• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Рыночная аналитика

Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 60

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина является обязательной частью майнора «Предпринимательские проекты и стартапы». Два курса служат пререквизитами к успешному освоению курса: Экономические основы предпринимательства, Правовые основы предпринимательства. Полученные в ходе курса навыки и знания выступают одним из пререквизитов для курса «Предпринимательские проекты: управление и реализация». Дисциплина реализуется на очной основе, без использования формата blended learning.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Данная дисциплина знакомит студентов с методологией и практикой в области анализа рынков товаров и услуг. В ходе курса студенты изучат вопросы влияния складывающихся рыночных условий на реализацию предпринимательских проектов в разных сферах. Курс условно делится на две части: в рамках первой части рассматриваются наиболее популярные и современные методы по анализу рынков. Во второй части курса студенты знакомятся с пошаговым алгоритмом проведения исследования рынка с использованием качественных и количественных методов. Пошаговый алгоритм подразумевает как минимум формулировку исследовательской проблемы, выбор дизайн исследования, релевантных источников информации и методов сбора данных, операционализации основных понятий, сбор и обработку данных, анализ и презентацию результата в формате презентации и аналитического отчёта. Курс построен таким образом, что представленные в ходе лекционных занятий методики и инструментарий разбирается на кейсах в ходе семинаров. Полученные навыки могут быть использованы при подготовке маркетинговой части бизнес-плана предпринимательского проекта, а также для решения аналогичных задач в управленческой практике малого и среднего бизнеса.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент умеет формулировать проблему, требующую проведения рыночного исследования
  • Студент знает, какие базы данных Электронных ресурсов НИУ ВШЭ можно использовать для характеристики емкости и динамики рынка
  • Студент знает, по каким показателям можно рассчитать емкость и динамику рынка, студент умеет рассчитывать эти показатели по вторичным данным
  • Студент может провести анализ привлекательности рынка товаров или услуг, используя популярные и современные методики анализа
  • Студент умеет исследовать конкурентное положение на выбранном товарном рынке или рынке услуг и делать вывод о потенциальной привлекательности сегмента
  • Студент способен сформулировать критерии сегментирования потенциальной аудитории выбранного товарного рынка или рынка услуг
  • Студент знает, в каких ситуациях уместно организовывать сбор первичных данных для целей исследования рынка
  • Студент умеет критически оценить качество (валидность и надежность) инструментов сбора первичных данных (анкеты, формы наблюдения и т.д.)
  • Студент способен самостоятельно разработать программу исследования
  • Студент отличает концепт от индикатора и метрики, умеет проводить операционализацию понятий для последующего сбора мнений потребителей по этим вопросам
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Структура и задания курса
    Представление задач рыночной аналитики. Этапы процесса принятия решения и этапы процесса проведения исследования
  • Исследование рынка
    Пошаговая схема проведения кабинетного и полевого исследования рынка. Виды исследований. Методы исследования: качественные и количественные. Операционализация понятий. Правила подготовки инструментария для сбора первичных данных. Основы выборочных методов. Валидность и надежность
  • Характеристики рынка
    Определение границ, ёмкости (объема) и динамики рынка. Анализ привлекательности рынка. PEST анализ, матрица МакКинси-Дженерал Электрик, модель 5 сил Портера, карты стратегических группировок. Сегментирование потребителей. Профессиональные базы данных
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Обсуждение на семинарах
  • неблокирующий Домашнее задание № 1
  • неблокирующий Домашнее задание № 2
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.1 * Домашнее задание № 1 + 0.2 * Домашнее задание № 2 + 0.4 * Контрольная работа + 0.2 * Обсуждение на семинарах + 0.1 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Галицкий Е. Б., Галицкая Е. Г. - МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 570с. - ISBN: 978-5-9916-3225-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/marketingovye-issledovaniya-teoriya-i-praktika-425174
  • Карпова С. В., Мхитарян С. В., Русин В. Н. ; Под общ. ред. Карповой С.В. - МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 181с. - ISBN: 978-5-534-05522-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/marketingovyy-analiz-teoriya-i-praktika-438593
  • Отварухина Н. С., Веснин В. Р. - СОВРЕМЕННЫЙ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 427с. - ISBN: 978-5-534-03642-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sovremennyy-strategicheskiy-analiz-432857

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Рыночная инфраструктура: организационно-практический аспект : монография / Ю.Ю. Суслова, Е.В. Щербенко, А.В. Волошин. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 159 с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/monography_5c6e4d3b88c1a9.06024798. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/989806
  • Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приемы и методы: Справочное пособие / Котлер Ф., Бергер Р., Бикхофф Н., - 3-е изд. - М.:Альпина Паблишер, 2016. - 132 с.: 70x90 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-9614-5582-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1003065