Бакалавриат
2021/2022
Социология
Статус:
Курс обязательный (Медиакоммуникации)
Направление:
42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает:
Департамент социологии
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
1-й курс, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Бархатова Лариса Александровна,
Михеев Игорь Станиславович,
Нарьян Светлана Кареновна,
Полухина Елизавета Валерьевна,
Сорвин Кирилл Валентинович,
Стрельникова Анна Владимировна
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
50
Программа дисциплины
Аннотация
Курс условно состоит из двух разделов.
Задача первого раздела – «Социальные явления и социологические теории общества» – дать общее представление о предмете социологии: о специфике социологического знания в отличие от других социальных наук, об основаниях различных социологических подходов, научить студентов осмысливать различные явления социальной жизни, опираясь на научные принципы, дать основы социологического видения проблем, встречающихся в профессиональной деятельности Для решения этих задач, помимо лекционного материала, рекомендуется онлайн-курс А.Б. Гофмана «Общая социология» (https://openedu.ru/course/hse/GSOC/#) в котором системно представлены основные понятия социологии, показана их эволюция в истории социальной мысли, показана панорама дискуссий по ключевым вопросам социальной теории.
Задача второго раздела – «Основные методы социологических исследований» - сформировать у студентов базовый уровень компетенций в области проведения эмпирических социологических исследований и работы с социологической информацией. Студенты получат представление о различиях качественной и количественной стратегии исследования, а также овладеют базовыми принципами работы с социологическими методами - анкетным опросом, интервью, наблюдением.
Усвоение данного курса позволит студентам приобрести и развить базовые навыки социологических исследований различных явлений и процессов, научиться грамотно применять социологические подходы в решении своих профессиональных задач и оценивать достоверность результатов и обоснованность выводов эмпирических социологических исследований.
Цель освоения дисциплины
- Основной целью курса «Социология» является формирование у студентов представления о социологии как академической и прикладной дисциплине – освоении системы базовых социологических понятий, овладении основными методами эмпирической социологии, ознакомлении с применением социологических подходов к исследованию общественных явлений и процессов.
Планируемые результаты обучения
- Понимает отличие социальных наук от естественных
- Знает базовые понятия теории стратификации и понимает типы социального неравентсва
- Знает основные принципы и понятия общей социологии.
- Умеет осмысливать различные явления социальной жизни, опираясь на научные принципы
- Знает методы сбора данных, применяющихся в социологических эмпирических исследованиях, их основные достоинства и недостатки, общие принципы интерпретации данных социологических исследований.
Содержание учебной дисциплины
- Социология как мультипарадигмальная наука: что и как изучают социологи
- Социальная стратификация, социальное неравенство и социальная мобильность
- Методы сбора данных в социологии: как получить новое знание о социальном мире?
- Микросоциология: найти общество в малом
Элементы контроля
- ЭссеПримеры заданий для повторной пересдачи и критерии оценки Повторная пересдача включает в себя написание студентом письменного ответа на билет из двух поставленных вопросов с последующим обсуждением членами комиссии и студентом. При повторной пересдаче не учитывается накопленная оценка, полученная в ходе курса, т.е. O пересдача = О итог. Примеры вопросов: 1. Опишите основные классификации социальных групп, приведите примеры 2. Дайте определение понятия социальной идентичности. Опишите специфику измерения проявлений социальной идентичности. 3. Опишите классические и современные представления о социальной структуре. Как менялась иерархичность общества и представления о ней? 4. Опишите подходы к определению социального статуса и социальной мобильности. Что такое социальная мобильность, каковы ее виды? 5. Приведите примеры социальных институтов и их трансформаций. 6. Что собой представляет «классическая» программа в количественном исследовании? Опишите ее элементы. 7. Какие возможны типологии методов сбора данных в социологии? Приведите примеры различных типологий. 8. Опишите базовые правила составления анкеты. Какие типы вопросов используются в анкетах? Приведите примеры. 9. Социализация первичная и вторичная, ее роль в обществах различного типа. Развернутый ответ на каждый вопрос оценивается в 5 баллов. Критерии оценки заданий для повторной пересдачи ˗ стиль и внутренняя организация (ясность, упорядоченность, согласованность и логичность изложения); ˗ знакомство с источниками (знакомство с литературой по курсу, материалами лекций и практических занятий); ˗ раскрытие темы, полнота изложения материала; ˗ наличие признаков критического мышления и методической рефлексии.
- ЭкзаменСм. нелинейную формулу оценивания.По дисциплине предусмотрено выставление автоматов (О итоговая=О накопленная) в случае, если сумма оценок по элементам текущего контроля составляет 6 и более баллов. Если сумма оценок по элементам текущего контроля составляет 5 и менее баллов, то студент приглашается на письменный экзамен. В этом случае вес накопленной оценки составляет 0,6, а вес экзамена - 0,4. Письменный экзамен выполняется в конце курса в присутствии преподавателя. Перед началом работы студенту дается задание с вопросами, которые составляются с учетом материала, пройденного как на лекционных, так и на семинарских занятиях по всему курсу. Ответы излагаются письменно. Использование каких-либо текстов запрещается. Время написания работы – 80 мин.
- Домашнее заданиеПримеры заданий для повторной пересдачи и критерии оценки Повторная пересдача включает в себя написание студентом письменного ответа на билет из двух поставленных вопросов с последующим обсуждением членами комиссии и студентом. При повторной пересдаче не учитывается накопленная оценка, полученная в ходе курса, т.е. O пересдача = О итог.
- Активность на семинарских занятияхАктивность на семинарских занятиях предполагает следующие виды индивидуальной деятельности студента: • высказывание аргументированных комментариев и суждений по изучаемой теме; • формулирование проблемных вопросов к докладчику (при обсуждении доклада); • выступление с докладом по заданному тексту (при подготовке доклада в формате презентации Power Point необходимо, во-первых, выделить главную авторскую мысль, во-вторых, изложить кратко (5-7 мин.) основное содержание текста, в-третьих, высказать свои комментарии по поводу прочитанного текста, детально и аргументировано ответить на вопросы); • индивидуальное выступление по результатам групповой работы. Уважительной причиной пропуска занятий считается только та, которая подтверждена соответствующим документом, сданным в Учебный офис образовательной программы. В случае уважительной причины пропуска занятия его вес равным образом распределяется между оставшимися занятиями. Пересдача данного элемента контроля не производится.
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 4 модульЕсли О итоговая >= 6 баллов, то О итоговая = О накопленная. Если О итоговая <= 5 баллов, то О итоговая = О накопленная*0,6+О экзамен*0,4
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Как организовать и представить исследовательский проект : 75 простых правил, Радаев, В. В., 2001
- Касьянов В. В. - СОЦИОЛОГИЯ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 221с. - ISBN: 978-5-534-09839-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sociologiya-massovyh-kommunikaciy-428767
- Социология, Гидденс, Э., 2005
Рекомендуемая дополнительная литература
- Дюркгейм Э. ; Пер. Гофман А. Б. - СОЦИОЛОГИЯ. ЕЕ ПРЕДМЕТ, МЕТОД, ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ 4-е изд. - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 307с. - ISBN: 978-5-534-06587-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sociologiya-ee-predmet-metod-prednaznachenie-412077
- Социология культуры : учеб. пособие для вузов, Ионин, Л. Г., 2004