2020/2021
Развитие навыков предпринимателя
Статус:
Майнор
Кто читает:
Кафедра венчурного менеджмента (Нижний Новгород)
Где читается:
Факультет менеджмента (Нижний Новгород)
Когда читается:
3, 4 модуль
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
60
Программа дисциплины
Аннотация
Кто такой предприниматель? Какими навыками и даже качествами он должен обладать, чтобы успешно инициировать бизнес-проект и руководить им? Ответы, казалось бы, очевидны. Он должен быть решительным, предприимчивым, знать, как зарегистрировать свой бизнес, уметь анализировать рынок, разрабатывать стратегию, управлять людьми и т.д. Однако, в современном быстро меняющемся мире этих навыков оказывается недостаточно для получения предпринимательского успеха. В мире бизнеса значимыми оказываются так называемые мягкие навыки (soft skills), среди которых адаптивность, принятие решений в условиях неопределенности, продвинутый уровень коммуникативности, умение выстраивать долгосрочные отношения со стейкхолдерами, непрерывно учиться и обучать других. С более подробным перечнем soft skills возможно ознакомиться в рамках курса «Развитие навыков предпринимателя». Обучаясь на курсе, получится не только определить, какие навыки наиболее востребованы в интересующей обучающегося сфере бизнеса, но также проанализировать личный компетентностный профиль, разработать индивидуальную стратегию обучения и развития soft skills. Итоговая оценка за курс формируется из оценок, полученных обучающимся в результате выполнения заданий аудиторной и самостоятельной работы. Усвоение знаний по курсу проверяется при помощи форумов по актуальным вопросам управления знаниями. Проектная часть обучения на курсе предполагает работу в командах – разработку карты навыков предпринимателя – и индивидуальную работу обучающихся – определение личного компетентностного профиля в части soft skills и разработку индивидуальной стратегии обучения и развития мягких навыков предпринимателя.
Цель освоения дисциплины
- Целью освоения дисциплины "Развитие навыков предпринимателя" является ознакомление с современными моделями компетенций и классификацией навыков, развитие которых способствует предпринимательскому успеху, формирование представления обучающихся о том, каким образом развивать когнитивные и метакогнитивные, социальные и эмоциональные навыки, навыки самоменеджмента, развитие способности обучающихся определять личный компетентностный профиль в части soft skills и разрабатывать индивидуальную стратегию обучения и развития мягких навыков предпринимателя.
Планируемые результаты обучения
- Определяет содержание основных мягких навыков, способствующих предпринимательской успеху
- Разрабатывает карту навыков предпринимателя
- Сравнивает мягкие навыки предпринимателя по степени значимости для той или иной сферы деятельности/рынка
- Определяет личный компетентностный профиль в части сформированности мягких навыков и критичности их развития для выбранной сферы предпринимательской деятельности
- Разрабатывает индивидуальную образовательную траекторию развития soft skills предпринимателя
Содержание учебной дисциплины
- Навыки предпринимателя: hard skills (жесткие навыки) и soft skills (мягкие навыки) для эффективной предпринимательской деятельностиВ рамках изучения темы обучающиеся составляют карту навыков, необходимых для успешного предпринимательства. Изучению подлежат современные модели компетенций и классификации навыков, развитие которых способствует предпринимательскому успеху.
- Когнитивные и метакогнитивные навыки предпринимателяПри изучении данной темы обучающиеся знакомятся с навыками, связанными с функциями мышления: критическое и креативное мышление, принятие решений в условиях неопределенности, обработка и интерпретация комплексной информации, метапознание и самообучение.
- Социальные и эмоциональные навыки предпринимателяВ рамках изучения темы у обучающихся формируется представление о навыках, предполагающих взаимодействие с другими: коммуникация и коллаборация, лидерство и инициативность, обучение других.
- Навыки самоменеджментаИзучение данной темы предполагает знакомство обучающихся с навыками самоменеджмента: целеполагание, управление собственным развитием, тайм-менеджмент, рефлексия, адаптивность.
- Самокоучинг и построение индивидуальной образовательной траектории развития мягких навыков предпринимателяИзучая данную тему, обучающиеся через систему вопросов определяют собственный компетентностный профиль в части сформированности мягких навыков и критичности их развития для выбранной обучающимся сферы предпринимательской деятельности. Далее обучающиеся разрабатывают индивидуальную траекторию развития мягких навыков, определяют стратегию самообучения.
Элементы контроля
- Участие в форумах по актуальным вопросам развития навыков предпринимателя
- Командный проект, выполняемый в аудитории - разработка карты навыков предпринимателя
- Индивидуальное задание - определение личного компетентностного профиля в части soft skills
- Индивидуальный проект - разработка индивидуальной стратегии обучения и развития мягких навыков
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.25 * Индивидуальное задание - определение личного компетентностного профиля в части soft skills + 0.25 * Индивидуальный проект - разработка индивидуальной стратегии обучения и развития мягких навыков + 0.25 * Командный проект, выполняемый в аудитории - разработка карты навыков предпринимателя + 0.25 * Участие в форумах по актуальным вопросам развития навыков предпринимателя
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Agile-менеджмент: Лидерство и управление командами: Практическое руководство / Аппело Ю. - М.:Альпина Паблишер, 2018. - 534 с.: 60x90 1/16 (Обложка) ISBN 978-5-9614-6361-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1003506
- Бирман Л.А. - Лидерство. (Бакалавриат) - КноРус - 2020 - 197с. - ISBN: 978-5-406-07483-1 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/932560
- Критическое мышление: анализируй, сомневайся, формируй свое мнение [Электронный ресурс] /Чатфилд Т.; Пер. с англ. Н. Колпаковой.; БД AlpinaDigital. – М.: Альпина Паблишер, 2019. – 328 с. – ISBN 9785961420814 – Режим доступа: http://lib.alpinadigital.ru/ru/library/book/18472.
- Л.Кроль - Эмоциональный интеллект лидера - Альпина Паблишер - 2019 - ISBN: 9785961428360 - Текст электронный - URL: https://hse.alpinadigital.ru/book/19379
- Эмоциональный интеллект руководителя в бизнес-процессах организации : монография / Е.А. Хлевная, Т.С. Киселева. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 259 с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/mono-graphy_5b9b7045595fd8.85318460. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/972076
Рекомендуемая дополнительная литература
- (HBR) Коллектив авторов - Лидерство. - Альпина Паблишер - 2016 - ISBN: 9785961440782 - Текст электронный - URL: https://hse.alpinadigital.ru/book/8000
- Abdullah, A. R., Muhammad, M. Z., & Nasir, N. A. M. (2019). The Role of Soft Skills on Business Graduates Employability. Journal of Entrepreneurship & Business, 7(2), 83–94. https://doi.org/10.17687/JEB.0702.07
- Awamleh, R., & Gardner, W. L. (1999). Perceptions of leader charisma and effectiveness: The effects of vision content, delivery, and.. Leadership Quarterly, 10(3), 345. https://doi.org/10.1016/S1048-9843(99)00022-3
- Claro, S., Loeb, S., & Stanford University, P. A. for C. E. (PACE). (2019). Self-Management Skills and Student Achievement Gains: Evidence from California’s CORE Districts. Working Paper. In Policy Analysis for California Education, PACE. Policy Analysis for California Education, PACE.
- Giffin, J., & Willis, L. (2009). Business Communication Skills: Self-Marketing and Discussion Skills. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.543D151D
- L. Stepanova N., E. Zeer F., Л. Степанова Н., & Э. Зеер Ф. (2019). Soft Skills as Predictors of Students’ Life Self-Fulfillment ; Soft skills как предикторы жизненного самоосуществления студентов. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-8-65-89
- Majid, S., Eapen, C. M., Ei Mon Aung, & Oo, K. T. (2019). The Importance of Soft Skills for Employability and Career Development: Students and Employers’ Perspectives. IUP Journal of Soft Skills, 13(4), 7–39.
- Nobre, Â. (2018). From Organisational Knowledge Management to Personal Knowledge Management - Reflecting and Researching Ongoing Management Practice: exploring the way we think through semiotics – how signification processes determine action patterns.
- Stark, E. (2019). Examining the Role of Motivation and Learning Strategies in Student Success in Online versus Face-to-Face Courses. Online Learning, 23(3), 234–251.
- Tulgan, B. (2015). Bridging the Soft Skills Gap : How to Teach the Missing Basics to Todays Young Talent. Hoboken, New Jersey: Jossey-Bass. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1057168
- Абрамов, Р. Н. (2013). Cognitive Skills and Discrimination in the Labor Market: A Commentary on Adolescent Cognitive Skills, Attitudinal/Behavioral Traits and Career Wages by M. Hall and G. Farkas ; Когнитивные способности и дискриминация на рынке труда: комментарий к статье М. Холла и Дж. Фаркаса «Когнитивные навыки и установочные/поведенческие характеристики в подростковом возрасте и уровень заработной платы».
- Брюханов, М., & Поляченко, С. (2015). Тенденции Изменений И Детерминанты Когнитивных Навыков И Компетенций: Предварительный Статистический Анализ Данных Piaac.
- Гомбоева, И. С., & Gomboeva, I. S. (2019). Критическое мышление как один из профессиональных навыков специалиста будущего: теория и практика вопроса ; Critical thinking as one of the professional skills of the specialists of the future: theory and practice issue.
- Гоулман Д. - Эмоциональный интеллект в бизнесе - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2013 - 512с. - ISBN: 978-5-91657-729-7 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62190
- Задорожнюк, Н. А., Пейчев, А. Д., Задорожнюк, Н. О., Пейчев, О. Д., Zadorozhniuk, N., & Peychev, O. (2016). Креативное мышление как основа достижения инновационного развития общества ; Креативне мислення як основа досягнення інноваційного розвитку суспільства ; Creative thinking innovation as the basis of achievement society.
- Осорина, М., Щербакова, О., & Аванесян, М. (2011). Проблемы метакогнитивной регуляции: нормативные требования и непродуктивные паттерны интеллектуальной деятельности.
- СИТНИКОВ, М. А. (2019). Эмоциональный интеллект руководителя и деятельность группы. Organizational Psychology / Organizacionnaâ Psihologiâ, 9(3), 153–173. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=139048215
- Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - Москва : Институт психологии РАН, 2009. - 351 с. - (Интеграция академической и университетской психологии). - ISBN 978-5-9270-0153-8. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1059149
- Фишер Р., Шапиро Д. - Эмоциональный интеллект в переговорах - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2015 - 336с. - ISBN: 978-5-00057-366-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62380
- ШЕВЫРЁВ А.В. (2008). Аналитическая записка «Системно-креативное мышление и управление в деятельности малого и среднего бизнеса».
- ЯКОВЛЕВА Е.В. (2014). Креативное Мышление Как Фактор Инновационного Развития.