2020/2021![Цель освоения дисциплины](/f/src/global/i/edu/objectives.svg)
![Планируемые результаты обучения](/f/src/global/i/edu/results.svg)
![Содержание учебной дисциплины](/f/src/global/i/edu/sections.svg)
![Элементы контроля](/f/src/global/i/edu/controls.svg)
![Промежуточная аттестация](/f/src/global/i/edu/intermediate_certification.svg)
![Список литературы](/f/src/global/i/edu/library.svg)
Коммуникации в современном обществе: теория и практика
Статус:
Майнор
Кто читает:
Департамент менеджмента
Где читается:
Санкт-Петербургская школа экономики и менеджмента
Когда читается:
1, 2 модуль
Преподаватели:
Кудрявцева Елена Игоревна,
Молодыченко Евгений Николаевич,
Морозов Михаил Анатольевич
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
60
Программа дисциплины
Аннотация
В рамках дисциплины предполагается освоение современных концепций практической коммуникации, демонстрация возможностей применения гуманитарного знания на практике, знакомство с современными технологиями решения сложных практических задач с применением инструментария из смежных гуманитарных областей. Изучение данной дисциплины не предполагает предварительной подготовки, но в целом базируется на дисциплинах, изучаемых студентами в разных программах подготовки, таких как: - Социология, - Психология, - Философия, - Теория организации, - Общий менеджмент
Цель освоения дисциплины
- Расширить у студентов общегуманитарный и профессиональный кругозор
- Сформировать системные представления в области внутриорганизационных и профессиональных коммуникаций
- Поддержать и развить навыки успешного профессионального и межличностного взаимодействия, понимания особенностей управления собственным и чужим поведением
- Развить практические навыки применения различных методов и технологий регулирования и коррекции организационных и профессиональных взаимоотношений
Планируемые результаты обучения
- Умение адекватно использовать соответствующую терминологию
- Знание ключевых концепций и теорий коммуникативного взаимодействия
- Понимание актуальных и перспективных задач анализа, регулирования и коррекции индивидуального и группового поведения
- Умение организовывать взаимодействие с другими людьми для решения конкретных задач
- Умение формулировать гипотезы о конфликтогенных организационных факторах
- Умение прогнозировать и планировать поведение сотрудников в конкретных организационных ситуациях
- Знание ключевых концепций и теорий межкультурного интеллекта
- Умение анализировать ситуации и поведение других людей с целью формирования адекватной конструктивной, в том числе – кросс-культурной, коммуникации
Содержание учебной дисциплины
- Что мы знаем о коммуникациях?Цель изучения: ознакомление с основными характеристиками и классическими моделями коммуникации Содержание темы: Коммуникация как объект и предмет исследования. Коммуникация в живой природе. Сущность коммуникации. Классические модели коммуникации (линейная, циклическая, интерактивная)
- Психологические основы коммуникацииЦель изучения: Формирование представлений о сущности Содержание темы: Коммуникативная ситуация и ее восприятие. Механизмы социальной перцепции. Организация социальной перцепции. Ключевые стереотипы и их роль в коммуникации. Ключевые барьеры коммуникации. Общие коммуникативные нормы: принципы и максимы коммуникации. Конструктивная и деструктивная обратная связь
- Особенности вербальных коммуникацийЦель изучения: Формирование представлений о роли вербальной составляющей в коммуникациях Содержание темы: Структура высказывания. Предикация и ее особенности. Отражение характеристик говорящего / пишущего в структуре высказывания. Структура текста как отражение отношения к описываемой ситуации. Отражение субъективной картины мира в сюжете и структуре текста. Внешняя и внутренняя речь. Устная и письменная речь. Монолог, диалог, полилог
- Невербальная коммуникацияЦель изучения: Формирование представлений о роли невербальной составляющей в коммуникациях Содержание темы: Невербальная коммуникация: функции и возможности. Разнообразие средств невербальной коммуникации. Атрибуция ситуации с помощью средств невербальной коммуникации. Распознавание невербальных коммуникативных сигналов. Столкновение вербальных и невербальных сигналов
- Стрессовые и конфликтные коммуникацииЦель изучения: Формирование представлений о принципах и правилах поведения в стрессовых и конфликтных ситуациях Содержание темы: Критические ситуации: особенности коммуникации. Стрессовые ситуации: специфика коммуникации. Конфликтные коммуникации. Динамика конфликта: эскалация и урегулирование. Манипуляции в коммуникациях. Совладающее поведение
- Убеждающая коммуникацияЦель изучения: Формирование навыков анализа потребностей в убеждении других людей и навыков убеждающего поведения Содержание темы: Природа убеждения. Социально-психологическая модель убеждения. Убеждающее поведение. Аргументация и убеждающий текст. Сопротивление убеждению. Виды убеждающего взаимодействия: дискуссии и переговоры. Приемы эффективной аргументации
- Разнообразие групповых коммуникацийЦель изучения: Формирование навыков группового взаимодействия Содержание темы: Группа как пространство коммуникации. Групповая коммуникация как процесс. Групповое мышление и эффективность групп. Технологии проведения групповой дискуссии. Проектная работа, работа в изоляции, виртуальные команды
- Коммуникация в рабочей средеЦель изучения: Формирование навыков оценки организационной ситуации, формирование навыков организационного поведения Содержание темы: Общие представления о групповых коммуникациях. Корпоративная культура как интегратор организационных коммуникаций. Формальные организационные коммуникации. Неформальные организационные коммуникации. Система организационных коммуникаций и коммуникативные сети. Коммуникативный цикл работника
- Коммуникативная этикаЦель изучения: Формирование навыков построения этичных коммуникаций в непосредственном и опосредованном взаимодействии Содержание темы: Общие принципы коммуникативной этики. Каналы и средства коммуникации: современный этикет. Этические проблемы сетевой коммуникации и сетевой этикет. Специфика коммуникаций в межкультурном пространстве. Персональный имидж и его реализации в коммуникации
- Навыки эффективной коммуникацииЦель изучения: Формирование эффективных навыков коммуникации для развития профессионального и организационного взаимодействия Содержание темы: Эффективная презентация. Активное слушание. Модерация. Нетворкинг (создание и развитие отношений). Сетевое поведение
Элементы контроля
- Групповой проектГрупповой проект (домашнее задание) выполняется в небольших группах (по 5-7 человек) на всем протяжении изучения дисциплины. Для этого на первой неделе студенты самостоятельно формируют рабочие группы. Подготовка проекта представляет собой самостоятельную групповую работу студентов, посвященную подготовке и презентации проекта, демонстрирующего групповые коммуникативные компетенции. Объем текста – не менее 20 стр.
- Тестирование
- Аудиторная работаРешение кейса, предложенного преподавателем на занятии (или подготовленное домашнее задание) представляет собой самостоятельную групповую работу 3-5 студентов или самостоятельную работу одного студента (по выбору преподавателя). Результат обсуждения предоставляется в виде устного доклада или письменного ответа, направляемого преподавателю для оценивания. Презентация доклада предъявляется другим студентам на семинарском занятии для последующего обсуждения затронутых в ней тем и /или кейсов, предложенных преподавателем. Презентация доклада предполагает выступление 3-5 минут с последующим обсуждением. Оценивается как сам доклад, так и ответы докладчиков на вопросы аудитории.
- Экзамен
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.2 * Аудиторная работа + 0.3 * Групповой проект + 0.2 * Тестирование + 0.3 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Гавра Д. П. - ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 231с. - ISBN: 978-5-534-06317-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/osnovy-teorii-kommunikacii-433390
- Гулевич О. А. - ПСИХОЛОГИЯ МЕЖГРУППОВЫХ ОТНОШЕНИЙ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и специалитета - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 345с. - ISBN: 978-5-534-10719-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologiya-mezhgruppovyh-otnosheniy-431344
Рекомендуемая дополнительная литература
- Адамьянц Т. З. - СОЦИАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 200с. - ISBN: 978-5-534-06898-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/socialnye-kommunikacii-442012
- Ивин А. А. - РИТОРИКА. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 278с. - ISBN: 978-5-534-01111-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/ritorika-433562
- Ивин А. А. - РИТОРИКА. Учебник и практикум для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 278с. - ISBN: 978-5-534-03849-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/ritorika-436561
- Корягина Н. А. - САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ И УБЕЖДАЮЩАЯ КОММУНИКАЦИЯ. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 225с. - ISBN: 978-5-534-11562-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/samoprezentaciya-i-ubezhdayuschaya-kommunikaciya-445661
- Марков Б.В. - Философия языка и коммуникации. Т. 1. Теории языка и коммуникации. Учебник - Русайнс - 2018 - 213с. - ISBN: 978-5-4365-2690-4 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/930120
- Марков Б.В. - Философия языка и коммуникации. Т. 2. Техники и медиакомуникации. Учебник - Русайнс - 2018 - 233с. - ISBN: 978-5-4365-2691-1 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/931926
- Собольников В. В. - НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА КОММУНИКАЦИИ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для прикладного бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 164с. - ISBN: 978-5-534-05922-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/neverbalnye-sredstva-kommunikacii-441433
- Третьяк Г. Е. - Кризисные коммуникации - феномен социокультурной действительности. Монография - Русайнс - 2018 - 134с. - ISBN: 978-5-4365-2390-3 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/929506
- Холден, Найджел Дж. Кросс-культурный менеджмент. Концепция когнитивного менеджмента: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по направлению 521500 «Менеджмент» и специальностям 350400 «Связи с общественностью», 350700 «Реклама» / Н.Дж. Холден; Пер. с англ. под ред. проф. Б.Л. Ерёмина. — М. : ЮНИТИ-ДАНА,2017. — 384 с. (Серия «Зарубежный учебник») - ISBN 978-5-238-00886-4. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028506