• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Современное искусство

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Майнор
Где читается: Социально-гуманитарный факультет (Пермь)
Когда читается: 1, 2 модуль
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 56

Программа дисциплины

Аннотация

Современное искусство – кросс-культурное явление, соединяющее в художественные рефлексии тенденции политики и экономики, «сложные» социокультурные вопросы. Курс направлен на формирование знаний о художественном процессе 1950-х – 2010-х годов, тенденций и направлений искусства этого периода, теоретических принципов и технологий современного искусства, специфики языка визуальных медиа современного искусства. В ходе освоения дисциплины формируются умения и навыки анализа концепций и визуальных кодов произведений современного искусства. Формируемые компетенции: - понимание современного художественного процесса, тенденций актуального искусства в междисциплинарной перспективе; - умение проводить семиотический, формальный и дискурс-анализ сложных процессов и произведений актуального искусства; - способность создавать исследовательские и публицистические тексты с использованием широкого круга междисциплинарных источников и научной литературы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «Современное искусство» является: - Формирование знаний о художественном процессе 1950-х – 2010-х годов, тенденций и направлений искусства этого периода, теоретических принципов и технологий современного искусства, специфики языка визуальных медиа современного искусства.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет представлениями о теоретических принципов постмодерна, философско-эстетических принципах ключевых тенденциях развития искусства поп-арта (британских поп-арт, американский поп-арт).
  • Владеет представлениями о теоретических принципов постмодерна, философско-эстетических принципах ключевых тенденциях развития искусства 1960-1970-х годов (новый реализм, концептуализм, минимализм).
  • Владеет представлениями о специфике различных видов процессуальных практик. Владеет различными методами анализа процессуального искусства (семиотический и дискурс-анализ).
  • Владеет представлениями о теоретических принципов постмодерна, философско-эстетических принципах ключевых тенденциях развития искусства 1960-1970-х годов (ленд-арт, трансавангарда).
  • Владеет представлениями о теоретических принципов постмодерна, философско-эстетических принципах ключевых тенденциях развития искусства 1990-2010-х годов (стрит-арт и паблик-арт, сайнс-арт, метамодернизм)
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Искусство 1950-х-1960-х.
    Тема 1. Кризис модернизма в искусстве. Появление новых визуальных языков. Постмодернизм: основные характеристики, новые визуальные языки. Тема 2. Британский поп-арт. Новая социальная действительность. Появление поп-арта в Великобритании: Ричард Гамильтон, Дэвид Хокни, Питер Блейк. Тема 3. Американский поп-арт. Поп-арт в США: предпосылки формирования. Языки американского поп-арта. Творчество представителей американского поп-арта: Рой Лихтенштейн, Джаспер Джонс. Энди Уорхолл: философия и искусство.
  • Искусство 1960-х годов.
    Тема 4. Новый реализм. Группа «новые реалисты», основанная в 1960 году критиком Пьером Рестани. «Галерея J»; участники: Мимо Ротелла, Даниэль Споэрри, Кристо (р. 1935), Жан Тенгели (р. 1925), Сезар (р. 1921), Арман (р. 1928). Ив Клейн (1928 – 1962), выставка «Пустота» (1958), галерея Ирис Клер (Париж) – демонстрация нематериальной сущности искусства. «Антропометрические» перформансы Ива Клейна Тема 5. Минимализм. Истоки минимализма. Экстремальные варианты геометрической абстракции: Барнет Ньюман, Эд Рейнхардт. Статья Эдда Рейнхадта «Двенадцать правил Новой Академии» (1957). Теоретизация. Программная статья Дональда Джадда «Specific Objects» (1965). Представители минимализма: Карл Андре (р. 1935), Ричард Сера (р. 1930), Роберт Моррис (р. 1934), Сол ЛеВитт (р. 1926), Том Смит (р. 1934), Дональд Джадд (р. 1928), Дэн Флэвин (р. 1931), Роберт Смитсон (1938 – 1973). Минимализм как предтеча концептуализма. Тема 6. Концептуализм. Теория концептуализма: Джозеф Кошут «Искусство после философии». Виды и формы концептуального искусства. Деятельность группы «Новые реалисты». «Флюксус»: деятельность, участники. Основные представители: Джозеф Кошут, Йозеф Бойс, Брюс Науман и др.
  • Искусство действия.
    Тема 7. Боди-арт. Тело в радикальном искусстве – трансгрессия. Художник и тело. Искусство Ива Кляйна, Брюса Наумана, Кэроли Шнееман. Тема 8. Перформативные арт-практики. Виды перформативных практик. Теоретические аспекты перформативных практик. Перформанс и хеппенинг: границы понятий, основные характеристики. Представители: Аллан Капру, Марина Абрамович и др. Практики акционизма на современном этапе.
  • Трансавангард и «новые дикие».
    Тема 9. Истоки и развитие трансавангарда. Истоки трансавангарда. Критика концептуализма. Гетерогенный характер искусства «новых диких»: возврат к фигуративно-экспрессивным образам, индивидуальная мифология и использование особенностей национальной культуры, обращение к станковой живописи. Феномен творчества Френсиса Бэкона. Философское эссе Жиля Делеза «Френсис Бэкнон». Феномен «Лондонской шолы». Тема 10. Феномен «новых диких». Характерные особенности транаванграда: обращение к разным традициям и стилям, христианская и языческая иконография, использование мифов и архетипов, метафор. Художники-трансаванградисты: Сандро Киа (р. 1946), Франческо Клементе (р. 1952), Энцо Куки (р. 1947), Мимо Паладино (р. 1948), Никола де Мариа (р. 1954). В числе влияний: северный символизм экспрессионизм, фовизм, новая вещественность. Мастера: Георг Базелиц (р. 1938), Ансельм Кифер (р. 1945), Маркус Люперц (р. 1941), Йорг Иммендорф (р. 1945), Саломе (р. 1954), Коберлинг (р. 1938).
  • Искусство 1990-х-2010-х годов.
    Тема 11. Стрит-арт и паблик-арт. Виды уличного искусства. Техники стрит-арта. Представители: Бенкси (р. 1974), Ж. М. Баския (р. 1960), Никита Номерз и др. Разграничение понятий: стрит-арт и паблик-арт. Искусство в общественном пространстве. Паблик-арт и проблемы его внедрения в городскую среду. Представители: Э. Гормли (р. 1950), Д. Шапиро (р. 1941) и др. Тема 12. Сайнс-арт. Научные исследования как объекты современного искусства. Научно-технические корпорации и искусство. Тема 13. Метамодернизм. Теория метамодернизма (Робин ван ден Аккер, Тимотеус Вермюлен). Философия метамодернизма. Архитектура и изобразительное искусство в перспективе метамодернизма.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа (тест)
  • неблокирующий Контрольная работа (эссе)
  • неблокирующий Самостоятельная работа
  • неблокирующий Академическое эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * Академическое эссе + 0.3 * Контрольная работа (тест) + 0.3 * Контрольная работа (эссе) + 0.1 * Самостоятельная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Агратина Е. Е. - ИСКУССТВО ХХ ВЕКА. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 317с. - ISBN: 978-5-534-04737-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/iskusstvo-hh-veka-438189
  • Ильина Т. В., Фомина М. С. - ИСТОРИЯ ИСКУССТВА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ. ОТ АНТИЧНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ 7-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 346с. - ISBN: 978-5-534-03311-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-iskusstva-zapadnoy-evropy-ot-antichnosti-do-nashih-dney-431152
  • Нуркова В. В. - ПСИХОЛОГИЯ ФОТОГРАФИИ. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 473с. - ISBN: 978-5-534-11377-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologiya-fotografii-kulturno-istoricheskiy-analiz-445185

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Ильина Т. В. - ВВЕДЕНИЕ В ИСКУССТВОЗНАНИЕ 2-е изд. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 201с. - ISBN: 978-5-534-10029-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/vvedenie-v-iskusstvoznanie-429148