2020/2021
По ту сторону слова: невербальные компоненты культуры
Статус:
Майнор
Кто читает:
Департамент филологии
Где читается:
Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств
Когда читается:
3, 4 модуль
Преподаватели:
Агафонова Яна Ярославовна,
Гаспаров Борис Михайлович,
Зеленин Даниил Андреевич,
Калугин Дмитрий Яковлевич,
Школьников Вадим Валерьевич
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
60
Программа дисциплины
Аннотация
В основу четвертой дисциплины майнора «По ту сторону слова: невербальные компоненты культуры» положена стратификация смыслов, предложенная философом Людвигом Виттгенштейном: «Сравни наше знание и как мы о нем говорим: какова высота Монблана в метрах? – как мы употребляем слово 'игра'? – какой звук у кларнета?». Философ обозначил три типа передачи смыслов в культуре: 1) научное знание; 2) смыслы, вытекающие из употребления языка; 3) внесловесные (образные) смыслы. Данная дисциплина даст студентам возможность обсудить место и значение несловесных аспектов культуры на примере выдающихся текстов музыки и визуальных искусств, преимущественно ХІХ-ХХ вв.
Цель освоения дисциплины
- Способствовать развитию у студентов практик критического анализа и публичного обсуждения живописных и музыкальных произведений с точки зрения историко-культурного контекста их возникновения и позднейшей рецепции.
- Сформировать у студентов навык близкого чтения текстов и фрагментов текстов повышенной сложности, основанный на практическом освоении основ риторики и стилистики.
- Развить навык составления аргументированных текстов (эссе), основанных на собственных наблюдениях.
Планируемые результаты обучения
- Знает основные невербальные компоненты культуры. Анализирует и интерпретирует живописные и музыкальные произведения с точки зрения историко-культурного контекста. Формулирует и аргументирует свою позицию по обсуждаемым в рамках курса проблемам
- Воспринимает произведения искусства в их историко-культурном контексте.
Содержание учебной дисциплины
- Визуальные парадигмы, от Античности к авангарду«Князь ведь за границей выучился глядеть2 (Ф. Достоевский, "Идиот"): что такое «выучиться глядеть» и почему для этого надо ехать за границу. Визуальные парадигмы, от Античности к авангарду. Русский литературный романтизм и изобразительное искусство. Романтический апофатический экфрасис: «Сикстинская мадонна» Рафаэля в описаниях В.-Г. Вакенродера и В. Жуковского. Визуальность в поэтике Гоголя. Повесть «Портрет» как развернутый экфрасис. Борьба божественного («невыразимая» итальянская картина) и дьявольского (миметический портрет) начал.
- Проблемы восприятия реалистического изображения в русском романеВзглянуть не умею»: проблемы восприятия реалистического изображения в «Идиоте» Ф. Достоевского. Храм, музей, изба: проблемы пространственной контекстуализации художественного объекта. Идеологический взгляд на произведение искусства как его деформация. Трансформации визуального в художественном нарративе.
- Слово и изображение: проблемы соотношения визуального и вербального кодовСлово и изображение: проблемы соотношения визуального и вербального кодов. Формы репрезентации визуального в тексте (иконические тексты, иллюстрации, фотографии, гипотипозис, экфрасис). Paragone: споры об иерархии искусств (Гораций, Леонардо, Лессинг, романтизм, Парнас, символисты, авангард). История термина «экфрасис». Экфрасис: топос, жанр или риторическая фигура? Дескриптивный и нарративный аспекты экфрасиса. Между индексом, иконой и символом: оживший портрет как гибридный семиотический знак. Ожившая статуя: романтический контекст и психоаналитический подтекст.
- Метафизика и эстетика нефигуративного изображенияМетафизика и эстетика нефигуративного изображения. Кандинский и интерпретация его творчества у Александра Кожева.
- Проблема возникновения абстрактной живописиМогла ли абстрактная живопись появиться в 17 веке? Проблемы образной памяти в контексте истории живописи (на примере рассказа Бальзака «Неведомый шедевр»). Понятие эйдетического визуального образа в трактовке Э.Р. Йенша. Поэтика художественной неудачи: от романтиков и реалистов до абстракционистов. Эстетика зрения и визуального образа от античности до авангарда. Концепция расширенного смотрения Михаила Матюшина и проблемы репрезентации визуального объекта в авангардном тексте.
- Проблема значения в музыке"Художественная" и "популярная" музыка. Музыка как знак культуры своего времени. Музыка и слово. Программная музыка. Понятие тональности. Мажор и минор. Цвето-акустический опыт (глаз, обладающий акустикой) в экфрасисах Мандельштама. На переломе: Эстетика художественного авангарда в «(соц)реалистическом» тексте. «Евгений Онегин» Пушкина и Чайковского как памятники культуры 1820х и1860-70х годов. Различие социальных и психологических ситуаций (Письмо Татьяны, дуэль). Различие в обрисовке характеров (Онегин, Ленский). Слово Пушкина в опере Чайковского.
- Проблемы образной памяти в контексте истории живописи«Глеб Успенский «Выпрямила»: Венера Милосская в виде русского мужика. Вс. Гаршин («Художники»): русский мужик на живописном rendez-vous.
- Музыкальный нарративСтруктура симфонического нарратива (сонатная форма). Субъект музыкального нарратива. Классический симфонический оркестр. Роль музыкальных цитат. Семантика музыкальных жанров (Вальс, марш, народная песня и т.д.).
- «Полифония: музыкальный язык и философское содержаниеФилософские и психологические основания музыкальной полифонии. Принцип полифонического изложения. Фуга. Историческое место полифонической музыки. Полифония в музыке ХХ века.Музыкальная полифония и язык: проблема линейности речи. Слияние авторского голоса и голосов героев как отличительная черта романного повествования. Музыкальное разноречие: одновременность голосов в ансамбле.
- Опера: рождение и история жанраОпера и античная драма. Компоненты оперного повествования: вокальные номера; хор; речитатив; роль оркестра. Реалистический и сюрреалистический компонент оперы. Музыкальный и литературный реализм. Построение драматического действия в опере. Принцип "шекспировского" построения характеров у Пушкина и Мусоргского. Народ: масса и индивидуальные голоса.
- Опера: роль лейтмотивов в музыке и литературеЛейтмотивная техника музыкального повествования. Приемы варьирования и слияния мотивов. Формирование смыслов на основе мотивных трансформаций. Смысл музыкального лейтмотива и смысл слова. Человеческий голос: соотношение поэтического текста и его музыкального воплощения. Соотношение словесной и музыкальной семантики. Литературный и музыкальный стиль. Значение жанра "романса" в истории русской культуры. История романсов на слова Пушкина.
- Музыка ХХ века: остранение и пародияЮмористический элемент в музыке. Понятие пастиша. Музыкальные поп-жанры как источник пародии. Философское значение пародии. Пародия и сюрреализм. Сюрреализм как способ философского осмысливания действительности. Пародия как способ отстранения. Роль музыкального и литературного "китча" в эстетике ХХ века. Ориентализм как культурная традиция: идеология и эстетический стиль. Русский ориентализм: имперский и анти-имперский аспект. Черты ориентализма в музыке. Пародийный аспект ориентализма у Пушкина и у Глинки.
- ХХ век: Музыка, война и революцияЭстетика и психология авангарда 1910-20х годов и его воплощение в музыке: популизм; фрагментарность / монтаж; антипсихологизм.
- Современная музыкаСовременная музыка как «новое начало» (tabula rasa). Минимализм (Джон Кейдж, Филипп Гласс). Музыка и политика: переосмысливание музыкальных жанров.
Элементы контроля
- Аудиторная работа (третий модуль)Аудиторная работа складывается из посещения занятий и активной работы на семинарах и презентаций. Предусмотрены обсуждения в свободной форме вопросов и ответов на обозначенные темы. Учет активности на занятиях производится в конце каждого семинара.
- Аудиторная работа (четвертый модуль)Аудиторная работа складывается из посещения занятий и активной работы на семинарах и презентаций. Предусмотрены обсуждения в свободной форме вопросов и ответов на обозначенные темы. Учет активности на занятиях производится в конце каждого семинара.
- ЭкзаменЭкзамен проводится в форме самостоятельно подготовленного эссе на одну из предложенных тем, охватывающих ряд элементов материала курса, объемом – 6000-9000 печатных знаков с пробелами.
- Письменное заданиеПисьменное задание представляет собой развернутый ответ на вопрос по содержанию курса, демонстрирующий прочтение, как минимум, одного художественного текста, непосредственно иллюстрирующего поставленную в вопросе проблему. Объем – 2000-3000 печатных знаков с пробелами.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.25 * Аудиторная работа (третий модуль) + 0.25 * Аудиторная работа (четвертый модуль) + 0.2 * Письменное задание + 0.3 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Bruhn, J. (2016). The Intermediality of Narrative Literature : Medialities Matter. London: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1242120
- Rippl, G. (2015). Handbook of Intermediality : Literature – Image – Sound – Music. Berlin: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1033026
Рекомендуемая дополнительная литература
- Pethő, A. (2011). Cinema and Intermediality : The Passion for the In-between. Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=522802
- Ryan, M.-L., & Grishakova, M. (2010). Intermediality and Storytelling. New York: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=349514
- Wagner, P. (1996). Icons - Texts - Iconotexts : Essays on Ekphrasis and Intermediality. Berlin: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=627336