• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

История и теория культуры

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Медиакоммуникации)
Направление: 42.03.05. Медиакоммуникации
Когда читается: 1-й курс, 1 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Афанасьева Анна Эдгардовна, Ермишина Ксения Вадимовна, Космидис Елизавета Алексеевна, Мирская Мария Леонидовна, Петрова Ирина Витальевна
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Курс состоит из двух частей, исторической и теоретической. Его первая часть сосредоточена на наиболее важных историко-культурных процессах от Древней Греции до XXI века, сформировавших западную цивилизацию. Рассматриваются различные формы социальной организации и поведения, способы мышления и художественного выражения в их историческом контексте. Вторая часть курса посвящена основным концепциям и интерпретативным стратегиям, используемым в науках о культуре для объяснения как современной культуры, так и культур прошлого. Общая цель курса - способствовать развитию рефлексивного, аналитического и критического понимания различных явлений культуры.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «История и теория культуры» являются историческое изучение западной культуры, истории становления и трансформации ключевых социальных типов и культурных практик. Теоретическая часть курса направлена на изучение основных подходов и интерпретативных стратегий, используемых в науках о культуре.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знание терминов, концепций и социогуманитарных теорий, объясняющие исторические и культурные процессы от античности до современности; умение работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников.
  • Знать содержание и значение основных культурологических терминов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение. Культура: история понятия и область исторических исследований. Культура и наследие. Cultural studies как междисциплинарный исследовательский проект.
  • Античная культура: история понятия, хронологические и географические границы. Античный урбанизм и его историческое значение. Мифология и религия греков и римлян: представление о человеке и мире, теле, душе, жизни, смерти и бессмертии; специфика культовых практик.
  • Повседневная жизнь греков и римлян: быт и роскошь, гигиена и медицина, женщины и дети. Гражданская жизнь и коллективные практики: греческий театр и спортивные игры; римские зрелища: цирковые состязания, гладиаторские бои. Образование и наука в Греции и Риме. Философские школы, библиотеки и научные центры.
  • Дискуссии о «конце» античной культуры. Христианство и римская империя. Средневековье: проблема периодизации и локализации. Методологические подходы к изучению средневековой культуры. Греческое и римское наследие в средневековой культуре: сохранение, трансформации и забвение. Западная и Восточная империи (Рим и Византия).
  • Монастырь как центр интеллектуальной и духовной культуры. Власть духовная и светская. Книжная культура и художественные практики Средневековья. Городская культура позднего Средневековья. Город как центр ремесла (мастерские, ярмарки) и знание (университет). Иерархия городов и география экономических и интеллектуальных центров. Повседневная жизнь в эпоху Средневековья: куртуазная культура и женский мир.
  • Возрождение: история понятия, периодизация и локализация. Значение греческого и римского наследия – проблема классики. Итальянские города-государства. «Итальянский стиль»: механизмы влияния и распространения в Северной Европе. Роскошь и придворная культура. Книгопечатание, гуманизм, Реформация. Великие географические открытия. Идеальное города: от архитектурного проектирования к социально-политическому реформированию.
  • Придворное общество XVII-XVIII вв. как общественный институт. Императорский двор как театр власти. Художественные стили эпохи. Двор Людовика XIV и становление абсолютизма. Дворцово-парковый ансамбль – как проект большого национального стиля. Французский регулярный парк и английский пейзажный парк. Буржуа: разные значения слова. Буржуа как социальный тип: концепции М.Вебера, В.Зомбарта, Ф.Броделя. Эволюция статуса и образа жизни буржуа. Буржуа и дворянин: критика буржуазной морали.
  • Просвещение: как интеллектуальный проект. Образы и символы Просвещения: энциклопедии, академии, масонские ложи, кофейни, журналы и печатные издания, оптические приборы и визуальные аттракционы. Свет как метафора и предмет исследования. Великая Французская революция как прототип и модель всех последующих революций (Э. Хобсбаум). Идея строительства нового мира. Идея национального наследия и рождение охранной политики (А. Грегуар). Визуальные образы ВФР и большие стили: сентиментализм и романтизм.
  • Феномен «долгого» XIX века. Империализм и его следствия. Значение имперского опыта в формировании европейских культур и идентичности европейцев в XIX в. «Ориентализм» Э. Саида. Способы ориентализации «мира вне Европы». Большие города как лаборатория модерна. Буржуа и пролетарии как культурные и социальные типы. Место интеллигенции в обществе и культуре модерна. Массовое общество. Импрессионизм, экспрессионизм, сюрреализм, авангардные течения.
  • Современные подходы в исследованиях культуры
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Коллективная презентация
  • неблокирующий Письменный тест
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 1 модуль
    Итоговая оценка (Оитог) складывается из накопленной оценки (Онакопл) и оценки за экзамен (письменный тест) (Отест), рассчитываемой в следующей пропорции: Оитог = 0,5* Онакопл + 0,5* Отест Накопленная оценка (Онакопл) складывается из оценки за работу на семинарах (Осеминары) и двух коллективных презентаций в аудитории (Опрезентации). Эти оценки имеют следующий вес: Онакопл = 0,6* Осеминары + 0,2* Опрезентация1 + 0,2*Опрезентация2
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Драч Г.В. под общ. ред. и др. - Культурология - КноРус - 2016 - ISBN: 978-5-406-05017-0 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/918805

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Доброхотов, А. Л. Философия культуры : учебник / А. Л. Доброхотов. — Москва : Высшая школа экономики, 2016. — 557 с. — ISBN 978-5-7598-1191-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/100169 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Афанасьева Анна Эдгардовна