анализа СМИ (Лассуэл, Берельсон и др.). Разбор кейсов – категории анализа и единицы счета. Работа в мини-группах: кодировка фрагментов текста (новостная лента СМИ).
  • Анализ и интерпретация данных.
    Возможности и ограничения программ обработки данных, подготовка инструментария для ручной кодировки. Общие принципы аналитического описания. Осмысление результатов. Первич-ное описание текстовых данных. Категоризация. Выбор единиц анализа текста. Проверка надежно-сти данных. Триангуляция.
  • Визуальный анализ медиатекстов.
    Визуальный анализ – история, основные принципы. Возможности и ограничения примене-ния. Медиа тексты и их типология в контексте визуального анализа. Понятие контекста и его значение при анализе. Различные языки общения (вербальный и невербальный язык). Язык и его социальное значение.
  • Интенции в медиатекстах. Метод интент-анализа.
    Определение интенции. Интенциональные состояния сознания и их проявление в коммуникации. Интент-анализ как метод выявления интенций в текстах. Теоретические основы интент-анализа. Основные приемы интент-анализа.
  • Анализ повестки дня и фреймов в медиа.
    Теория установления повестки дня (У. Липпман, М. МакКомбс и Д. Шоу). Механизмы кон-струирования повестки дня в различных типах медиа. Три уровня установления повестки дня. Экс-перимент в Чапел-Хилл (1972) и последуюшие эмпирические исследования установления повестки дня. Понятие фрейма. Фреймирование и второй уровень установления повестки дня. Тематиче-ский и эпизодический фреймы. Подходы к анализу медийных фреймов.
  • Основные приемы дискурс-анализа.
    Современные теории дискурса: подходы к классификации. Связь теории дискурса и метода дискурс-анализа. Лингвистический подход к анализу дискурса. Критический дискурс-анализ. Трех-мерная модель Н. Фэркло. Дискурс-анализ в рамках культурных исследований и media studies. Постструктуралистская традиция дискурс-анализа. Теория дискурса Э. Лакло и Ш. Муфф.
  • Нарративный анализ.
    Определение нарратива. Основные элементы нарратива: фабула и сюжет. Элементы струк-туры нарратива, несущие функциональную нагрузку (по У. Лабову). Нарративный анализ волшеб-ной сказки В.Я. Проппа. Современные модели анализа нарратива.
  • Комплексный анализ медиатекста (на примере художественных фильмов и сериалов).
    Film studies как теоретическая дисциплина. Направления и схемы анализа фильмов. Язык кино и его изучение. Изобразительные средства кинематографа. Способы аналитической работы с кинотекстом. Разбор примеров системного анализа фильмов и сериалов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Семинары
  • неблокирующий Домашнее задание 1
    Оценка за программу группового исследования, представленную в конце 1 модуля.
  • неблокирующий Домашнее задание 2
    Оценка за пакет документов, представленный по результатам исследования (финальная версия про-граммы, инструментарий, базы данных и т.д.).
  • неблокирующий Групповой проект
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * Групповой проект + 0.11 * Домашнее задание 1 + 0.3 * Домашнее задание 2 + 0.29 * Семинары
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Маркетинговые исследования : учебник для магистров, Галицкий, Е. Б., 2012
  • Массовая коммуникация и общество : введ. в теорию и исслед., Назаров, М. М., 2010
  • Методы социологического исследования : учеб. пособие для вузов, Девятко, И. Ф., 2009
  • Социология массовой коммуникации : учебник для вузов, Федотова, Л. Н., 2009
  • Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности: учеб. пособие, Ядов, В. А., 2012

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Carson, D. (2001). Qualitative Marketing Research. London: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=593394
  • Franses, P. H., & Paap, R. (2001). Quantitative Models in Marketing Research. Cambridge: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=73143
  • Власть коммуникации, Кастельс (Кастеллс), М., 2017