• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Кинокультура

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Майнор
Когда читается: 3, 4 модуль
Преподаватели: Белова Екатерина Дмитриевна, Стрижак Евгения Александровна, Сувалко Александр Сергеевич
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 28

Программа дисциплины

Аннотация

Понятие «кинокультура» включает обширный спектр аудиовизуальных практик современности. В курсе рассматриваются предпосылки формирования современного поля аудиовизуальной продукции, а также анализируется его структура на обширном социальном и политическом фоне. Курс делится на теоретический, исторический и методологический (аналитический) блоки. В первом речь идет о конструировании объекта кинокультуры, появлении кинокритики и теории кино в ее тесной связи с эстетикой и теориями других современных медиа. Во втором рассматривается история современных визуальных медиа, различные концепции и опыты создания визуальных проекций и движущихся изображений от античной философии до ускоренного прогресса медиа в XX в. Третий блок включает ряд кейсов с целью сформировать представление о подходах в анализе экранных произведений. Сквозные темы курса: «Кино в ряду других техник репрезентации», «Кино и/как искусство», «Кино как кодовая система современной культуры» и т. д. Дисциплина изучается с использованием онлайн-курса «Анализ фильма», созданного Высшей школой экономики на платформе «Открытое образование»: https://openedu.ru/course/hse/FILM/.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Получить систематическое представление об истории кино XX века.
  • Ознакомиться с ключевыми теоретическими подходами, принятыми среди исследователей кино.
  • Изучить основные подходы формального анализа фильма.
  • Уметь сопоставлять различные национальные кинематографические школы.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Разбираться в основных этапах развития истории кино.
  • Узнать о семиотическом подходе к анализу фильма.
  • Разбираться в основных жанрах кинематографа и уметь отличить «жанровое» кино от «авторского».
  • Научиться анализировать боевик с обращением к структурному анализу.
  • Узнать о педагогической роли современных мультипликационных фильмов.
  • Ориентироваться в раннем советском кинематографе.
  • Разбираться в основных этапах становления и развития французского кино.
  • Перечислять основные направления и школы, значимые для культуры Германии в целом.
  • Перечислять основные направления и школы, значимые для культуры Италии в целом.
  • Разбираться в основных этапах становления и развития скандинавского кино.
  • Разбираться в основных этапах становления и развития кино США.
  • Разбираться в основных этапах становления и развития кино Великобритании.
  • Разбираться в основных этапах становления и развития кино Западной Европы (Бенилюкс, Пиренейский полуостров).
  • Разбираться в основных этапах становления и развития кино Центральной Европы (Балканский полуостров, Венгрия).
  • Разбираться в основных этапах становления и развития кино Восточной Европы (Польша, Чехия, Словакия, Румыния).
  • Разбираться в основных этапах становления и развития кино СССР-России.
  • Разбираться в различных подходах к интерпретации и анализу кино.
  • Научиться структуралистскому и пострктуралитскому подходам к анализу фильма.
  • Познакомиться с ключевыми подходами к анализу сериалов.
  • Узнать о ключевых изменениях, произошедших в советском кинематографе.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Зарождение и основные этапы истории кино.
    Ключевые произведения раннего кино. Анализ фильма: основные измерения. Различные подходы к интерпретации и анализу кино. Категории формального анализа фильма. План/кадр. Раскадровка. Внутрикадровый монтаж. Монтаж: основные виды. Классические фильмы в истории монтажа. Эффект Кулешова. Транскрипты и протоколы. Протокол кадров. Протокол сцен. Визуализация протоколов.
  • Фильм как комплекс знаков.
    Синтаксис фильма и семантика фильма. Кратко о семиотике. Три аспекта знаковых система. Типология знаков: иконические, индексальные, знаки-символы. Основные семантические модели. Коннотативная функция знаков. Смысл как перспектива предмета. Сущностные характеристики смысла (Г. Фреге). Интенциональность. Смысловая структура и материя акта сознания. Чтение и понимание кинообраза (Джеймс Монако). Синтагматика нарративного фильма (Христиан Метц). Структура кинематографического кода (Умберто Эко). «Частичная иллюзия» кино (Рудольф Арнхайм). Кинематографические коды (Психо. Сцена убийства Мэрион в душе). Монтаж vs. Мизансцена. Конструктивизм и Реализм в документальном кино (Д. Вертов и Р. Флаэрти). "Рама" и "Окно" - кейсы современных фильмов.
  • «Жанровое» и «авторское» кино.
    Переход к рассмотрению истории развития кинематографа и истории кинематографических жанров. Понятие жанра. Манифест «Догма 95». Основные типы киножанров. История американского кино от Мартина Скорсезе (1995): классические жанры Голливуда. Вестерн. Классификация вестерна Вилла Райта (Will Wright). "Классический сюжет" вестерна: анализ структуры и основные фильмы. Пример "антиклассического сюжета": первый немецкий вестерн (Луис Теинкер "Император Калифорнии"). Тема изучается с использованием онлайн-курса «Анализ фильма».
  • Гангстерское кино.
    Боевик как жанр эпохи неолиберализма. Тема изучается с использованием онлайн-курса «Анализ фильма».
  • Современная анимация: структурные модели и идеология студии Диснея.
    Меритократия. Герой и общество. "Предназначение" героя. Меньшинства, мультикультурализм и феминизм. Теория кино: Зеркало и облик. "Видимый человек" Белы Балаша. Три парадигмы метафоры зеркала в кинематографе: 1) фильм как зеркало бессознательного зрителя; 2) рефлексивное удвоение фильма в кино; 3) фильм как миметическое зеркальное отражение Другого. Тема изучается с использованием онлайн-курса «Анализ фильма».
  • Советское кино: особенности кинематографа 1930-1940-х гг.
    Мир деревни в раннем советском кинематографе. Роль рабочего в кинематографе 30-40-х гг. Жанр мюзикла. Тема изучается с использованием онлайн-курса «Анализ фильма».
  • Культура и кинематограф Франции.
    Картографирование национального кинематографа. Франция как родина кино и лидер национально ориентированного подход в киноиндустрии XX века. От авангарда к новой волне (1920-30 и 1960-е). Феномен Робера Брессона. Кино как инструмент политики и новая условность (кризис 1970-х и поиски 1980-х).
  • Культура и кинематограф Германии.
    Демонический экран и каммершпиль — культурные рефлексии Первой Мировой Войны. Кинематограф Третьего Рейха: Пропаганда и мелкобуржуазная эстетика. «Новое немецкое кино» 1970-х и социальная доминанта конца XX в.
  • Культура и кинематограф Италии.
    «Колоссы» и сериалы «золотого десятилетия» (1910-е гг.). От «кино белых телефонов» к неореализму: призрачность персональной и эстетической границы. Поток сознания и политическое кино. Жанровые поиски итальянского кино.
  • Кинематограф и культура Скандинавии.
    Искусство выживания: (само)ирония скандинавской культуры. Трансевропейский характер датской мелодрамы. Религиозное и персонологическое кино от Шестрема до Дрейера. Феномен Ингмара Бергмана. Догма-95.
  • Культура и кинематограф США.
    Лаборатория кино и визуализация нации. Ролевые модели американского кино. Быть «плохим»: вековая история образа с 1900-х годов. Индивид и проблема свободы в американской кинокультуре (трансгрессия — насилие — выбор).
  • Культура и кинематограф Великобритании.
    Британское кино в тени континентального стиля. Неигровая школа. «Сердитые молодые люди» (1950-60-е гг.). Левые традиции британского кино (от Ричардсона до Лоуча) и эксцентризм (Гринуэй). Феномен канадского кино, его культурные отличия от соседней киногегемонии.
  • Культура и кинематограф Западной Европы.
    Бенилюкс. Испания. Португалия. Миф о самых нетворческих странах Евросоюза. Нидерландское cinema verite (Ивенс и его последователи). Натурализм Верховена, магический реализм Стеллинга, мнимализм Вармердамма. Социальное кино (братья Дарденн). Феномен Луиса Бунюэля. Посттоталитарные травмы пиренейской окраины. Исследования сексуальности (Саура) и Queer-эстетика (Альмодовар). Португальский поэтический документализм (Оливейра).
  • Культура и кинематограф Центральной Европы.
    Венгрия. Балканы. Постимперское пространство: травма утраченной и обретенной независимости. «Венгерское чудо» в экономике и культуре. Его конкурент — балканский авторитаризм с деловыми интересами (культура Балкан после II мировой войны. Феномен «Черной волны». Эхо балканской войны на рубеже веков.
  • Культура и кинематограф Восточной Европы.
    Польша. Чехия и Словакия. Румыния. Общая судьба — общая беда. Проблемы постколониальной Европы в XX в. Вызовы чистого искусства. Польская и чехословацкая «новая волна» послевоенного периода. Позднее самоопределение и международный успех румынского поколения X.
  • Культура России и русскоязычный кинематограф.
    Салонная драма и авангард. Новый быт и новый человек. Сталинский канон. Кинематограф оттепели (совпадение с мировой повесткой). Значение и значимость периода советской стагнации для мирового киноискусства. Множественная идентичность постсоветского кино.
  • Анализ фильма: основные измерения.
    Различные подходы к интерпретации и анализу кино. Транскрипты и протоколы. Тема изучается с использованием онлайн-курса «Анализ фильма».
  • (Нео)структуралистские и поструктуралисткие подходы к анализу фильма.
    Вариация сюжета вестерна на тему возмездия и ее структура. Профессиональный сюжет вестерна и его критика. Тема изучается с использованием онлайн-курса «Анализ фильма».
  • Советское кино: новая кинематографическая волна 1960-х.
    Новая кинематографическая волна 1960-х. Основные сюжеты послевоенного кинематографа. Тема изучается с использованием онлайн-курса «Анализ фильма».
  • Сериал как конкурент реальности: философские аспекты проблемы реальности.
    Особенности сериала как современной формы кинопродукции. Нарративная структура сериала. Тема изучается с использованием онлайн-курса «Анализ фильма».
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Итоговый проект
  • неблокирующий Оценка за онлайн-курс + собеседование по нему
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Итоговый проект + 0.4 * Оценка за онлайн-курс + собеседование по нему + 0.3 * Работа на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Nowell-Smith, G. (1997). The Oxford History of World Cinema. Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=287585

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Anger, D. C. (1999). Other Worlds : Society Seen Through Soap Opera. Peterborough, Ont., Canada: Broadview Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=34096