2020/2021
Рыночная аналитика
Статус:
Майнор
Кто читает:
Департамент финансов
Где читается:
Санкт-Петербургская школа экономики и менеджмента
Когда читается:
1, 2 модуль
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
60
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина является обязательной частью майнора «Предпринимательские проекты и стартапы». Два курса служат пререквизитами к успешному освоению курса: Экономические основы предпринимательства, Правовые основы предпринимательства. Полученные в ходе курса навыки и знания выступают одним из пререквизитов для курса «Предпринимательские проекты: управление и реализация». Дисциплина реализуется на очной основе, без использования формата blended learning.
Цель освоения дисциплины
- Данная дисциплина знакомит студентов с методологией и практикой в области анализа рынков товаров и услуг. В ходе курса студенты изучат вопросы влияния складывающихся рыночных условий на реализацию предпринимательских проектов в разных сферах. Курс условно делится на две части: в рамках первой части рассматриваются наиболее популярные и современные методы по анализу рынков. Во второй части курса студенты знакомятся с пошаговым алгоритмом проведения исследования рынка с использованием качественных и количественных методов. Пошаговый алгоритм подразумевает как минимум формулировку исследовательской проблемы, выбор дизайн исследования, релевантных источников информации и методов сбора данных, операционализации основных понятий, сбор и обработку данных, анализ и презентацию результата в формате презентации и аналитического отчёта. Курс построен таким образом, что представленные в ходе лекционных занятий методики и инструментарий разбирается на кейсах в ходе семинаров. Полученные навыки могут быть использованы при подготовке маркетинговой части бизнес-плана предпринимательского проекта, а также для решения аналогичных задач в управленческой практике малого и среднего бизнеса.
Планируемые результаты обучения
- Студент умеет формулировать проблему, требующую проведения рыночного исследования
- Студент знает, какие базы данных Электронных ресурсов НИУ ВШЭ можно использовать для характеристики емкости и динамики рынка
- Студент знает, по каким показателям можно рассчитать емкость и динамику рынка, студент умеет рассчитывать эти показатели по вторичным данным
- Студент может провести анализ привлекательности рынка товаров или услуг, используя популярные и современные методики анализа
- Студент умеет исследовать конкурентное положение на выбранном товарном рынке или рынке услуг и делать вывод о потенциальной привлекательности сегмента
- Студент способен сформулировать критерии сегментирования потенциальной аудитории выбранного товарного рынка или рынка услуг
- Студент знает, в каких ситуациях уместно организовывать сбор первичных данных для целей исследования рынка
- Студент умеет критически оценить качество (валидность и надежность) инструментов сбора первичных данных (анкеты, формы наблюдения и т.д.)
- Студент способен самостоятельно разработать программу исследования
- Студент отличает концепт от индикатора и метрики, умеет проводить операционализацию понятий для последующего сбора мнений потребителей по этим вопросам
Содержание учебной дисциплины
- Структура и задания курсаПредставление задач рыночной аналитики. Этапы процесса принятия решения и этапы процесса проведения исследования
- Исследование рынкаПошаговая схема проведения кабинетного и полевого исследования рынка. Виды исследований. Методы исследования: качественные и количественные. Операционализация понятий. Правила подготовки инструментария для сбора первичных данных. Основы выборочных методов. Валидность и надежность
- Характеристики рынкаОпределение границ, ёмкости (объема) и динамики рынка. Анализ привлекательности рынка. PEST анализ, матрица МакКинси-Дженерал Электрик, модель 5 сил Портера, карты стратегических группировок. Сегментирование потребителей. Профессиональные базы данных
Элементы контроля
- Обсуждение на семинарах
- Домашнее задание № 1
- Домашнее задание № 2
- Контрольная работа
- Экзамен
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.1 * Домашнее задание № 1 + 0.2 * Домашнее задание № 2 + 0.4 * Контрольная работа + 0.2 * Обсуждение на семинарах + 0.1 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Галицкий Е. Б., Галицкая Е. Г. - МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 570с. - ISBN: 978-5-9916-3225-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/marketingovye-issledovaniya-teoriya-i-praktika-425174
- Карпова С. В., Мхитарян С. В., Русин В. Н. ; Под общ. ред. Карповой С.В. - МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 181с. - ISBN: 978-5-534-05522-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/marketingovyy-analiz-teoriya-i-praktika-438593
- Отварухина Н. С., Веснин В. Р. - СОВРЕМЕННЫЙ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 427с. - ISBN: 978-5-534-03642-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sovremennyy-strategicheskiy-analiz-432857
Рекомендуемая дополнительная литература
- Рыночная инфраструктура: организационно-практический аспект : монография / Ю.Ю. Суслова, Е.В. Щербенко, А.В. Волошин. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 159 с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/monography_5c6e4d3b88c1a9.06024798. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/989806
- Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приемы и методы: Справочное пособие / Котлер Ф., Бергер Р., Бикхофф Н., - 3-е изд. - М.:Альпина Паблишер, 2016. - 132 с.: 70x90 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-9614-5582-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1003065