2020/2021
Самоопределение и карьера: от образовательной траектории к профессиональному развитию
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Майнор
Кто читает:
Департамент социальных наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук (Нижний Новгород)
Когда читается:
1, 2 модуль
Преподаватели:
Радина Надежда Константиновна
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
60
Программа дисциплины
Аннотация
Первая дисциплина майнора позволит студентам систематизировать знания в вопросе выбора профессии, учитывая не только способности и баллы ЕГЭ, но и личностные особенности субъекта выбора. В процессе занятий студентам представится возможность построить собственный карьерный план, органично связанный с жизненными событиями на этапах как университетской, так и послеуниверситетской жизни. Практические занятия предполагают самодиагностику студентов на основе современных психологических алгоритмов и тестов, что позволит связать потребности студентов в профессиональном развитии и те потенциальные возможности университета, которые еще не использованы.
Цель освоения дисциплины
- Цель – интегрировать и структурировать представления студентов о профессиональном самоопределении и профессиональном становлении, создать условия для развития компетенций студента, обеспечивающих стратегию обучения в течение всей жизни (Life Long Learning - LLL).
- Задачи курса: • ознакомить студентов с некоторыми концепциями и диагностическими инструментами современной социальной психологии, ориентированными на профессиональное обучение и развитие; • способствовать развитию компетенций, обеспечивающих личностную стратегию обучения в течение всей жизни (Life Long Learning - LLL); • содействовать формированию опыта рефлексии возможностей профессионального обучения и опыта конструирования сценариев профессионального развития.
Планируемые результаты обучения
- Студент воспроизводит и детализирует проблемы, формирующие предметное поле психологии профессионального развития в настоящем и будущем (технологии Форсайт для профессионального развития)
- Студент интерпретирует социальные и психологические изменения (вызовы), оказывающие влияние на профессиональное обучение и построение карьеры
- Студент оценивает образовательные программы и образовательные стратегии в контексте собственного профессионального развития
- Студент разрабатывает стратегии профессионального обучения и карьеры, релевантные задачам саморазвития
- Студент применяет базовые психологические инструменты самодиагностики для прогнозирования результатов в разных областях профессиональной деятельности
Содержание учебной дисциплины
- Профориентация в школе: модели профессионального выбораЦели и задачи школьной профориентационной работы. Этапы школьной профориентации. Формы школьной профориентационной работы. Модели профориентации. Ожидаемые результаты школьной профориентации.
- Концепция майнора и концепция учебного курса: содержание, организационные формы занятий, инновационный потенциалМесто дисциплине в концепции майнора. Связь дисциплины с другими дисциплинами майнора. Цели и задачи дисциплины, планируемые результаты обучения. Классические и инновационные формы проведения занятий (онлайн и офлайн). Формы контроля и особенности требований к домашним и контрольным заданиям. Подготовка к экзамену и итоговая отметка.
- Форсайт и психология профессионального самоопределенияФорсайт как технология активного формирования будущего. Социально-психологические координаты Форсайта. Технологии Форсайта в поле профессионального обучения и развития.
- Возрастные нормы и профессиональное развитие.Психология развития: базовые понятия и их трактовки. Развитие человека в онтогенезе: актуальные психологические концепции. Концепции возрастного развития в контексте поля профессиональных проблем.
- Обучение в течение всей жизни (Life Long Learning - LLL) и профессиональное развитие: школа, университет, профессиональная карьера. Методика «Линия жизни» для изучения профессионального становленияРоль профессионального развития в концепции психологии жизненного пути. Классическая методика А. Кроника «Линия жизни». Модификация методики «Линия жизни» для решения задач в области стратегий профессионального развития и карьеры. Практика построения стратегий профессионального разития в контексте планирования жизненного пути. Оценка эффективности работы с методикой.
- Профессиональное обучение и развитие: основы психологической самодиагностикиПринципы, методы и формы психодиагностической работы в области профессионального развития. Личностный фактор в диагностике профессионального становления. Методики профессиональной психологии и самодиагностика профессионального выбора.
- Профессиональный выбор и психологические технологииПолитический, экономический и социальный контекст профессионального выбора. Роль средовых факторов в профессиональном выборе на разных этапах жизненного пути. Роль субъектности в современном поле профессиональной жизни. Место психологических технологий в оптимизации решения задач профессионального развития и карьеры.
Элементы контроля
- домашнее задание (состоит из 2 работ)Од/з = 0,5*Од/з1 + 0,5*Од/з2
- контрольная работа
- Активность на занятиях
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.2 * Активность на занятиях + 0.6 * домашнее задание (состоит из 2 работ) + 0.2 * контрольная работа
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Кязимов К. Г. - УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 202с. - ISBN: 978-5-534-09762-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/upravlenie-chelovecheskimi-resursami-professionalnoe-obuchenie-i-razvitie-428517
- Толочек, В.А. Профессиональная карьера как социально-психологический феномен : монография / В.А. Толочек. - Москва : Институт психологии РАН, 2017. - 262 с. - (Фундаментальная психология - практике). - ISBN 978-5-9270-0352-5. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1060987
Рекомендуемая дополнительная литература
- Johnson, J. (2018). Transitioning into Career Success: A Grounded Study on the Lifewide Learning Experiences of Successful High Potential Individuals in Early Adulthood. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4C1F5734