2020/2021
GR-технологии и лоббизм: российский и зарубежный опыт
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Майнор
Где читается:
Факультет менеджмента (Нижний Новгород)
Когда читается:
3, 4 модуль
Преподаватели:
Орлинская Ольга Михайловна
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
60
Программа дисциплины
Аннотация
Учебная дисциплина «GR-технологии и лоббизм: российский и зарубежный опыт» нацелена на формирование у бакалавров представлений, знаний и навыков в сфере взаи-модействия государства и бизнеса. Предполагается изучение базовых основ отношений между органами государственной власти, бизнес-структурами и организациями гражданского общества как основными акторами процесса принятия решений в Российской Федерации; уяснение функций и интересов участников отношений;рассмотрение механизмов организации взаимодействия между этими участниками; выявление достоинств, недостатков и путей совершенствования взаимодействия между государством, бизнесом и гражданским обществом, в том числе с использованием опыта зарубежных стран.
Цель освоения дисциплины
- Учебная дисциплина «GR-технологии и лоббизм: российский и зарубежный опыт» нацелена на формирование у бакалавров представлений, знаний и навыков в сфере взаи-модействия государства и бизнеса
Планируемые результаты обучения
- Студент самостоятельно-формулирует требования к профессиональным навыкам и знаниям GR-специалиста.
- Студент знает институты и механизмы продвижения интересов бизнеса в про-цессе взаимодействия с властью, знаком с концеп-цией государственно-частного партнерства
- Студент знает особенности нормативного регулирова-ния GR-менеджмента и лоббизма в зарубежной практике
Содержание учебной дисциплины
- Организация работы GR-подразделения в компанииОрганизационная структура и функции GR-департамента. Консалтинговые компании в GR. Организация процессов в GR. Профессиональные навыки, качества и знания GR-специалиста. Основные GR-технологии. Формирование общественной поддержки, использование СМИ и интернет-технологий как ресурс GR.
- Функциональные аспекты GR- менеджмента.Проблема взаимоотношений бизнеса и власти. Модели отношений бизнеса и вла-сти в России. Особенности продвижения интересов крупного, малого и среднего бизнеса, взаимодействие бизнеса и власти в банковско-финансовом секторе. Государственно-частное партнерство: теория и практика. Социальная ответственность бизнеса: теория и практика. Регулирование лоббизма: проблема законодательного регулирования лоббизма и этика лоббистской деятельности.
- Международный опыт лоббизма и GR-деятельностиЛоббизм в США: история и современность. Корпоративный лоббизм в США. Осо-бая роль grassroot-лоббирования в США. Регулирование лоббизма в США. Лоббизм в Европе: исторические и современные практики лоббизма в Великобри-тании, Германии и Франции. Лоббизм в Европейском союзе: организационные и технологические особенности. Эффективность лоббирования интересов российского бизнеса за рубежом
- Бизнес-ассоциации в системе взаимодействия бизнеса с властью«Цивилизованный» и «нецивилизованный» лоббизм. Бизнес-ассоциации как инст-румент «цивилизованного» лоббизма. Российские бизнес ассоциации: Российский союз промышленников и предпринимателей, ОПОРа России, Деловая России. Торгово-промышленная палата РФ.
Элементы контроля
- презентация
- разбор кейса
- контрольная работаУстный ответ в ZOOM (2 вопроса каждому студенту)
- домашняя работаДомашнее задание в мини-группах. Защита результатов на семинаре.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.25 * домашняя работа + 0.25 * контрольная работа + 0.25 * презентация + 0.25 * разбор кейса
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- GR и лоббизм: теория и технологии : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В. А. Ачкасова [и др.] ; под ред. В. А. Ачкасовой, И. Е. Минтусова, О. Г. Филатовой. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 315 с. — (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-02436-4. — Режим доступа :www.biblio-online.ru/book/10AC5891-B232-41E7-BDC3-BFBA52817381.
- Байков А.А., Богатуров А.Д., Данилин И.В. - Экономическая политология. Отношения бизнеса с государством и обществом: учебное пособие - Издательство "Аспект Пресс" - 2017 - 240с. - ISBN: 978-5-7567-0627-7 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/97241
Рекомендуемая дополнительная литература
- Меньшенина Н. Н., Пантелеева М. В. - ЛОББИЗМ. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 133с. - ISBN: 978-5-534-08447-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/lobbizm-438564